Тема урока: «Сера».
Цели урока:
- Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простого вещества, а следовательно, и её аллотропию, а также формы некоторых соединений серы.
- Химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций.
- Закрепить навыки работы на электронной доске (слайд 2).
План урока:
- Повторение строения и свойств кислорода
- Строение, свойства серы в сравнении с кислородом и на основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
- Сера – простое вещество.
- Физические свойства серы. Аллотропные видоизменения серы.
- Химические свойства серы (слайд 3).
I. Показываем на экране элементы 6 группы главной подгруппы. (Электронный учебник «Общая и неорганическая химия 10–11 классы»)
II. Беседа с классом по следующим вопросам:
- Какие элементы располагаются в 6-А группе?
- Сколько форм существования элемента?
- Какие это элементы? (слайд4)
III. Переходим к следующему этапу. Используем презентацию (Приложение 1).
Повторяем строение атома кислорода на
основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Прежде чем приступить к изучению серы, повторим
строение и свойства кислорода.
Используем интерактивную доску.
Откроем сохранённый документ, созданный на
прошлом уроке. Открывается схема строения
кислорода.
Заполняет отвечающий ученик на интерактивной доске.
Атом кислорода располагается во 2 периоде, 6А
группе, порядковый номер 8
Физический смысл данных показателей: 8
электронов вращаются на двух электронных слоях,
на внешнем слое 6 электронов. Электронный уровень
не завершен. До завершения недостаёт два
электрона. У атома кислорода самый маленький
радиус, поэтому кислород почти всегда принимает
электроны, проявляя степень окисления –2
(исключение фтор). Кислород сильный окислитель. (слайд
5)
IV. Переходим к изучению новой темы. На интерактивной доске записываем тему урока.
1. Строение, свойства серы на основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Беседа с учащимися по следующим вопросам:
1). Какое положение занимает сера в ПСХЭ Д.И.
Менделеева?
2). Каков физический смысл данных показателей
серы?
3). На интерактивной доске и в тетрадях заполните
схему строения атома серы по аналогии с
кислородом.
Ответ: 3 период, 6А группа, порядковый номер 16.
Заряд ядра +16, 16 электронов вращаются на 3
электронных уровнях, на внешнем уровне 6
электронов, как и у атома кислорода до завершения
недостаёт 2 электрона. Сера может принять два
электрона, проявляя степень окисления –2 (H2+
S–2). У кислорода два электронных уровня, а у
серы три. Радиус серы больше радиуса кислорода.
Сера может предоставить более
электроотрицательному элементу 2 электрона,
проявляя при этом степень окисления +2 (S+2O–2)
(слайд 6)
Проблемный вопрос: Может ли атом серы проявлять другие степени окисления?
Для ответа на этот вопрос распределим
электроны по уровням, подуровням, по орбиталям.
Это задание выполняет один из учащихся на
электронной доске, а остальные учащиеся в
тетрадях.
Учащийся объясняет распределение электронов.
На первом уровне один подуровень и одна орбиталь,
заполненная полностью. На втором уровне два
подуровня и четыре орбитали, заполненные
полностью. На третьем уровне три подуровня и
девять орбиталей. Появляется d-подуровень, он в
спокойном состоянии атома не заполнен. Внешний
электронный слой заполнен так же, как и у
кислорода. Есть две орбитали, имеющие пары
электронов. В возбуждённом состоянии может
происходить разъединение пары электронов. При
разъединении одной пары электрон перескакивает
на d-подуровень, образуется четыре не спаренных
электрона, которые сера может предоставлять
более электроотрицательным атомам, проявляя при
этом степень окисления +4 (S+4O–22).
При разъединении ещё одной пары электронов
образуется 6 неспаренных электронов, которые так
же сера может предоставлять более
электроотрицательным атомам, проявляя при этом
степень окисления +6.(S+6 O–23).
Вывод: Сера может быть и окислителем и
восстановителем со степенями окисления: –2, 0, +2,
+4, +6. Например:
По отношению к кислороду, сера проявляет
восстановительные свойства. По отношению к
водороду, металлам и менее электроотрицательным
неметаллам сера проявляет окислительные
свойства.
