Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, страдающими СНР. Тема: "Дифференциация звуков и букв Ж и Ш"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • уточнить и сравнить артикуляцию звуков Ж и Ш, практиковать в произношении Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложении;
  • развивать фонематический анализ на материале слов, словосочетаний и предложений;
  • уточнить и расширить словарь по темам «Фрукты» и «Ягоды»;
  • развивать грамматические навыки в ходе упражнений на согласование прилагательных и существительных, на употребление формы родительного падежа существительных, образованию качественных прилагательных и приставочных глаголов;
  • развивать связную речь в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
  • развивать пространственные представления, эмоциональную устойчивость;
  • воспитание положительной мотивации.

Оборудование:

  • игровые персонажи;
  • индивидуальные зеркала;
  • мяч;
  • слоговая таблица;
  • предметные картинки фруктов и ягод;
  • магнитные доски для рисования на каждого учащегося;
  • компьютер: электронные таблицы, электронная игра «Россыпь»;
  • 4 коробочки сока (грушевый, вишневый, крыжовенный, ежевичный);
  • натуральные ягоды ежевики, мягкая свежая груша;
  • ручки и тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент:

1. Приветствие. Активизация положительного настроения.

  • Приветствие, повернувшись спиной друг к другу.
  • Приветствие, повернувшись лицом друг к другу, но грустным тоном.
  • Приветствие веселым, бодрым голосом.

- Какое приветствие понравилось больше всего? С таким настроением и будем сегодня заниматься.

2. Введение игровых персонажей – двух сестёр Жени и Тани. Они принесли много интересных заданий и сюрпризов.

2. Сообщение темы урока:

  • Старшую сестру зовут Женя. Назовите первый звук в слове Женя.
  • Дайте характеристику звуку Ж.
  • Назовите парный звук по звонкости звуку Ж? Ш
  • Как вы думаете зовут младшую сестру? Таня. Назовите ласково. Танюша.

Сегодня на занятии будем работать со звуками и буквами Ж и Ш.

3. Арт. уклад звуков Ж и Ш: (работа с индивидуальными зеркалами) губы выдвинуты вперед рупором, язык в форме «чашечки», зубы сближены, теплая воздушная струя идет посередине языка. Голосовые складки при звуке Ж сомкнуты и вибрируют, при звуке Ш разомкнуты.

Произношение изолированных звуков.

4. Дифференциация в слогах:

Игра с мячом: шу, жи, шва, жна, шов, жев, жим.

5. Буквы Ж и Ш.

Электронная дидактическая игра «Россыпь»: на экране монитора разбросаны различные письменные и печатные буквы.

  • Найдите среди них те, которыми обозначим звуки Ж и Ш.
  • С какой буквы напишем имя Женя.
  • Какую букву напишем в имени Танюша?

6. Чтение слогов:

Дидактическая игра «Кто быстрее?»

  • Задание Жени: кто быстрее прочитает слоги с буквой Ж?
  • Задание Танюши: кто быстрее прочитает слоги с буквой Ш?
  • Кто быстрее прочитает слоги в 1 столбике?
  • Кто быстрее прочитает слоги во 2 столбике?
  • Кто быстрее найдет 2-й слог снизу в левом столбике?
  • Кто быстрее найдет 3-й слог сверху в правом столбике?
жев

шов

жда

ждо

виш

вши

шер

шев

дож

шту

- Что мы сейчас читали? (отметить читавших без ошибок)

7. Фонематический анализ и согласование с прилагательным в роде.

- Посмотрите на доску. Куклы принесли вам картинки. Назовите их. (яблоко, крыжовник, лимон, груша, вишня, ежевика)

- На какие группы их можно разделить? (фрукты и ягоды)

- Назовите те фрукты и ягоды, которые желтого цвета. (желтое яблоко, желтый крыжовник, желтая груша, и т.д.)

- Отберите для Жени те фрукты и ягоды, в названии которых есть звук Ж, для Танюши – со звуком Ш. (крыжовник, вишня, груша, ежевика)

- Какая из этих ягод вам незнакома? (ежевика). Гостьи принесли вам попробовать несколько ягод.

- Определите место звуков Ж и Ш в словах. (Работа с досками для рисования: 3ж, 3ш, 4ш, 2ж).

- Сверьте свои записи с записями на мониторе компьютера. Кто выполнил верно?

Физпауза: Женя и Танюша приготовили для вас сюрпризы. Только их необходимо найти.

  • Первый сюрприз находится справа от двери на верхней полке шкафа, между белкой и чебурашкой.
  • Второй сюрприз – на нижней полке, между желтым ведром и кубиком.
  • Третий – слева от двери за правой нижней дверцей шкафа.
  • Четвертый – за правой колонкой компьютера.

- Что это за сюрпризы? Правильно это соки.

8. Образование прилагательных.

- Этот сок из чего? (из вишни). Как его назовем? (вишневый).

- Этот сок из чего? (из груши). Как его назовем? (грушевый).

- Этот сок из чего? (из ежевики). Как его назовем? (ежевичный).

- Этот сок из чего? (из крыжовника). Как его назовем? (крыжовенный). (Дети прочитывают названия соков по слогам по электронной таблице).

- Наши гостьи любят соки из своих фруктов и ягод. Как вы думаете, почему? (Они очень вкусны и полезны, т.к. содержат много витаминов). Назовите их любимые соки (по наличию в их названии звуков ж и ш).

Танюша любит вишневый и грушевый соки.

Женя любит ежевичный и крыжовенный соки.

9. Образование приставочных глаголов.

- Как из фруктов и ягод получают соки? Выжимают.

- Я буду выполнять действия, а вы называйте, что я делаю. (нажимаю, сжимаю, выжимаю). Повторите за мной названия действий.

10. Составление предложения по картинке.

Женя выжала грушевый сок.

- Составьте схему предложения.

- Сколько слов в предложении?

- В каких словах встретились звуки Ж и Ш?

Сжали кулачки сильно, расслабили.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Как вы напишите начало предложения?

- Подчеркните буквы ж и ш.

- Проверка.

11. Релаксационное упражнение «Раскачивающееся дерево».

- Встанем. Давайте представим себя деревом. Корни это ноги, ствол- туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается – наклоняется вправо-влево, вперед-назад. Ветер утихает, ветки плавно опускаются, и мы спокойно садимся за парты.

12. Итог занятия:

- С какими звуками и буквами работали на занятии?

- С какой новой ягодой вы сегодня познакомились?

- Девочки прощаются с вами, благодарят за активную работу и хотят угостить вас своими любимыми соками.