Тема: «Характер человека»
«У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
и, наконец, тот, который есть в
действительности».
В. Гюго
Цель: познакомить учащихся с понятием «характер», помочь в осознании своих особенностей и черт характера, развить навыки самоанализа и самовоспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое «характер» человека?
2. Какие факторы влияют на формирование
характера?
3. Меняется ли характер в течение жизни?
Оборудование:
1. Плакат с эпиграфом.
2. Плакаты с правилами работы групп.
3. Плакат с определением понятия «характер».
4. Карточки с чертами характера для каждой группы.
5. Бланки желтого цвета с перечислением черт
характера для каждой группы и для экспертов (Приложение 1).
6. Бланки зеленого цвета (Приложение
4).
Ведущий. Добрый день, ребята!
Рассаживайтесь удобней, не стесняйтесь
и будьте внимательны. Сегодня мы
собрались, чтобы поговорить на тему
«Характер человека». Характером мы объясняем
многие поступки, свои и чужие, иногда ищем в нем
единственную причину наших промахов. Цель
нашей работы – выяснить, что мы понимаем
под словом «характер», узнать, что или кто
влияет на характер человека, а также выяснить,
можно ли изменить свой характер в желательную
для себя сторону.
Сегодня мы встретились с вами
на очередном заседании «Лаборатории
нерешенных проблем». Кто-то из вас
уже присутствовал на наших заседаниях, а кто
– то пришел в первый раз. Давайте
вспомним, что же обозначает слово ЛАБОРАТОРИЯ.
(Идет обсуждение в группах).
Ведущий. Лаборатория – это
специально оборудованное помещение
для проведения опытов, исследования
проблем.
Мы сегодня будем исследовать понятие
«характер человека». Эпиграфом к заседанию нашей
лаборатории мы выбрали слова известного
писателя Виктора Гюго: «У каждого человека
три характера: тот, который ему приписывают; тот,
который он сам себе приписывает; и, наконец, тот,
который есть в действительности». У вас в ходе
работы сформируется свое понятие о характере
человека и свое отношение к словам В.Гюго.
Было бы хорошо, если бы слова эпиграфа были заранее написаны на доске или оформлены в качестве плаката.
Ведущий. В начале работы я познакомлю вас с правилами работы и представлю присутствующих на нашем заседании.
Сначала представляются группы учащихся, затем те люди, которые будут помогать ведущему, анализировать работу групп. Это могут быть: классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог, учащиеся старших классов, увлекающиеся психологией.
Правила работы:
1. Работаем и обсуждаем в группе.
2. Во время ответов не шумим,
слушаем внимательно.
3. Каждый имеет право высказать
свое мнение.
4. Каждый имеет право на ошибку.
5. Критикуем не человека, а мнение.
(Правила работы оформляются на листах формата А-3 и находятся на доске перед глазами ребят)
Ведущий. Каждый из вас уже в той или иной степени владеет определением понятия «характер». Мы часто слышим, когда про одного человека говорят, что «у него несносный характер», а про другого – это человек с «золотым» характером. Так что же все-таки такое «характер»? Сейчас вы в группах за 3 минуты должны выяснить, как каждый из вас понимает это слово, и представить обобщенное мнение группы.
(Участники обсуждают в группах, а затем каждая группа представляет свое понятие и определение слова «характер»).
Ведущий.Очень хорошо, мы выслушали ваши мнения по этому вопросу. В ваших ответах было нечто общее, в чем-то они различались. А сейчас мы попросим наших консультантов рассказать нам, что же означает слово «характер».
Консультация 1
«Характер» – слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает «чеканка», «печать». И действительно, характер, с одной стороны представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют личность. Сама жизнь чеканит, отливает характер человека. А с определенного момента человек сам начинает чеканить свой характер. Но слова «чеканка», «печать» по отношению к характеру имеют еще одно существенное значение. Наш характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства. По этим проявлениям мы и судим о характере человека. Таким образом, характер – это неповторимое, индивидуальное сочетание устойчивых, индивидуальных свойств личности, которые складываются и проявляются в деятельности человека.
(Определение понятия лучше заготовить заранее на листе формата А3 и после обсуждения поместить на доске).
Ведущий. Вот мы и выяснили, что такое характер. Зная характер человека, его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации. А сейчас мы с вами должны выяснить, почему у каждого человека формируются свои индивидуальные черты характера. Следующее задание группам: за три минуты постарайтесь определить, что или кто влияет на формирование характера и представить ваше мнение для дальнейшего обсуждения.
