Пояснительная записка
Переход старшей школы на профильное обучение ставит задачу сознательного, отвечающего склонностям и потребностям учащихся, выбора профилирующего направления в выпускном классе основной школы. Реализации этой задачи должны способствовать курсы по выбору (элективные), ориентированные на содержание профиля обучения старшей школы. Кроме этого, с помощью этих курсов необходимо приобщать учащихся к современным глобальным проблемам, которые предстоит решать в будущем подрастающему поколению. Многие из таких проблем, и в первую очередь, экологические, рассматриваются в рамках естественнонаучного образовательного профиля. Выбор естественнонаучного образования во многом связан с желанием учащихся изучать как сами экологические проблемы, так и возможные пути их решения.
Центральное место среди экологических проблем занимает проблема трансформации окружающей среды под влиянием производственной деятельности людей и возникающее при этом её загрязнение техногенными веществами. Загрязнение среды в настоящее время рассматривается как один из экологических факторов, снижающих уровень здоровья населения. Появляется целый специфический ряд заболеваний, вызванных влиянием техногенных факторов (эта проблема очень актуальна для Иркутской области). Ознакомление школьников со всеми этими проблемами следует рассматривать как элемент экологического воспитания и повышения уровня экологической культуры учащихся.
В настоящее время создано достаточно много элективных курсов, которые затрагивают данные вопросы. Особенно можно выделить следующие элективные курсы:
1. “Химия окружающей среды”, автор-составитель Полтавская О. Ю.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов, в нём используются знания учащихся не только по неорганической, но также и по органической химии. Поэтому он не может быть целиком использован для работы с учащимися 9-х классов.
2. “Здоровый образ жизни (с основами биохимии)”, автор- Южакова Е. Н.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, в основном упор делается на проблемы питания, связь правильного питания и здоровья человека, влияние различных повреждающих факторов на здоровье человека (никотина, алкоголя, наркотиков). Поэтому элективный курс не показывает взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека.
3. “Биохимические основы жизнедеятельности”, автор - Южакова Е. Н.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов, основная цель его – пропаганда здорового образа жизни. В нём практически не уделяется внимания влиянию окружающей среды на здоровье человека.
Кроме этого, основной недостаток всех перечисленных курсов – недостаточная интеграция химии и биологии, поэтому в процессе изучения данных элективных курсов у учащихся не формируется целостное представление о взаимосвязи химических и биологических процессов, происходящих как в человеке, так и вокруг него; не появляется понимание того, что окружающий нас мир – это единая экосистема, влияя на которую человек вносит изменения и в своё здоровье, причём данное изменение не положительное.
Необходимость создания данного курса определяется тем, что среди учащихся 9-х классов нашей школы по результатам анкетирования самих учащихся и их родителей, около 70% выбирают для дальнейшего обучения естественнонаучный профиль (в частности химико-биологический).
Программа элективного курса “Загрязнение окружающей среды и здоровье человека” предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы и ориентирована на естественнонаучный профиль обучения.
Основная цель данной программы: сориентировать учащихся на выбор естественнонаучного профиля обучения, через формирование кругозора выработать у школьников целостное видение мира.
Кроме этого, можно выделить сопутствующие основной следующие цели:
- Углубление региональных знаний учащихся по химии и биологии.
- Формирование интереса к данным наукам.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Основные задачи:
- Сформировать умение вести наблюдения за объектами окружающего мира (природой, культурой, человеком), давать объяснения наблюдаемым явлениям.
- Раскрыть взаимосвязь загрязнения среды и здоровья человека.
- Выработать через практические занятия умение проводить количественные и качественные опыты, работать с натуральными объектами.
- Познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами, а также с экологическими проблемами нашего региона.
Данный курс носит междисциплинарный характер и опирается на следующие базовые образовательные дисциплины:
- “География России” (8 класс)
- “Анатомия и физиология человека” (8 класс)
- “Химия” (8-9 класс).
Благодаря изучению географии учащиеся владеют знаниями о природных условиях как факторах формирования населения и хозяйства своей страны, о закономерностях и многообразии видов производственной деятельности, создающих условия для распространения загрязняющих веществ. Курс “Анатомия и физиология человека” создаёт фундамент для понимания патологического изменения физиологических реакций человеческого организма под влиянием загрязняющих веществ. Курс химии обеспечивает знание химического состава этих веществ и их превращений в результате химических реакций. Таким образом, учащиеся 9 класса вполне готовы к восприятию и освоению данного курса.
