Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Одной из причин является стрессовая ситуация, в которую попадает ребёнок: смена учебных условий. На протяжении четырёх предыдущих лет ребёнок общался только с одним учителем, он привык к этому учителю, привык к одному школьному кабинету. Резкое изменение условий обучения, когда ребёнок ежедневно находится на уроках как минимум четырёх педагогов, в разных кабинетах, ставит перед учителем задачу: сделать этот переход как можно более комфортным. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу. Например, составление рассказа с опорой на какие-либо дополнительные средства.
Рассказ по картинке. Как добиться, чтобы рассказ по картинке слетал с уст каждого ученика без запинки?
Обратимся за ответом на этот вопрос к методическим пособиям для учителя начальных классов. Итак,
- надо "учить образности речи, пониманию наиболее важных смысловых оттенков. Изобразительные средства и помогают в решении этих задач
- работа над связной устной речью включает в себя "рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием картин или ситуативных картинок. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих";
- "составление предложений. Ученикам предлагается рассмотреть картинку и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. д. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия";
- "составление рассказа. Работа протекает в такой последовательности: сначала дети, рассматривая картинку, выделяют основное ее содержание, затем то, что изображено на первом плане, потом — на втором плане. После анализа школьники составляют связный рассказ".
Постепенно данный алгоритм закрепится в сознании пятиклассника и он без труда и без наводящих вопросов, пользуясь только собственным словарным запасом и опираясь на известный ему фактический материал, сможет описывать исторические события по картинке.
Следующим видом помощи являются схемы, опорные конспекты и опорные сигналы.
Схема помогает обучающемуся составить связный рассказ, опираясь на отдельные данные, приведённые в схеме. Схема и опорный конспект положительно влияют на логику изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи учащихся.
Одним из учебных умений учащихся по истории является умение давать характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. В овладении этим умением учащимся помогают различные памятки – алгоритмы, в которых прописаны пошаговые действия. Пользуясь такими памятками, обучающийся легко даст как устный, так и письменный ответ. Но для достижения прочного овладения данным умением работа должна проводиться в системе, из урока в урок, а не случайно. Только при условии постоянной отработки этого умения алгоритм прочно закрепится в сознании школьника и он сможет составлять рассказ об историческом лице или событии логично, плавно, без ненужных пауз.
Работа с текстом. Большую роль в формировании исторических знаний играют исторические источники – документы, книги. Использование письменных исторических источников в процессе обучения; во-первых, позволяют сделать изложение материала наглядным, во-вторых, даёт возможность учащимся через образы прошлого почувствовать колорит эпохи; в-третьих, учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В итоге источники, правильно введённые в структуру излагаемого материала, делают выводы более убедительными вырабатывают у учащихся навыки самостоятельного осмысления исторического факта. В современных учебных пособиях и дополнительной учебной литературе содержится большое количество текстовых документов, помогающих школьникам усвоить учебный материал. В ходе беседы по вопросам к этим документам учитель должен добиваться от учеников не кратких ответов, а аргументированных, развёрнутых рассуждений, логичных выводов.
Творческие работы с последующей защитой. К творческим работам учащихся относятся написание докладов, подготовка кратких сообщений на заданную тему, составление кроссвордов, подготовка к различным видам игр на уроках, а также проектная деятельность.
Доклад предполагает подготовку выступления перед аудиторией по теме, которая ещё не известна слушателям. Подготовка предполагает использование дополнительной литературы. Речь докладчика должна быть плавной, без ненужных пауз. Эти требования предполагают владение докладчиком материалом. Докладчик должен быть готов к вопросам, которые появятся у слушателей по теме его доклада. Сообщение предполагает ознакомление аудитории с небольшим справочным материалом.
Составление кроссворда предполагает не только наличие у учащегося определённого словарного запаса, но и умение чётко формулировать вопрос.
В настоящее время актуально обращение к проектной деятельности, когда учащиеся создают и защищают свои проекты. Проект – это прототип, прообраз какого-либо вида деятельности, объекта. Проект предполагает детальную разработку учениками проблемы, в результате этой деятельности появляется конкретный практический результат и достигается дидактически поставленная цель. Проектная деятельность предусматривает овладение оперативными знаниями и действиями в процессе социализации учащихся.
