Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверка явки учащихся.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Создание эмоционального настроя у учащихся на работу.
Учитель: Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924гг.) заметил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем поглощать знания с большим аппетитом, ведь они нам скоро понадобятся.
2. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Производная и ее применение», на котором мы должны, систематизируя знания и умения, подготовиться к контрольной работе.
3. Устные упражнения:
- Что называется производной?
- Если на дороге произошла авария, то инспектора ГИБДД интересует скорость в момент аварии. Как она называется?
- Как связана мгновенная скорость с производной?
- В чем заключается геометрический смысл производной?
- На рисунках изображены графики функций и касательные к ним в точке а. Укажите функцию, производная которой в точке а равна 1?
- Назовите по данным таблицы промежутки возрастания и убывания функции, а также точки максимума и точки минимума.
x | (-∞; -1) | -1 |
(-1; 0) | 0 | (0; 2) | 2 | (2; +∞) |
(x) | - | 0 | + | 0 | - | 0 | + |
f(x) | -1 | 0 | -3 |
- Используя график функции, найдите интервалы монотонности и точки экстремума, а также наибольшее и наименьшее значения функции.
4. Дидактическая игра «ЛОТО».
В специальном конверте предлагается набор карточек(9шт.) - это карточки- задания. Имеется другой набор карточек - это карточки- ответы, которых больше, т. к. среди ответов есть ложные. Решая пример, учащийся находит ответ, и этой карточкой (ответ) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены верно, то обратные стороны карточек- ответов составляют картинку или рисунок. Номера в специальной карте совпадают с номерами карточек- заданий.
Задания для игры:
5. Историческая справка (докладывает учащийся).
Дифференциальное исчисление создано Ньютоном и Лейбницем сравнительно недавно, в конце столетия. Тем более поразительно, что задолго до этого Архимед не только решил задачу на построение касательной к такой сложной кривой, как спираль, но и сумел найти максимум функции f(x)= x²(a-x).
В 17 в. на основе учения Г. Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения, примененные к разным задачам, встречаются уже у Р. Декарта, французского математика Роберваля (1602-1675), английского ученого Д. Грегори (1638-16750, в работе И. Барроу (1630-16770).
Систематическое учение о производных развито Лейбницем и Ньютоном, который сформулировал и две основные проблемы анализа:
- Длина проходимого пути постоянно дана; требуется найти скорость движения в предложенное время.
- Скорость движения постоянно дана; требуется найти длину пройденного в предложенное время пути.
Первая проблема задает программу развития дифференциального исчисления.
Вторая относится к интегральному исчислению.
6. Построение графика функции.
По данным таблицы постройте схематично график функции (все учащиеся в тетрадях, один на доске).
x | x<-1 | -1 | -1<x< | <x<0 | 0 | 0<x< | <x<1 | 1 | x>1 | ||
(x) | - | 0 | + | + | + | 0 | + | + | + | 0 | - |
(x) | + | + | + | 0 | - | 0 | + | 0 | - | - | - |
f(x) | 0 | 0,8 | 2 | 3 | 4 | ||||||
max | перегиб | перегиб | перегиб | min |
7. Конкурс «Верно -Не верно».
Во время этой работы учащиеся используют сигнальные карточки (зеленый цвет - учащийся согласен с ответом, красный - не согласен).
- Верно ли, что в точке возрастания функции ее производная больше нуля?
- Верно ли, что если производная функции в некоторой точке равна нулю, то в этой точке имеется экстремум?
- Верно ли, что производная произведения равна произведению производных?
- Верно ли, что наибольшее и наименьшее значения функции на некотором отрезке наблюдаются или в стационарных точках, или на концах отрезка?
- Верно ли, что любая точка экстремума является критической точкой?
Учитель: «Когда математические задачи решаются легко, это служит наилучшим доказательством того, что силы, которые математика должна была развить, уже развились». Так сказал ученый Юнг Д. Вот мы сейчас и посмотрим, развились ли эти силы у вас, ребята.
8. Решение задач.
Во время этой работы трое учащихся получают карточки- задания, пятеро учащихся проходят тестирование на компьютерах, остальные решают задачи, по очереди выходя к доске. Затем меняются.
Карточка №1.
Найдите наибольшее и наименьшее значения функции y = x4 – 8x2 = 5 на отрезке [-3;2].
Карточка №2.
Найдите точки экстремума функции
Карточка №3.
Найдите интервалы монотонности функции y=2x3 – 3x2 – 36x + 40
Задачи:
- Найти критические точки функции
- Найти точки экстремума и значения функции в этих точках
- Найти наибольшее и наименьшее значения функции
- У Л. Н. Толстого есть рассказ «Много ли человеку земли надо?». О том, как крестьянин Пахом, который мечтал о собственной земле и собрав, наконец, желаемую сумму, предстал перед требованием старшины: «Сколько за день земли обойдешь, вся твоя будет за 1000 рублей. Но если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои денежки». Выбежал утром пахом, прибежал на место и упал без чувств, обежав четырехугольник периметром 40 км. Наибольшую ли площадь при данном периметре получил пахом?
9. Тестирование.
Вариант 1.
1. Найдите наименьшее значение функции на отрезке
1) –8; 2) –11; 3) 12; 4) 8.
2. Найдите значение выражения 6x1 + x2, где x1- точка минимума, x2 - точка максимума функции
1) 9; 2) 5; 3) –1; 4) -3.
3. Используя график функции y=f(x), укажите точку минимума:
1) –1; 2) 1; 3) 2; 4) 0.
4. Найдите промежутки возрастания функции
1) (0; 6); 2) (-∞; 0); 3) (6; +∞); 4) (0;1/6).
Вариант 2.
1. Найдите наибольшее значение функции на отрезке
1) 17; 2) 16; 3) 13; 4) 20.
2. Найдите значение выражения 3x1 + x2, где x1- точка максимума, x2- точка минимума функции
1) 7; 2) –9; 3) 8; 4) 4.
3. Используя график функции y=f(x), укажите точку максимума:
1) –1; 2) 0; 3) 2; 4) 1.
Найдите промежутки убывания функции
1) (-∞; 0); 2) (0;1/2); 3) (0; 2); 4) (-2;0).
10. Подведение итогов урока
- Подводятся итоги каждого этапа урока.
- Ответы на вопросы учащихся.
- Объявление и комментирование оценок.
11. Домашнее задание: §48-§52, №№959(1), 961(2), 962(2;4), №970(1)- дополнительно.
Литература:
- Алимов Ш. А. и др. Алгебра и начала анализа. – 11- е изд. –М.: Просвещение, 2005.
- Смирнова Л. Н. Устные упражнения на уроках математики.-М.: Просвещение, 1996.