В настоящее время все актуальнее становится задача о воспитании в стенах вуза из каждого студента специалиста, на творческом уровне выполняющего свои профессиональные обязанности.
Результаты вступительного тестирования абитуриентов, поступивших на факультет иностранных языков в 2006-2007 учебном году, показали, что, несмотря на увеличение числа желающих поступить на факультет, большой процент первокурсников имеют посредственные знания. Анкетирование, проведенное среди студентов 1 - 2 курсов факультета иностранных языков, показало, что 25% наших студентов поступили на факультет только по желанию родителей, и только 30 % реприантов при повторной возможности выбрали бы вновь этот факультет. Лишь 42 % студентов учится, потому что это им интересно, и 57,6 % планируют связать свою жизнь после окончания университета с выбранной специальностью. 12 % студентов вуза довольны своими успехами в учении, почти все хотели бы достичь лучших результатов. Большинство (72 %) понимает, что надо заниматься больше самостоятельно, так как школьная подготовка недостаточно высокого уровня. Основная масса студентов занимается 2-3 раза в неделю перед практическими и семинарскими занятиями, преобладает ориентация только на получение хорошей отметки и равнодушие к самому процессу добывания знаний. Но ни один студент не желает иметь отрицательные результаты в учении, часто не зная, как добиться лучших успехов, или просто не умея работать систематически, но практически все (94,3%) хотят иметь высокие баллы.
Kaк показали наши наблюдения, в стенах школы не у всех учащихся сформированы основные учебно-познавательные умения (умения работать с литературой, решать задачи, проводить эксперимент); у части обучаемых существенны пробелы в знаниях и умениях; знания являются декларативными; усвоение учебного материала происходит на репродуктивном уровне; сформированы эмпирические знания, эмпирическое мышление; обучаемый неуверен в себе, не умеет работать регулярно и систематически, неорганизован, пассивен в учебе. Несмотря на то, что в настоящее время значительно изменились интересы и потребности студентов, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы, вся система ценностных ориентации; приоритет отдается специальностям, связанным не просто с иностранными языками, а с переводческой деятельностью и ЭВМ.
В этих условиях возрастает роль высшего образования, призванного, вооружив вчерашнего выпускника школы, а ныне студента вуза углубленными фундаментальными знаниями, практическими умениями и навыками, воспитать из каждого студента творческую личность. К сожалению, многие ученые-преподаватели не видят необходимости в изменении традиционной технологии обучения, мало знакомы с трудами психологов и педагогов, ждут, когда из школы придут подготовленные абитуриенты, забывая при этом, что развитие личности - прогрессивное количественное и качественное изменение в мотивационной, интеллектуальной, эстетической, нравственной или каких-либо других свойствах личности - происходит под педагогическим воздействием, а для самой личности часто остается не замеченной. [2] Большинство сегодняшних специалистов учились в то время, когда средняя школа была для всех своих учащихся надежным трамплином в жизнь. По оценкам независимых экспертов, оценивавших народное образование разных стран мира, в нашей стране была создана одна из лучших в мире систем народного образования [5], где учеными-педагогами и творчески работающими учителями школ была разработана достаточно совершенная методика обучения. Однако в сфере образования нашли место и негативные тенденции, и самая главная из них – ослабление внимания к качеству подготовки специалистов, когда обучение без учета индивидуальных особенностей учащихся, ориентация на среднего ученика привело к снижению интереса старшеклассников к учению. [3]
Также как и в школе, студенческая группа постепенно разделилась на две части: на тех, кто учился успешно, и на тех, кто оставался в их тени. Постепенно доля вторых увеличивалась. Активность на занятиях проявляла лишь небольшая часть студентов, они были интересны преподавателям, а остальные студенты оставались и вузе “в тени”, увеличивая процент выпускаемого вузами брака.
Наблюдения за работой студентов 1-5 курсов факультета иностранных языков позволили сделать вывод о том, что совершенствовать технологию обучения следует направлении повышения требования к научно-исследовательской подготовке отдельного конкретного студента, развития у него творческих способностей, чувства ответственности, повышения уровня общей культуры, интеллигентности, уровня мотивации к своей профессиональной подготовке. Это возможно при организации учебного процесса, основанного на сотрудничестве и сотворчестве со студентами, на глубокой вере в возможности каждого обучаемого, на доверии и высокой требовательности, на предоставлении большей автономности именно студентам. Необходимо делать акцент не на репродуктивный уровень сформированных способностей, а на творческий, ведь творческие способности студентов формируются в учебной творческой деятельности при усвоении теоретического материала, при решении учебных задач, при выполнении учебно-исследовательских работ на практических занятиях и при выполнении заданий для самостоятельной работы.