В процессе изучения учебного материала по курсу учащиеся через систему практических занятий должны ознакомится с методами оценки состояния окружающей среды и определения степени её благоприятности для жизни и различных видов деятельности населения. Кроме этого, учащиеся должны научиться давать прогнозы динамики здоровья населения с учётом тенденций социально-экономического развития регионов России и определённых государств.
Изучение данного курса – дополнительное средство формирования научного мировоззрения и экологического мышления учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер и тема урока | Использование видеофильмов | Домашнее задание |
Раздел №1 “Понятие об экологии” (2 часа) | ||
1-2. Наука экология. Экологические кризисы и экологические революции | “Экологические революции” (видеосериал студии INGBS, США, “Спешите спасти планету”) | |
Раздел №2 “Пути загрязнения воздуха и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека” (7 часов) | ||
3. Загрязнители среды и их классификация 4. Строение, состав и изменения атмосферы 5. Изменения климата – следствие “парникового эффекта” 6. Проблемы истощения “озонового слоя”. 7. Кислотные осадки. Смог – как первичное загрязнение. Фотохимический смог как вторичное загрязнение. 8. Практическая работа “Определение степени запылённости листьев”. 9. Практическая работа “Тест на диоксид серы по Гертелю”. |
“Только одна атмосфера” (видеосериал студии INGBS, США, “Спешите спасти планету”) “Спасение озонового слоя”, “Что такое парниковый эффект?” (видеосериал “Глобальная экология”) |
Подготовка докладов |
Раздел №3 “Источники загрязнения воды, влияние загрязняющих веществ на здоровье человека” (5 часов) | ||
10. Гидрологический цикл. Чистая и
загрязнённая вода. 11. Металлы как загрязнители воды. Другие загрязнители воды. 12. Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека. 13. Практическая работа а) “Простейшие способы очистки воды из природных источников” б) “Изучение возможностей водоёма к самоочистке” 14. Практическая работа а) “Влияние тяжёлых металлов (меди, свинца), фенола, формальдегида на процессы самоочистки водоёма” б) “Роль водных растений в очистке вод от загрязнителей” |
“На развалинах рая” (видеосериал студии INGBS, США, “Спешите спасти планету”) “Живая вода” (Россия) |
Подготовка докладов |
Раздел №4 “Пути и виды загрязнения почвы. Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека” (2 часа) | ||
15. Пути и виды загрязнения почвы. 16. Химические загрязнители почвы. |
Подготовка докладов | |
Раздел №5 “Радиоактивное загрязнение среды. Влияние ионизирующей радиации на организм человека” (2 часа) | ||
17. Природа и источники радиации. Два
типа биологических повреждений, вызываемых
радиацией. 18. Практическая работа “Определение уровня радиоактивного загрязнения помещения” |
Подготовка докладов | |
Раздел №6 “Биологическое загрязнение организма как экологический фактор” (2 часа) | ||
19. Определение и классификация
биологических загрязнителей. Инфекционные
заболевания, меры предосторожности. 20. Практическая работа а) “Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь” б) “Определение качества коровьего молока” |
Выполнение практич. работ: 1. “Определение доброкачественности свежего мяса” 2. “Свойства натурального мёда, определение примесей в мёде”. |
|
Раздел № 7 “Тепловое загрязнение среды как экологический фактор” (2 часа) | ||
21. Определение и виды тепловых
загрязнителей. 22. Решение задач с экологическим содержанием |
“Чтобы не иметь отходов – надо не хотеть их иметь” (студия INGBS, США, “Спешите спасти планету”) | Задачи из сборника Дзятковской Е. Н. |
Раздел № 8 “Информационное загрязнение среды как экологический фактор” (2 часа) | ||
23. Определение и виды информационного
загрязнения среды. 24. Практическая работа “Определение уровня шума” |
3 | Подготовка к защите исследовательской работы |
Раздел № 9 “Медицинские препараты как специфический вид загрязнения организма человека” (2 часа) | ||
25. Виды и влияние медицинских
препаратов на организм человека. Необходимость
правильного использования лекарств. 26. Практическая работа “Химические опыты с лекарственными препаратами”. |
3 | Подготовка к защите исследовательской работы |
Раздел №10 “Прогнозирование состояния здоровья населения с учётом экологического состояния своей местности” (4 часа) | ||
27-28. Виды производственной деятельности
человека в Иркутской области. 29-30. Представление и защита исследовательских работ учащихся. |
“Хотим ли мы так жить?” (студия INGBS, США, “Спешите спасти планету”) | |
Итого: | 30 часов |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Раздел №1 “Понятие об экологии” (2 часа)
Цель: познакомить учащихся со следующими понятиями и терминами: “Экология”, “Экологические кризисы и революции”, “Особенности современного экологического кризиса”, “биосфера”, “экосистема”, “антропогенное воздействие”, “загрязнение” “канцерогены”, “предельно допустимая концентрация”, “предельно допустимый выброс”, “ксенобиотики”.
