Цели урока:
- уточнить и сравнить артикуляцию звуков Ж и Ш, практиковать в произношении Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложении;
- развивать фонематический анализ на материале слов, словосочетаний и предложений;
- уточнить и расширить словарь по темам «Фрукты» и «Ягоды»;
- развивать грамматические навыки в ходе упражнений на согласование прилагательных и существительных, на употребление формы родительного падежа существительных, образованию качественных прилагательных и приставочных глаголов;
- развивать связную речь в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
- развивать пространственные представления, эмоциональную устойчивость;
- воспитание положительной мотивации.
Оборудование:
- игровые персонажи;
- индивидуальные зеркала;
- мяч;
- слоговая таблица;
- предметные картинки фруктов и ягод;
- магнитные доски для рисования на каждого учащегося;
- компьютер: электронные таблицы, электронная игра «Россыпь»;
- 4 коробочки сока (грушевый, вишневый, крыжовенный, ежевичный);
- натуральные ягоды ежевики, мягкая свежая груша;
- ручки и тетради.
Ход занятия
1. Организационный момент:
1. Приветствие. Активизация положительного настроения.
- Приветствие, повернувшись спиной друг к другу.
- Приветствие, повернувшись лицом друг к другу, но грустным тоном.
- Приветствие веселым, бодрым голосом.
- Какое приветствие понравилось больше всего? С таким настроением и будем сегодня заниматься.
2. Введение игровых персонажей – двух сестёр Жени и Тани. Они принесли много интересных заданий и сюрпризов.
2. Сообщение темы урока:
- Старшую сестру зовут Женя. Назовите первый звук в слове Женя.
- Дайте характеристику звуку Ж.
- Назовите парный звук по звонкости звуку Ж? Ш
- Как вы думаете зовут младшую сестру? Таня. Назовите ласково. Танюша.
Сегодня на занятии будем работать со звуками и буквами Ж и Ш.
3. Арт. уклад звуков Ж и Ш: (работа с индивидуальными зеркалами) губы выдвинуты вперед рупором, язык в форме «чашечки», зубы сближены, теплая воздушная струя идет посередине языка. Голосовые складки при звуке Ж сомкнуты и вибрируют, при звуке Ш разомкнуты.
Произношение изолированных звуков.
4. Дифференциация в слогах:
Игра с мячом: шу, жи, шва, жна, шов, жев, жим.
5. Буквы Ж и Ш.
Электронная дидактическая игра «Россыпь»: на экране монитора разбросаны различные письменные и печатные буквы.
- Найдите среди них те, которыми обозначим звуки Ж и Ш.
- С какой буквы напишем имя Женя.
- Какую букву напишем в имени Танюша?
6. Чтение слогов:
Дидактическая игра «Кто быстрее?»
- Задание Жени: кто быстрее прочитает слоги с буквой Ж?
- Задание Танюши: кто быстрее прочитает слоги с буквой Ш?
- Кто быстрее прочитает слоги в 1 столбике?
- Кто быстрее прочитает слоги во 2 столбике?
- Кто быстрее найдет 2-й слог снизу в левом столбике?
- Кто быстрее найдет 3-й слог сверху в правом столбике?
жев шов жда ждо виш |
вши шер шев дож шту |
- Что мы сейчас читали? (отметить читавших без ошибок)
7. Фонематический анализ и согласование с прилагательным в роде.
- Посмотрите на доску. Куклы принесли вам картинки. Назовите их. (яблоко, крыжовник, лимон, груша, вишня, ежевика)
- На какие группы их можно разделить? (фрукты и ягоды)
- Назовите те фрукты и ягоды, которые желтого цвета. (желтое яблоко, желтый крыжовник, желтая груша, и т.д.)
- Отберите для Жени те фрукты и ягоды, в названии которых есть звук Ж, для Танюши – со звуком Ш. (крыжовник, вишня, груша, ежевика)
- Какая из этих ягод вам незнакома? (ежевика). Гостьи принесли вам попробовать несколько ягод.
- Определите место звуков Ж и Ш в словах. (Работа с досками для рисования: 3ж, 3ш, 4ш, 2ж).
- Сверьте свои записи с записями на мониторе компьютера. Кто выполнил верно?
Физпауза: Женя и Танюша приготовили для вас сюрпризы. Только их необходимо найти.
- Первый сюрприз находится справа от двери на верхней полке шкафа, между белкой и чебурашкой.
- Второй сюрприз – на нижней полке, между желтым ведром и кубиком.
- Третий – слева от двери за правой нижней дверцей шкафа.
- Четвертый – за правой колонкой компьютера.
- Что это за сюрпризы? Правильно это соки.
8. Образование прилагательных.
- Этот сок из чего? (из вишни). Как его назовем? (вишневый).
- Этот сок из чего? (из груши). Как его назовем? (грушевый).
- Этот сок из чего? (из ежевики). Как его назовем? (ежевичный).
- Этот сок из чего? (из крыжовника). Как его назовем? (крыжовенный). (Дети прочитывают названия соков по слогам по электронной таблице).
- Наши гостьи любят соки из своих фруктов и ягод. Как вы думаете, почему? (Они очень вкусны и полезны, т.к. содержат много витаминов). Назовите их любимые соки (по наличию в их названии звуков ж и ш).
Танюша любит вишневый и грушевый соки.
Женя любит ежевичный и крыжовенный соки.
9. Образование приставочных глаголов.
- Как из фруктов и ягод получают соки? Выжимают.
- Я буду выполнять действия, а вы называйте, что я делаю. (нажимаю, сжимаю, выжимаю). Повторите за мной названия действий.
10. Составление предложения по картинке.
Женя выжала грушевый сок.
- Составьте схему предложения.
- Сколько слов в предложении?
- В каких словах встретились звуки Ж и Ш?
Сжали кулачки сильно, расслабили.
- Запишите предложение в тетрадь.
- Как вы напишите начало предложения?
- Подчеркните буквы ж и ш.
- Проверка.
11. Релаксационное упражнение «Раскачивающееся дерево».
- Встанем. Давайте представим себя деревом. Корни это ноги, ствол- туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается – наклоняется вправо-влево, вперед-назад. Ветер утихает, ветки плавно опускаются, и мы спокойно садимся за парты.
12. Итог занятия:
- С какими звуками и буквами работали на занятии?
- С какой новой ягодой вы сегодня познакомились?
- Девочки прощаются с вами, благодарят за активную работу и хотят угостить вас своими любимыми соками.