(Участники обсуждают задание в группах, а затем каждая группа представляет свое мнение)
Ведущий. Очень хорошо, вы высказали много разных предположений, о том, что влияет на развитие характера, а сейчас послушаем мнение специалиста по этому вопросу.
(Педагог – психолог анализирует ответы каждой группы, подводит итог работы учащихся.)
Ведущий. У каждого человека свой индивидуальный набор черт характера. Кроме этого есть черты характера, которые человек хотел бы приобрести, а какие-то хотел бы изменить. Одни и те же черты характера могут помогать человеку в делах или, наоборот, мешать. Так, например, скромный человек правильно оценивает себя, не выпячивает свои достоинства. Но иногда излишняя скромность может помешать добиться успеха, проявить себя в какой – либо деятельности. Сейчас каждая группа получит карточку, на которой написана одна черта характера человека. Вы должны будете обсудить, как наличие этой черты в характере человека ему может помогать и мешать.
Карточка 1 ОТЗЫВЧИВОСТЬ |
Карточка 2 АККУРАТНОСТЬ |
Карточка 3 ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ |
Карточка 4 УПРЯМСТВО |
(Участники обсуждают задание в группах, а затем каждая группа представляет свое мнение)
Ведущий.Характер тесно связан с нашим восприятием мира, всего, что нас окружает. Иногда говорят, что характер это и есть определенная система взглядов, ценностей, отношений, которые приняли устойчивый вид, закрепились. Но ставить знак равенства между характером человека и его отношением к миру нельзя. Их основное различие состоит в том, что отношения человека быстрее подвергаются различным изменениям, а черты характера более статичны и для их изменения требуется намного больше времени. Например, сегодня вам нравиться общаться в компании новых знакомых, а через некоторое время вы начинаете замечать, что с ними не так уж и интересно, что юмор у них грубый и интересы ограниченные. Ваше отношение к этим людям тоже меняется. Но трудно представить, что вы за одну или две недели сможете сами из спокойного и отзывчивого человека превратиться в упрямого и недружелюбного. Психологи делят отношения человека на такие группы:
- отношение к себе;
- отношение к другим людям;
- отношение к делу;
- отношение к миру вещей и явлений.
Следующие задание, которое вам предстоит выполнить заключается в том, что вы попробуете из множества черт характера, которые лежат на подготовленных бланках желтого цвета на ваших столах выбрать только те, которые характеризуют отношение человека:
- группа – к самому себе;
- группа – к другим людям;
- группа – отношение к делу;
- группа – к миру вещей и явлений.
Время на работу 5 минут.
Участники обсуждают задание в группах, а затем каждая группа представляет свое мнение. После выступления групп выслушивается комментарий психолога, который обобщает работу групп и указывает на возможные ошибки в выполнении задания.
Ведущий. Сегодня вы узнали, что такое характер, как он формируется, какие черты характера бывают, как они проявляются в деятельности человека. А сейчас каждая группа получит карточку с высказыванием известных людей или с народной мудростью по теме нашей лаборатории. (Приложение 2) Ваша задача обсудить в группе, как вы понимаете смысл данного высказывания, согласны ли вы с этим мнением. Время на работу в группах – 2 минуты. После этого представитель каждой группы громко зачитывает высказывание и дает комментарий к нему. Все остальные могут помогать и дополнять.
Участники обсуждают задание в группах, а затем каждая группа представляет свое мнение. Будет хорошо, если обсуждаемая участниками фраза сразу же будет появляться на доске. Лучше всего распечатать их на листах формата А3 и по мере выступления групп крепить к доске.
Ведущий. На сегодняшнем заседании нашей лаборатории вы проявляли активность, любознательность, работоспособность. Наше последнее задание поможет вам оценить, насколько точно мы с вами исследовали понятие «характер человека». Из определений, которые написаны на бланках зеленого цвета выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие характер, дайте обоснование своего ответа.
Участники групп проводят обсуждение и высказывают свои мнения.
Ведущий. Вот и подошло к концу очередное заседание нашей лаборатории. Сейчас педагог-психолог проанализирует вашу работу, как вы обсуждали вопросы в группах, насколько были активны.
В своем выступлении педагог-психолог не только анализирует работу учащихся в группах, но и предлагает всем, кто хочет узнать лучше свой характер обратиться к нему для проведения диагностики и консультирования.
Ведущий. Спасибо всем за работу. Я думаю, что информация, которую мы подготовили, была для вас интересна и полезна. Сейчас я попрошу вас заполнить рефлексивные листы (Приложение 3). До встречи на следующем заседании нашей лаборатории, тема которой…