Раздел №2 “Пути загрязнения воздуха и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека” (7 часов)
Цели:
- Познакомить учащихся с основными видами загрязнителей атмосферы.
- Дать представление о механизмах воздействия загрязнителей на атмосферу.
- Познакомить учащихся с воздействием загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия.
- Научить определять загрязнённость среды диоксидом серы.
Общая характеристика атмосферы, состав незагрязнённого воздуха, время пребывания веществ, кислотные осадки и их воздействия на качество окружающей среды.
Парниковый эффект, механизм его воздействия на окружающую среду, прогнозы последствия парникового эффекта для нашей страны, стратегия борьбы с парниковым эффектом.
Проблема “истощения” озонового слоя, “озоновые дыры”: история возникновения данной проблемы, причины возникновения, пути решения проблемы.
Смог как первичное загрязнение: химизм возникновения смога, отрицательное действие на организм человека. Фотохимический смог как вторичное загрязнение.
Раздел №3 “Источники загрязнения воды, влияние загрязняющих веществ на здоровье человека” (5 часов)
Цели:
- Познакомить учащихся с основными видами загрязнения воды.
- Познакомить учащихся с воздействием данных загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия.
- Научить простейшим способам очистки питьевой воды, а также показать возможности водоёма к самоочистке. Показать влияние тяжёлых металлов и других вредных веществ на процессы самоочистки водоёма.
Общая характеристика гидросферы, химия континентальных вод, элементов, содержащихся в воде. Биологические процессы, происходящие в воде. Загрязнение подземных вод.
Химия элементов морской воды. Антропогенное воздействие на воду, последствия такого воздействия. Методы очистки воды (практические рекомендации).
Нормативы качества питьевой воды (с экологических позиций).
Раздел №4 “Пути и виды загрязнения почвы. Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека” (2 часа)
Цель: познакомить учащихся с основными видами загрязнения почвы, а также с воздействием этих веществ на организм человека.
Ресурсы почвы. Предположительный срок до полного истощения на Земле запасов некоторых ресурсов. Химические загрязнители почвы: пестициды, тяжёлые металлы. Сравнительная характеристика различных поколений пестицидов. Удобрения и регуляторы роста и развития растений.
Раздел №5 “Радиоактивное загрязнение среды. Влияние ионизирующей радиации на организм человека” (2 часа)
Цели:
- Познакомить учащихся с основными видами радиоактивного загрязнения.
- Дать представление о последствиях радиоактивного воздействия на организм человека.
- Научить определять уровень радиоактивного загрязнения помещения.
Природа и источники радиации. Два типа биологических повреждений, вызываемых радиацией. Радиочувствительность различных биологических объектов. Вклад различных источников в суммарную дозу радиации для человека.
Раздел №6 “Биологическое загрязнение организма как экологический фактор” (2 часа)
Цели:
- Познакомить учащихся с основными видами биологических загрязнителей, показать их роль в возникновении инфекционных заболеваний.
- Научить предупреждать возникновение инфекционных заболеваний, а также познакомить с основными признаками пищевых отравлений различными продуктами и оказанием первой доврачебной помощи.
- Научить определять качество молока, мяса, мёда в домашних условиях.
Раздел № 7 “Тепловое загрязнение среды как экологический фактор” (2 часа)
Цели:
- 1. Познакомить учащихся с основными видами и причинами теплового загрязнения среды, его влиянием на организм человека.
- 2. Научить производить элементарные расчёты, связанные с нахождением количества загрязняющих веществ в выбросах конкретного предприятия по известным его производственным характеристикам.
Заводы, использующие охлаждающие системы, и электростанции, как основной источник теплового загрязнения среды. Последствия повышения температуры воды: изменение баланса питательных элементов, гибель или изменение состава видов рыб, усиление токсичности многих ксенобиотиков.