По времени проекты могут быть краткосрочные, разрабатываемые на протяжении нескольких уроков; средней продолжительности (до месяца) и долгосрочные (до нескольких месяцев). Проекты по форме могут быть индивидуальными и групповыми, а по характеру их условно подразделяют по основе преобладающей деятельности и называют исследовательскими, творческими, информационными, прикладными, игровыми. Предлагая конкретный проект, учитель ориентируется на возраст учащихся, образовательный уровень их подготовки. В процессе проектной деятельности осуществляется формирование практических учебных умений в индивидуальной и групповой работе, считаясь с мнением других, переживая успех и неудачи, отстаивая свои убеждения и взгляды. Виды проектов:
Информационный проект направлен на сбор и анализ информации о конкретном объекте или явлении и предусматривает выбор процедуры сбора и обработки данных, анализ и обобщение конкретных фактов, обсуждение применения полученных результатов, их сопоставление с официальными статистическими данными.
В практико-ориентированных проектах прикладного характера результат обычно ориентирован на социальные интересы исполнителей работы или внешнего заказчика.
В игровых проектах участники разрабатывают игру, тщательно продумывают и описывают её содержание и структуру, ход, этапы, результаты. Могут быть использованы проектные задания , предполагающие разработку игр и средств по обеспечению их проведения как для одноклассников, так и для младших школьников.
Учебная дискуссия. Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.
С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.
Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.
Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии – предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов – лишённой привлекательности, запутанной и противоречивой. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, чётко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства.
Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его упорядочить и закрепить. Учителю они несут надёжную информацию о глубине и системе знаний, особенностях мышления учащихся, подсказывают направления дальнейшей работы. Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. Элементы дискуссии можно применять на уроках истории уже в 5-ом классе, а в полном объёме данный метод используется в старших классах как на уроках истории, так и на уроках обществознания. Одной из форм дискуссии, наиболее интересной школьникам, является сюжетно-ролевая игра “Суд”. Другие формы дискуссий:
- “круглый стол” - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа учащихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией (остальной частью класса);
- “заседание экспертной группы”, на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (4-6 человек), а затем они излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением;
- “форум” - обсуждение, сходное с “заседанием экспертной группы”, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;
- “симпозиум” - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждением, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;
- “дебаты” - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд, - и опровержений.
- “техника аквариума” - особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.
Семинар – форма организации урока, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя. На семинарах учащиеся активно используют информацию, полученную по различным каналам. В спорах и дискуссиях они углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, получая ценные навыки самостоятельной работы. На таких уроках легко обнаруживаются и устраняются сомнения и пробелы в изученном материале. Но самое главное: участие в семинаре вырабатывает активность в процессе овладения знаниями, формирует самостоятельное мышление учащихся, учит логично и аргументировано преподносить свои знания.
По характеру деятельности учащихся и по организационной форме все семинары можно разделить на следующие типы:
Семинар – развёрнутое собеседование: учащиеся готовятся по всем вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы. В этом им помогают заранее подготовленные развёрнутые выступления по каждому вопросу;
Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Выступающему назначается оппонент из одноклассников. Остальные школьник знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы известны заранее;
Проблемные семинары предполагают для учащихся возможность отстаивания своей точки зрения, защиты своей позиции по обсуждаемым вопросам. Таким образом, этот тип семинара непосредственно связан с такой формой учебной работы, как дискуссия;
Семинар – диспут, основанный на дискуссии (элементы её есть на любом семинаре).Каждый учащийся должен определить своё отношение к предмету диспута. Учителю не стоит излишне вмешиваться в ход семинара, но необходимо направлять его провокационными вопросами. Знания, усвоенные на дискуссии, более прочны;
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся.
Интегрированные уроки. Понятие “интеграция происходит от лат. Integer – цельный, что подразумевает восстановление некоего единого пространства, в данном случае – пространства школьных предметов. Предметы история и обществознание - едва ли не самая “интегрированная” школьная дисциплина. Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит сближение и взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и ученик здесь выполняет новую, более активную роль. Его основной задачей является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнуты из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику – участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:
- Умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;
- Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
- Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
- Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
- Выступать публично, литературно выражая свои мысли.
- Можно выделить несколько форм учебной интеграции материала на уроках истории и обществознания:
- На основе одинаковых тем (“Экономика” - урок обществознания и технологии в 8-м классе);
- На основе учебных предметов гуманитарного профиля (история – литература, история – география);
- На основе учебных материалов разных классов базовой и профильной школы;
- При организации интегрированного урока главной задачей учителя является активизация и включение в работу всех учащихся класса, независимо от уровня их подготовки.