Как справляться со стрессом

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

  1. формировать умения эффективно противостоять стрессу;
  2. учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
  3. развивать познавательные интересы, поисковую активность детей, творческие способности, речь;
  4. воспитывать любовь к себе, к людям, к жизни.

I. Оргмомент.

II. Актуальность знаний.

- Вы услышали сигнал. Какое он произвел на вас впечатление? (волнующее, тревожное)
- Что он обозначает? (SOS: радиосигнал о помощи)
- А можно этот сигнал применить к нашему здоровью? (организм посылает сигнал о помощи)

- Представьте, что наше тело – это корабль, который терпит крушение. Тогда, что мы должны испытывать? (мы чувствуем физическую и душевную боль)

- Как выражается физическая боль? (боли в груди, животе, спине, шее, головные боли, затрудненное или частое дыхание, дрожь, бессонница или, наоборот, сонливость, слабость, усталость)

- Что значит душевная боль? (агрессивность, гнев, повышенная возбудимость, озабоченность, неуверенность в себе, плохое настроение, слезливость, погруженность в себя, отдаление от других людей)

- Итак, плохое самочувствие, подавленное настроение или, наоборот, повышенная возбудимость, или даже агрессия, гнев; может быть, кто-то из вас знает, как называется такое состояние? (стресс)

- Дежурный по словарю ищет слово.
- Как вы думаете это слово русское или иностранное?
- Кто запишет это слово по-английски?

- В нашей жизни немало нервных напряжений. Что же вызывает стресс у ребенка? Приведите примеры собственных стрессовых ситуаций (ссора, потеря ключей, отъезд родителей, трудная контрольная)

- А как на нашем уроке здоровья мы можем выразить стресс? (нарисовать) Давайте это сделаем. Нарисуйте стресс, каким вы его себе представляете? Пожалуйста, сделайте это быстро. 4 минуты вам.

- Вы сейчас рисуете, тем самым вы избавляетесь от стресса. Такой способ борьбы со стрессом называется арттерапия. Арт – это искусство. Арттерапия – это искусство-терапия. Лечение при помощи искусства – вот, что происходит с вами сейчас.

Очень хочется увидеть, что у вас получилось. (Демонстрация рисунков детей).

- Мы увидели ваши личные ощущения. Стандартов здесь быть не может.

III. Постановка проблемы.

- Если стрессы происходят слишком часто, то организм испытывает чрезмерную нагрузку. Мы становимся более подвержены различным заболеваниям, инфекциям. Как вы считаете, ребята, можно бороться со стрессом?

- Чему же мы посвятим сегодняшний урок? Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока? (способы борьбы со стрессом, как бороться со стрессом)
- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы постараемся выяснить: как справляться со стрессом.

IV. “Открытие” детьми нового знания.

- Я продумала в какие группы вы объединились и постаралась учесть ваши способности. Через 10 минут вам предстоит защита проектов.

1 группа. Вы сегодня выступите в роли психологов. Мы заслушаем ваши рекомендации “Как избавиться от стресса”. (Приложение 1).

2 группе предстоит отправиться взять интервью у нашей медсестры. Вас интересуют советы доктора “Как победить стресс”. Таким образом у вас – выездной конкурс. (Приложение 2).

3 группа. Прослушайте 3 магнитофонных записи, проанализируйте их, выдайте ваше заключение, какую музыку нужно слушать, если у вас нервное напряжение, а какую не следует. (Приложение 3).

4 группа. Изучите таблицу. Ответьте на вопрос: как разная окраска помещения влияет на эмоциональное состояние человека и выберите те цвета, которые подходят для учебного класса. (Приложение 4).

5 группа. Вам отведена роль поэтов. Сочините небольшое шуточное стихотворение по заданным рифмам. (Приложение 5).

(Самостоятельная работа, звучит музыка).

V. Защита проектов.

1) 1 группа. Рекомендации психолога “Как избавиться от стресса”. Вопрос к классу: Что ценного узнали?

2) Релаксация.

- Чувствую ваше напряжение, поэтому предлагаю вам расслабиться. Это принесет пользу всем. Воображение – хороший помощник для расслабления.

Притворись, что ты снежная баба. Тебя вылепили дети, и теперь они ушли, оставив тебя одну. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, потом – другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле. Но вот дети возвращаются и снова начинают лепить снежную бабу. Готов один ком – это крепкие ноги, вылеплен второй – туловище, есть голова и две торчащие в стороны руки. Холодный ветер дует на тебя: “Ф-ф-у… Ф-ф-у… Ф-ф-у,” - и ты снова крепка.

3) 4 группа. Как разная окраска влияет на эмоциональное состояние человека, и какие цвета больше подходят для учебного класса?

- А нам класс оформили в соответствии с этими требованиями? Стоит что-то изменить?

4) 3 группа. Просим Вас поделиться своими впечатлениями о действии музыки на организм.

- Согласны ли вы с мнением экспертов?

5) 5 группа. Чувство юмора всегда приходит к нам на помощь в трудную минуту. Послушаем поэтический опус девочек “Не так страшен стресс”.

- Вот так мы сможем выразить свое шуточное отношение к стрессу. Советую Вам многие ситуации превращать в юмор и почаще улыбаться. Японцы считаются самой улыбчивой нацией. Родители советуют своим детям улыбаться не менее 8 раз в день, потому что доказано: улыбка защищает от стресса.

6) 2 группа. Очень хочется узнать результаты выездного конкурса.

- Уважаемый доктор, на сколько верно ребята передали ваши советы?

VI. Итог урока.

- Итак, давайте вспомним цель урока?
- Выполнили ли мы ее?
- Устали? А кто почувствовал, что у него прибавилось сил?
- У кого поднялось настроение?
- Методов много для того, чтобы снять или избежать стресс. Что вы реально взяли для себя?

Значит, наш урок был полезным для вашего здоровья. Чтобы избежать стресса, учитесь радоваться жизни, своим маленьким победам.

Литература.

  1. Амиргамзаева О.А., Ахмадеева Н.М., Усова Ю.В. Стресс: как его побеждать. – М.: Армада-пресс, 2001г.