Программа учебного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Вспомогательные исторические дисциплины"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Вспомогательные исторические дисциплины» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Составлена на основе «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (утверждена приказом Министерства образования России от 28.07.02.№2783) и в соответствии с объемом учебного времени, которое отводится на предпрофильную подготовку на второй ступени общего образования.

Особенностью предлагаемой программы является то обстоятельство, что ей присущи признаки ориентационных курсов (создает базу для ориентации учеников в мире современных гуманитарных профессий) и предметных (расширяет знания по истории и формирует интерес к предмету) и межпредметных (углубляет знания по топонимике – география, метрологии – математика, социологии – обществознание)

Основной целю авторского курса является расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение их самоопределения в отношении дальнейшего выбора профиля в 10-11 классах.
При этом, отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств, формированию личностного отношения к истории, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний в историко-обществоведческой сфере.

Определенной новизной предлагаемого варианта программы является обращение к отсутствующим в Программе общеобразовательных учреждений по истории и обществознанию областям знаний. Учащимся предоставляется возможность более подробно рассмотреть историческую значимость таких вспомогательных исторических дисциплин,  как нумизматика,  палеография, хронология и других.

Программа предусматривает привлечение учащихся к самостоятельному поиску исторических источников, осуществляет связь далекого прошлого с настоящим.

Для оценки успешности деятельности учащихся предусмотрены самостоятельная подготовка сообщений и рефератов, тесты по различным разделам, выставки творческих работ, научно-практическая конференция.

Программа расчитана на 12 часов и решает следующие задачи:

  • сформировать у учеников способность объективно оценивать свои возможности к обучению в гуманитарном или ином профиле;
  • подготовить их к осуществлению выбора профиля, соответствующего способностям и интересам;
  • воспитывать готовность прикладывать усилия для получения интересующих их знаний;
  • создавать высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.

Учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины»

Тема

Форма проведения

Форма подведения итогов

1) Исторические источники Беседа Классификация видов исторических источников
2) Палеография Лабораторная работа Анализ старого письма, документа
3) Нумизматика Встреча с коллекционерами Поиск необычных денежных знаков
4) Сфрагистика Практическое занятие (Изучение печати МОУ) Анализ какой-либо печати
5) Геральдика.     Происхождение, виды гербов.
6) Герб РФ.
Изучение иллюстраций, слайдов.

Рассказ об истории герба РФ

Сообщения учащихся об одном из видов гербов

Сообщения учащихся о гербах в истории нашего государства

7) Хронология Построение линии времени Сообщения учащихся о различных системах летоисчисления
8) Историческая ономастика Самостоятельно подготовленные рассказы учащихся о разделах ономастики Самостоятельно подготовленные рассказы учащихся о разделах ономастики
9) Метрология Рассказ о древнерусской метрологии Тестовая работа
10) Генеалогия Знакомство с генеалогическим древом царского рода Романовых Генеалогическое дерево своей семьи
11) Система социального этикета Знакомство с «Табелью о рангах» Сообщения учащихся о современных воинских званиях и наградной системе
12) Итоговое занятие Научно-практическая конференция Выставка работ, экспонатов учащихся