Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Вспомогательные исторические дисциплины» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Составлена на основе «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (утверждена приказом Министерства образования России от 28.07.02.№2783) и в соответствии с объемом учебного времени, которое отводится на предпрофильную подготовку на второй ступени общего образования.
Особенностью предлагаемой программы является то обстоятельство, что ей присущи признаки ориентационных курсов (создает базу для ориентации учеников в мире современных гуманитарных профессий) и предметных (расширяет знания по истории и формирует интерес к предмету) и межпредметных (углубляет знания по топонимике – география, метрологии – математика, социологии – обществознание)
Основной целю авторского курса является
расширение возможностей социализации учащихся,
обеспечение их самоопределения в отношении
дальнейшего выбора профиля в 10-11 классах.
При этом, отбор фактологического материала
осуществляется таким образом, чтобы он
способствовал воспитанию гражданских и
патриотических качеств, формированию
личностного отношения к истории, стимулировал
желание самостоятельного поиска и расширения
знаний в историко-обществоведческой сфере.
Определенной новизной предлагаемого варианта программы является обращение к отсутствующим в Программе общеобразовательных учреждений по истории и обществознанию областям знаний. Учащимся предоставляется возможность более подробно рассмотреть историческую значимость таких вспомогательных исторических дисциплин, как нумизматика, палеография, хронология и других.
Программа предусматривает привлечение учащихся к самостоятельному поиску исторических источников, осуществляет связь далекого прошлого с настоящим.
Для оценки успешности деятельности учащихся предусмотрены самостоятельная подготовка сообщений и рефератов, тесты по различным разделам, выставки творческих работ, научно-практическая конференция.
Программа расчитана на 12 часов и решает следующие задачи:
- сформировать у учеников способность объективно оценивать свои возможности к обучению в гуманитарном или ином профиле;
- подготовить их к осуществлению выбора профиля, соответствующего способностям и интересам;
- воспитывать готовность прикладывать усилия для получения интересующих их знаний;
- создавать высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.
Учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины»
Тема |
Форма проведения |
Форма подведения итогов |
1) Исторические источники | Беседа | Классификация видов исторических источников |
2) Палеография | Лабораторная работа | Анализ старого письма, документа |
3) Нумизматика | Встреча с коллекционерами | Поиск необычных денежных знаков |
4) Сфрагистика | Практическое занятие (Изучение печати МОУ) | Анализ какой-либо печати |
5) Геральдика. Происхождение, виды
гербов. 6) Герб РФ. |
Изучение иллюстраций, слайдов. Рассказ об истории герба РФ |
Сообщения учащихся об одном из видов гербов Сообщения учащихся о гербах в истории нашего государства |
7) Хронология | Построение линии времени | Сообщения учащихся о различных системах летоисчисления |
8) Историческая ономастика | Самостоятельно подготовленные рассказы учащихся о разделах ономастики | Самостоятельно подготовленные рассказы учащихся о разделах ономастики |
9) Метрология | Рассказ о древнерусской метрологии | Тестовая работа |
10) Генеалогия | Знакомство с генеалогическим древом царского рода Романовых | Генеалогическое дерево своей семьи |
11) Система социального этикета | Знакомство с «Табелью о рангах» | Сообщения учащихся о современных воинских званиях и наградной системе |
12) Итоговое занятие | Научно-практическая конференция | Выставка работ, экспонатов учащихся |