Современная система образования должна учитывать широкий спектр возможностей современного образовательного пространства. В силу этого система образования должна трансформироваться в сторону открытости, динамичности, вариативности, то есть в своем развитии учитывать принцип открытости, который сможет быть плодотворным и в полной мере реализоваться только тогда, “когда будет опираться на глубокую культуру самопознания…”. [4]
Именно открытость образования подразумевает не только неограниченный поток информации, но и наличие культурного пласта знаний, достижений, традиций, которые в определенной мере проецируют будущее системы и рождение нового. Этому также способствует и реализация принципа интегративности, который обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.
Нельзя не учитывать принцип креативности, который ориентирует на формирование творческой индивидуальности, выработку творческого стиля деятельности, нестандартное решение педагогических задач, способность к инновациям. Главными признаками творчества являются: - создание нового или существенное усовершенствование известного; - оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов; - взаимосвязь творчества, сотворчества и самотворчества, самосозидания. [6]
Для того, чтобы соответствовать современным требованиям образовательного процесса преподавателю нужно изучать специальную литературу по формированию творческих способностей студентов, проектировать и организовывать занятия по развитию творческих способностей всех студентов группы, самоорганизовывать рефлексивную деятельность, организовать особую природу отношений преподавателя и студентов, в основе которых – “гибкое и динамичное, зависящее не столько от внешнего контроля, сколько от правильного понимания законов развития личности участниками взаимодействия, которое следует рассматривать как процесс взаимовлияния, взаимообогащения и преподавателя и студента”. [1]
Общий механизм развития деятельности предполагает, что в процессе профессионального образования все действия студентов сначала выполняются исключительно на основе внешних опор, данных им преподавателем, постепенно переходя на уровень внутреннего контроля.
Достижение нового качества образования внутри вуза предполагает выработку новой стратегии деятельности, на основе преобразования во всех его компонентах, рефлексию этих преобразований, с одной стороны, и развитие потребностей проявления индивидуально-творческого начала личности - с другой, что предполагает включенность субъектов в духовно-практическую работу по созиданию самих себя (и студентов, и преподавателей).
В настоящей статье мы имеем возможность лишь коснуться некоторых аспектов развития творческих способностей студентов на занятиях по практике устной и письменной речи на примере занятий по теме “Живопись” у студентов 5 курса факультета иностранных языков в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга.
При проведении занятий используются два базовых учебно-методических пособия: Дьяченко Л.В., Коряжкина О.В. “Art across time: Activity book”, и Дьяченко Л.В. “Art across time: Supplementary reading”.
Так, изучение темы “Общественный портрет” предполагает введение на первом этапе определенного количества лексических единиц, далее – изучаются тексты, содержащие новые лексические единицы, затем предлагаются к выполнению следующие упражнения: “answer the questions”; “find out English equivalents for”; “paraphrase or explain the following phrases”; “do a literary translation into Russian”; “comprehension questions and points for discussion”; “translate the italicised phrases”; “use them in your own sentences”; “retell the texts in details”; “describe one of the canvases you like”.
1. При первичных заданиях студентам предлагается целый ряд выражений, которые могут облегчить выполнение данного упражнения, а также визуальная опора – репродукция картины художника.
Describe the portrait of Mrs. Richard Brinsley
Sheridan by T.Gainsborough. Use the following words and phrases in your description:
colour-scale, palette, cool tone, light keyed, prevailing
colour, to be imbued with, to besurrounded with an aura of,
to render, to convey, to suggest, spontaneity, reserve,
airiness, spirituality, gentle, exquisite,
subtle, insight, to blend, to be enveloped,
to catch a transient mood.
2. Затем студентам для описания того или иного произведения предлагается лишь ряд выражений без визуальной опоры:
Describe V. Serov’s “Girl with Peaches” using the following vocabulary: patches of light; local colour; flecks of light; highlights; to be enveloped in atmosphere; to be bathed in light; colour-scheme; off-centre; against the background; sketchy technique; brush strokes; to be concerned; to render; to convey; to be imbued with; to be surrounded with an aura of poetic sentiment
3. После отработки лексического материала, предлагаются упражнения, предполагающие выведение владения лексическим материалом на уровень свободного владения: “describe some of the ceremonial portraits and say in what the originality of each of the mentioned artists’ lies. Make use of the following expressions”.
