Интегрированный урок чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с творчеством М.Ю. Лермонтова, со стихотворением «Утёс».
  2. Совершенствовать навык работы с текстом, учить находить в тексте образные средства. Работать над выразительностью чтения.
  3. Воспитывать доброту, сострадание, стремление прийти друг к другу на помощь и к окружающим людям.

ХПИ:

«Струна и кисть, и вечное перо,
Вы вечные на этом свете братья.
Из всех ремёсел воспоём добро,
Из всех объятий детские объятья.».

Оборудование: памятка «Чтение пейзажной лирики», карточки с пословицами, портреты М.Ю.Лермонтова, И.И.Шишкина, Ф.Шопена, проигрыватель.

Зрительный ряд: репродукции картин И. И. Шишкина «Одинокая сосна», «Корабельная роща», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», портреты И.И. Шишкина, И. Э. Грабаря, М. Ю. Лермонтова.

Музыкальный ряд: Ф. Шопен «Прелюдия 7», «Прелюдия 20», песня «Вместе весело шагать».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

У: - Над каким произведением работали на прошлом уроке?

- Представьте, что мы с вами находимся в театре, посмотрим инсценирование басни И.А.Крылова «Ворона и лисица».

- В чём заключается мораль этой басни?

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением, которое написано в стихотворной форме. Это стихотворение «Утёс», которое написал великий русский писатель М.Ю.Лермонтов.

4. Подготовка к восприятию.

Подготовленный ученик делает сообщение об авторе. (Приложение 1)

Словарная работа:

  • утёс – высокая скала;
  • лазурь – светло-синий цвет, цвета голубого неба;
  • пустыня – место, где мало растений и животных, кругом пески.

5. Первоначальное чтение стихотворения учителем.

- Представьте себе картину, описанную автором в стихотворении.

6. Проверка восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение и чувства возникли у вас?

- Какое настроение поэта вы чувствуете в словах?

Обмен впечатлениями.

7. Анализ первой части стихотворения.

- Найдите и прочитайте строчку, в которой автор говорит о тучке.

- Какая она?

- Почему?

- Где ночевала тучка?

- Как автор назвал утёс?

- С кем поэт сравнивает утёс? Какой использует приём? Какие эпитеты использует?

- Где была тучка, на самом верху или ниже?

- Что сделала тучка утром?

- Почему автор употребил глагол «умчалась»? Как вы думаете, почему она убежала?

- Найдите в тексте глаголы, которые относятся к слову «тучка».

- Для кого характерны такие действия?

- Какого человека представили молодого или старого? Почему?

- Какая «тучка» по характеру? Докажите словами из текста.

- С каким настроением будем читать строки о «тучке»?

8. Выразительное чтение первого столбика стихотворения. (работа в парах, читают одни девочки)

9. Релаксация.

УМ: - Представьте, что мы с вами – тучки(музыка)

10. Анализ второй части стихотворения.

У: - Что оставила «тучка» после себя? Найдите ответ в тексте.

- Почему остался влажный след?

- С кем остался «утёс»? Как можно назвать «утёс»? (одиноким).

- Найдите и прочитайте слова, которыми автор говорит об одиночестве «утёса».

- Найдите в тексте глаголы, которые относятся к слову «утёс».

- С кем автор сравнивает «утёс»?

- Какого человека представили молодого или старого? Почему? Подтвердите словами из текста.

- О чём задумался «глубоко»?

- Кто является главным героем стихотворения?

- Подумайте, в каких словах выражена главная мысль стихотворения.

- Какие чувства испытали, читая об «утёсе»?

- Как вы относитесь к главному герою стихотворения?

11. Подготовка к выразительному чтению.

- С каким настроением будем читать слова об «утёсе»?

- Как прочитаем первую строчку? (возможен показ учителя)

- Какие слова будем выделять в следующих строчках?

- Найдите строчку, которую надо прочитать очень тихо?

- хоровое чтение и индивидуальное

12. Выразительное чтение второй части стихотворения. (чтение «Эхо»)

13. Выразительное чтение всего стихотворения.

Работа с памяткой «Чтение пейзажной лирики». («Конкурсное чтение») (Приложение 2)

14. Работа со зрительным рядом. (на доске картины И.И. Шишкина «Одинокая сосна» и «Корабельная роща», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»)

- Рассмотрите картины и выберите одну из них, которая подходит к стихотворению «Утёс». Почему вы выбрали именно эту картину? Докажите.

Работа по картине И.И. Шишкина «Одинокая сосна».

-Где изображена сосна?

-Как расположены ветки, вверх поднимаются или опущены вниз? (опущены вниз под тяжестью снега)

Когда человеку плохо, то руки и плечи опущены вниз, как будто на них лежит груз и кто-то давит.

- Какая картина по настроению?

Эту картину написал Иван Иванович Шишкин. Создавая картину, он испытывал такие же чувства, пережил смерть близких ему людей, остался один.

УМ:

- А как эти чувства будут звучать в музыке? Характер? (грустный, печальный). Интонации будут идти вверх или вниз?(ниcходящие). Почему? (отчаяние, одиночество, безысходность). Какие краски?(блеклые, тёмные, тусклые). Темп? (медленный). Ритм?(ровный). Почему?(душа плачет).

Послушайте музыку Ф. Шопена «Прелюдия 7» и «Прелюдия 20», сравните характеры музыки этих произведений. (в первом фрагменте грусть лёгкая, светлая, мечтательная, во втором краски тёмные, музыка давит на человека).

- Каким средством музыкальной выразительности это выражено (тяжёлыми аккордами в низком регистре)

-Какая музыка более созвучна с чувствами главного героя стихотворения М.Ю.Лермонтова

«Утёс»? Почему?

У:

-Ф.Шопен сам испытывал такие же чувства, когда писал эту музыку. Он пережил большое горе, потерял отца, но не смог приехать на похороны, так как был вдали от Родины.

- М.Ю.Лермонтов тоже испытывал такие же чувства, когда находился в ссылке на Кавказе, то есть помимо своей воли, и отразил их в стихотворении «Утёс».

- Чем похожи судьбы этих великих людей: Ф.Шопена, И.И. Шишкина, М.Ю.Лермонтова?

(одиночество). Тема одиночества показана Лермонтовым во многих его произведениях. (дети вспоминают другие произведения автора).

Три мастера – творца отобразили свои чувства в своих произведениях, как в зеркале. Поэтому можно сказать, что искусство- зеркало жизни? А какая народная мудрость метко отображает чувства людей и подсказывает, как поступить?(пословицы).

15 Дифференцированная работа:

1-ая группа. Работа по карточкам: выбрать пословицы, которые подходят к данному стихотворению:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Не мил и свет, когда друга нет.
  • Один в поле не воин.
  • Нет друга - ищи, а нашёл - береги!

2-ая группа. Преобразование стихотворения «Утёс» в прозу.

16. Рефлексия.

-Когда человеку плохо, одиноко, кто к нему приходит на помощь?

Будьте внимательны к тем, кто находится рядом: к одиноким людям, к бабушкам, к дедушкам, помогайте им делом и ласковым словом.

- Какой вывод сделаем для себя?

Друг – это слово большое, друга найти нелегко. Нужно ценить, беречь друзей.

Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь.
Другом верным всегда будь!

17. Домашнее задание: найти стихотворения и песни, созвучные с темой нашего урока.

УМ:

- Под какую музыку вы бы хотели выйти из класса?

18. Выход под музыку песни «Вместе весело шагать».