Цели:
- Познакомить с творчеством М.Ю. Лермонтова, со стихотворением «Утёс».
- Совершенствовать навык работы с текстом, учить находить в тексте образные средства. Работать над выразительностью чтения.
- Воспитывать доброту, сострадание, стремление прийти друг к другу на помощь и к окружающим людям.
ХПИ:
«Струна и кисть, и вечное перо,
Вы вечные на этом свете братья.
Из всех ремёсел воспоём добро,
Из всех объятий детские объятья.».
Оборудование: памятка «Чтение пейзажной лирики», карточки с пословицами, портреты М.Ю.Лермонтова, И.И.Шишкина, Ф.Шопена, проигрыватель.
Зрительный ряд: репродукции картин И. И. Шишкина «Одинокая сосна», «Корабельная роща», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», портреты И.И. Шишкина, И. Э. Грабаря, М. Ю. Лермонтова.
Музыкальный ряд: Ф. Шопен «Прелюдия 7», «Прелюдия 20», песня «Вместе весело шагать».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
У: - Над каким произведением работали на прошлом уроке?
- Представьте, что мы с вами находимся в театре, посмотрим инсценирование басни И.А.Крылова «Ворона и лисица».
- В чём заключается мораль этой басни?
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением, которое написано в стихотворной форме. Это стихотворение «Утёс», которое написал великий русский писатель М.Ю.Лермонтов.
4. Подготовка к восприятию.
Подготовленный ученик делает сообщение об авторе. (Приложение 1)
Словарная работа:
- утёс – высокая скала;
- лазурь – светло-синий цвет, цвета голубого неба;
- пустыня – место, где мало растений и животных, кругом пески.
5. Первоначальное чтение стихотворения учителем.
- Представьте себе картину, описанную автором в стихотворении.
6. Проверка восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение и чувства возникли у вас?
- Какое настроение поэта вы чувствуете в словах?
Обмен впечатлениями.
7. Анализ первой части стихотворения.
- Найдите и прочитайте строчку, в которой автор говорит о тучке.
- Какая она?
- Почему?
- Где ночевала тучка?
- Как автор назвал утёс?
- С кем поэт сравнивает утёс? Какой использует приём? Какие эпитеты использует?
- Где была тучка, на самом верху или ниже?
- Что сделала тучка утром?
- Почему автор употребил глагол «умчалась»? Как вы думаете, почему она убежала?
- Найдите в тексте глаголы, которые относятся к слову «тучка».
- Для кого характерны такие действия?
- Какого человека представили молодого или старого? Почему?
- Какая «тучка» по характеру? Докажите словами из текста.
- С каким настроением будем читать строки о «тучке»?
8. Выразительное чтение первого столбика стихотворения. (работа в парах, читают одни девочки)
9. Релаксация.
УМ: - Представьте, что мы с вами – тучки(музыка)
10. Анализ второй части стихотворения.
У: - Что оставила «тучка» после себя? Найдите ответ в тексте.
- Почему остался влажный след?
- С кем остался «утёс»? Как можно назвать «утёс»? (одиноким).
- Найдите и прочитайте слова, которыми автор говорит об одиночестве «утёса».
- Найдите в тексте глаголы, которые относятся к слову «утёс».
- С кем автор сравнивает «утёс»?
- Какого человека представили молодого или старого? Почему? Подтвердите словами из текста.
- О чём задумался «глубоко»?
- Кто является главным героем стихотворения?
- Подумайте, в каких словах выражена главная мысль стихотворения.
- Какие чувства испытали, читая об «утёсе»?
- Как вы относитесь к главному герою стихотворения?
11. Подготовка к выразительному чтению.
- С каким настроением будем читать слова об «утёсе»?
- Как прочитаем первую строчку? (возможен показ учителя)
- Какие слова будем выделять в следующих строчках?
- Найдите строчку, которую надо прочитать очень тихо?
- хоровое чтение и индивидуальное
12. Выразительное чтение второй части стихотворения. (чтение «Эхо»)
13. Выразительное чтение всего стихотворения.
Работа с памяткой «Чтение пейзажной лирики». («Конкурсное чтение») (Приложение 2)
14. Работа со зрительным рядом. (на доске картины И.И. Шишкина «Одинокая сосна» и «Корабельная роща», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»)
- Рассмотрите картины и выберите одну из них, которая подходит к стихотворению «Утёс». Почему вы выбрали именно эту картину? Докажите.
Работа по картине И.И. Шишкина «Одинокая сосна».
-Где изображена сосна?
-Как расположены ветки, вверх поднимаются или опущены вниз? (опущены вниз под тяжестью снега)
Когда человеку плохо, то руки и плечи опущены вниз, как будто на них лежит груз и кто-то давит.
- Какая картина по настроению?
Эту картину написал Иван Иванович Шишкин. Создавая картину, он испытывал такие же чувства, пережил смерть близких ему людей, остался один.
УМ:
- А как эти чувства будут звучать в музыке? Характер? (грустный, печальный). Интонации будут идти вверх или вниз?(ниcходящие). Почему? (отчаяние, одиночество, безысходность). Какие краски?(блеклые, тёмные, тусклые). Темп? (медленный). Ритм?(ровный). Почему?(душа плачет).
Послушайте музыку Ф. Шопена «Прелюдия 7» и «Прелюдия 20», сравните характеры музыки этих произведений. (в первом фрагменте грусть лёгкая, светлая, мечтательная, во втором краски тёмные, музыка давит на человека).
- Каким средством музыкальной выразительности это выражено (тяжёлыми аккордами в низком регистре)
-Какая музыка более созвучна с чувствами главного героя стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Утёс»? Почему?
У:
-Ф.Шопен сам испытывал такие же чувства, когда писал эту музыку. Он пережил большое горе, потерял отца, но не смог приехать на похороны, так как был вдали от Родины.
- М.Ю.Лермонтов тоже испытывал такие же чувства, когда находился в ссылке на Кавказе, то есть помимо своей воли, и отразил их в стихотворении «Утёс».
- Чем похожи судьбы этих великих людей: Ф.Шопена, И.И. Шишкина, М.Ю.Лермонтова?
(одиночество). Тема одиночества показана Лермонтовым во многих его произведениях. (дети вспоминают другие произведения автора).
Три мастера – творца отобразили свои чувства в своих произведениях, как в зеркале. Поэтому можно сказать, что искусство- зеркало жизни? А какая народная мудрость метко отображает чувства людей и подсказывает, как поступить?(пословицы).
15 Дифференцированная работа:
1-ая группа. Работа по карточкам: выбрать пословицы, которые подходят к данному стихотворению:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Не мил и свет, когда друга нет.
- Один в поле не воин.
- Нет друга - ищи, а нашёл - береги!
2-ая группа. Преобразование стихотворения «Утёс» в прозу.
16. Рефлексия.
-Когда человеку плохо, одиноко, кто к нему приходит на помощь?
Будьте внимательны к тем, кто находится рядом: к одиноким людям, к бабушкам, к дедушкам, помогайте им делом и ласковым словом.
- Какой вывод сделаем для себя?
Друг – это слово большое, друга найти нелегко. Нужно ценить, беречь друзей.
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь.
Другом верным всегда будь!
17. Домашнее задание: найти стихотворения и песни, созвучные с темой нашего урока.
УМ:
- Под какую музыку вы бы хотели выйти из класса?
18. Выход под музыку песни «Вместе весело шагать».