Долее перейдём ко второй форме существования
серы.
2. Сера, как простое вещество. (слайд 7)
Сера образует молекулы с чётным числом атомов. S2, S4, S6, S8. При обычных условиях устойчивая молекула S8, имеющая структуру короны.
Из таких молекул построены две аллотропные
кристаллические модификации серы: РОМБИЧЕСКАЯ И
МОНОКЛИННАЯ. Ромбическая лимонно-жёлтая
кристаллическая сера . При температуре 95*С
ромбическая переходит в моноклинную. При
температуре 119*С она плавится, около 160*С кольца
молекул S8 разрываются, образуя бесконечные
спирали. Моноклинная переходит в
тёмно-коричневую смолообразную пластическую
серу.
Все формы через определённое время переходят в
ромбическую.
Сера не растворяется в воде. Кристаллы серы в
воде тонут, порошок плавает на поверхности, так
как мелкие кристаллики серы водой не смачиваются
и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками
воздуха. (Демонстрация опыта)
В качестве закрепления используем электронный
учебник.
Просмотр фрагментов электронного учебника
«Репетитор» (демонстрация опыта) и просмотр
фрагментов электронного учебника
«Неорганическая химия» (строение серы).
Переходим к изучению следующего раздела.
3. Химические свойства серы.(слайд 8)
1) Взаимодействие с металлами. (слайд 9)
При обычных условиях сера вступает в реакцию с
щелочными и щёлочноземельными металлами, медью,
ртутью, серебром. Реакция серы с ртутью
используется для сбора ртути. Такой процесс
называют демеркуризацией.
При нагревании сера реагирует и с другими
металлами (Zn, Al, Fe ) и только золото не
взаимодействует с ней ни при каких условиях.
Электронный учебник «Неорганическая химия».
Смотрим демонстрацию опыта «взаимодействие серы
с металлами».
Рассматриваем на интерактивной доске несколько
реакций взаимодействия серы с металлами с
использованием метода электронного баланса
- Взаимодействие с ртутью
Hg0 + S0 = Hg+2 S–2
Hg0 – 2e ––> Hg+2 1 восстановитель
окисления
S0 + 2e ––> S–2 1 окислитель
восстановления
- Взаимодействие с натрием
2Na0 + S0 = Na+2 S–2
Na0 – e ––> Na+ 2 восстановитель
окисления
S0 + 2e ––> S+2 1 окислитель
Восстановления
2) Взаимодействие с водородом. (слайд10)
S0 + H02 ––> H+ 2S–2
S0 + 2e ––> S–2 1 окислитель
Восстановления
H02 – 2e ––> 2H+ 1 восстановитель
Окисления
С металлами, с водородом сера проявляет окислительные свойства.
3) Взаимодействие с углеродом. (слайд11)
S0 + C0 = C+4S–22
S0 + 2e ––> S–2 2 окислитель
Восстановления
C0 – 4е ––> C+4 1 восстановитель
Окисления
C менее электроотрицательными неметаллами, сера проявляет окислительные свойства.
4) Взаимодействие с кислородом. (слайд12)
S0 + О02 = S+4О–22
S0 – 4e ––> S+4 восстановитель
Окисления
О02 + 4е ––> 2O–2 окислитель
Восстановления
По отношению к сильным окислителям сера проявляет восстановительные свойства.
Заканчиваем урок общими выводами, которые выделены в презентации.
Выводы: (слайд13)
- Сера имеет 3 электронных уровня. Радиус серы больше радиуса кислорода. Сера может быть окислителем и восстановителем.
- Молекулы серы с чётным числом атомов: S2, S4,S6 S8
- Вступает в реакции с металлами, неметаллами и со сложными веществами.
- По отношению к металлам, водороду и менее электроотрицательным неметаллам сера является окислителем со степенью окисления –2.
- По отношению к фтору, кислороду, более электроотрицательным неметаллами, сложным веществам – сера является восстановителем со степенями окисления.ок.+2,+4,+6