Раздел № 8 “Информационное загрязнение среды как экологический фактор” (2 часа)
Цели:
- Познакомить учащихся с основными видами информационного загрязнения, а также влиянием загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия.
- Научить определять уровень шума в жилых помещениях.
Определение информационного загрязнения среды, его источники. Влияние информационного загрязнения на организм человека, последствия этого влияния. Возможные выходы из данной ситуации.
Раздел № 9 “Медицинские препараты как специфический вид загрязнения организма человека” (2 часа)
Цели:
- Познакомить учащихся с основными видами воздействия медицинских препаратов на организм человека.
- Доказать на практике содержание вредных компонентов в медицинских препаратах.
- Дать представление о правильном использовании лекарств.
Воздействие медицинских препаратов на организм человека: положительное и отрицательное. Химический состав некоторых распространённых лекарств. Необходимость точного соблюдения предписаний врача. Вред “самолечения”.
Раздел №10 “Прогнозирование состояния здоровья населения с учётом экологического состояния своей местности” (4 часа)
Цели:
- Познакомить учащихся с состоянием окружающей среды в Иркутской области.
- Научить прогнозировать состояние здоровья населения в зависимости от экологического состояния нашей местности, а также любой другой по заданным условиям.
Характеристика основных предприятий и заводов, расположенных в Иркутской области. Основные виды загрязнителей. Состояние здоровья населения, основные заболевания. Возможные пути улучшения данной ситуации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения данного курса ученик должен знать:
- Причины и пути распространения загрязняющих веществ;
- Закономерности концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде и в живых организмах;
- Влияние основных загрязняющих веществ на здоровье человека;
- Зависимость уровня здоровья населения от экологической ситуации территории.
Ученик должен уметь:
- Прогнозировать экологические ситуации, связанные с распространением загрязняющих веществ.
- Давать оценку состояния окружающей среды в районах с тем или иным характером производственной деятельности.
- Применять элементарные способы очистки веществ на практике.
Критерии оценки:
- Выступление с сообщением или докладом в течение изучения тем курса.
- Выполнение практических работ, в том числе домашних.
- Успешная защита итоговой исследовательской работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Дзятковская Е. Н. Экология и здоровье (1 и 2 часть). Иркутск: ИЧП “Арком”, 1994 г.
- Пухнаревич В. Б. , Большакова С. А. Введение в химию окружающей среды. Иркутск: ИГПУ, 2002г.
- Шустов С. Б. , Шустова Л. В. Химические основы экологии. Москва, “Просвещение”, 1995 г.
- Игольницына Л. М. Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой экопрактикумы (по химии, биологии, географии, физике). Издательство ИГУ, 1997 г.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев В. П. очерки экологии человека. – М. : Наука, 1993.
- Безуглая Э. Ю. , Расторгуева Г. М. , Смирнова И. П. Чем дышит промышленный город. – Л. : Медицина, 1991.
- Бруновт Е. П. , Малахова Г. Я. , Соколова Е. А. Уроки по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М. : Просвещение, 1998.
- Биология в вопросах и ответах. – М. : Международные отношения, 1994.
- Величковский Б. Т. , Кирпичев В. И. , Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М. : Новая школа, 1997.
- Гамбург Л. Ю. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике. – М. : Московский лицей, 2004.
- Гильбо И. С. Знаете ли вы себя? – Л. : Медицина, 1983.
- Даутов Ф. Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды. – Казань: Издательство казанского университета, 1992.
- Дзятковская Е. Н. Экология и здоровье (1 и 2 часть). Иркутск: ИЧП “Арком”, 1994 г.
- Дзятковская Е. Н. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии и физике. Иркутск, 1994 г.
- Игольницына Л. М. Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой экопрактикумы (по химии, биологии, географии, физике). Издательство ИГУ, 1997 г.
- Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. Москва. “Высшая школа”, 1992 г.
- Пугал Н. А. , Волошинова Е. В. , Маш Р. Д. , Беляев В. И. Практикум по гигиене. Москва. “Аркти”, 2002 г.
- Пухнаревич В. Б. , Большакова С. А. Введение в химию окружающей среды. Иркутск: ИГПУ, 2002 г.
- Шустов С. Б. , Шустова Л. В. Химические основы экологии. Москва, “Просвещение”, 1995 г.
- Экологическое состояние территории России. Учебное пособие/под редакцией Ушакова С. А. , Каца Я. Г. – М. : центр “Академия”, 2001.
- Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Минск: Белорусская Энциклопедия, 1998.