Describe the reproduction of I.Levitan’s “March”; speak about its composition, colour-scheme and mood.
4. Далее несколько усложняется задание, предлагая студентам самостоятельно найти картины того или иного художника и описать их или перевести с русского на английский язык целый ряд упражнений, определить художника и описать одну из наиболее понравившихся картин, например:
I. Find out one of the M.Vrubel’s reproductions and describe it using the vocabulary you learnt.
II. Translate the texts into English. Try to guess the painter. Describe one of his canvases using all the vocabulary you learned.
Француз, наиболее выдающийся художник своей эпохи. “Моцарт живописи”. Жил с 1684 по 1721 год, в эпоху разложения феодальной абсолютистской монархии. Не придворную знать изображает этот художник в своих картинах и жанровых сценах, а музыкантов и артистов... Он располагает свои фигуры на пейзажном, парковом фоне. С исключительным мастерством передает ощущение влажности, трепетности воздушной среды. Его тонкий, нежный колорит передает характерность изображаемого, схватывает сущность. Его искусству свойственны изящество, грациозность, никогда не переходящие в манерность и утонченность, характерные для подражателей. “Отплытие на остров Цитеру” - одна из наиболее знаменитых его картин. В Эрмитаже (Санкт-Петербург) находится одна из картин художника - “Савояр” и характерный образец его творчества “Затруднительное предложение”. В Москве в Музее изобразительных искусств А. С. Пушкина - “Бивуак”.
5. На завершающем этапе изучения темы студентам предлагается составить загадки по той или иной изученной теме и предложить их студентам своей группы на занятии:
The purest lyricist of English painters, essentially the woman’s painter whose sitters and the background merge into a single entity becoming almost transparent, the real master of the blue colour. (Thomas Gainsborough)
The painter of Neo-classicism who painted many portraits of Napoleon. (Jacques Louis David)
One of the greatest English artists who depicted both high life and low life, derided human superstition, brutality and hypocrisy, whose earth-bound scenes were teem with life. (William Hogarth)
This painter is very famous. He was the first of the Wanderers to compile national ideals. This work is one of the greatest paintings in the world of pictorial art. The subject of the painting is band on a historical fact which occurred during the reign of Tsar Alexei Mikhailovich, the father of Peter I. (“The Boyarina Morozova by Vassilii Surikov)
6. Обязательно учитывается и региональный компонент:
a) Предлагается ряд упражнений, который побуждает студентов знакомиться с творчеством Камчатских и дальневосточных художников, а также посетить выставочный центр г.Петропавловска-Камчатского с тем, чтобы подготовить высказывание по проблеме:
Describe the picture of Kamchatka’s painter V.Yefimov “At the Foot of the Volcano” using all the vocabulary you learnt.
b) А также студенты готовят высказывания по своему видению родного края, максимально используя изученный лексический материал:
This is an example of student’s vision of Kamchatka. Give your own description of the picture using the vocabulary.
В качестве завершающих элементов в овладении всем материалом студентам предлагается составить свои и решить предложенные им кроссворды по искусствоведческой тематике (Приложение 1). Предварительно студентам предлагается список дополнительной литературы, которую необходимо прочитать для успешной работы на занятии, а также подобрать картины известных или неизвестных художников и подготовить собственные высказывания по теме “Живопись”.
Данная методика и пособия были также апробирована с учащимися 10-11 классов на базе Центра образования для одаренных детей “Эврика”.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при обучении студентов на современном этапе необходимо наряду с традиционными методиками применять креативные методики обучения иностранному языку, что позволяет усваивать большое количество речевых, лексических и грамматических единиц; активно использовать усвоенные знания, навыки и умения в практике устно-речевого общения на иностранном языке; уметь использовать полученный языковой материал не только в собственной речи, но и при понимании речи собеседника; формировать гибкий навык переноса усвоенных речевых единиц в варьируемые ситуации общения; учиться преодолевать внутреннюю и внешнюю скованность и стеснение.
Список литературы:
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Владос, 1994. – 336 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994.
- Усова А.В. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования. - Челябинск, 1997.
- Фишер М.И. Реформа образования: равенство возможностей?//Философские проблемы образования. – М,: Изд-во РАГС, 1996. – С.136-138.
- Чернецов П.И. Доступное образование: состояние и условия развития // Проблемы школьного образования: Сборник статей. - Челябинск: Изд-во “Факел” ЧГПУ, 1998. - С. 16-21.
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – Владимир, 1993.