Культура здоровья как звено культурной компетенции на уроках ангийского языка

Разделы: Иностранные языки


В данной статье рассмотрены и проиллюстрированы примерами возможности применения элементов здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного на уроках английского языка в средней школе. Использование таких методических приемов обусловлено важностью данного вопроса. Актуальность темы здоровье подтверждают статистические показатели. Наравне с такими задачами в образовании, как обученность, воспитанность, личностное развитие, задачей школы является сделать все возможное, чтобы сохранить и укрепить физическое, психическое и социальное здоровье школьников. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить 2 основные группы:

  1. Организационные (медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические технологии).
  2. Педагогические (технология личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения, диалогового обучения, рефлексивного обучения).

Целью работы учителя в школе с использование на уроках элементов методики В. Ф. Базарного является увеличение двигательной активности учащихся на уроке, предупреждение утомляемости, систематическая работа с родителями по организации здорового образа жизни. Хочу поделиться некоторыми приемами работы в этом направлении. Использование их в течение нескольких лет помогает внести психологическую разрядку, не мешая учебному процессу, а наоборот помогая, переключая уч-ся с одного вида деятельности на другой.

С учетом особенностей работы в условиях средней школы можно выделить следующие направления и виды деятельности:

I. Психологическая установка на урок. После приветствий Учитель I'm glad to see you! How are you? Smile to me, please! I like to see your happy faces. Или под тихую музыку дети тихо повторяют за Учителем: I'm happy. I'm ready for the lesson/1 like learning. I like learning English.

П. С целью предупреждения утомляемости и повышения работоспособности учеников используется гимнастика до учебных занятий и различные физкультминутки, в которые включены упражнения на:

- Регуляцию психического состояния. В качестве разрядки учащиеся слушают и поют песенки, выполняя различные действия

Stand up and look around,
Shake your head and turn around;
Stamp your feet upon the ground,
Clap your hands and then sit down.
Can you hop like a rabbit?
Can you fly like a bird?
Can you walk like a duck?
Can you swim like a fish?

- Упражнения для мозгового кровообращения

My hands upon
My head I place,
On my shoulders,
Then I put them.
On my face,
In front of me
And gently clap:
One, two, three.

- Упражнения для снятия напряжения мышц кисти и плечевого пояса (сидя, руки вверх, сжать кулак, разжать). Массаж пальцев, начиная с мизинца. Учитель проговаривает новые слова, учащиеся повторяют за учителем слова, массажируя пальцы.

- Упражнения для снятия статического напряжения

Учитель: swim, go, jump, run, fly,etc. учащиеся выполняют эти движения.

- Упражнения на координацию движений и психологическую разгрузку: Учитель: Touch your face with your left hand. Touch your left knee with your right hand, etc.

- Упражнения на профилактику искривления позвоночника Учитель (ученик): turn to the left, turn to the right, etc.

Очень эффективными и многофункциональными являются упражнения на снятие утомления с органов зрения. Очень эффективными и многофункциональными являются упражнения на снятие утомления с органов зрения. Они используются при введении и отработке новых лексических единиц, грамматических структур.

Учитель: Стены стали прозрачными, сквозь них мы увидим звездное небо (реку, тайгу). Look at that star, then at your nose.

Вариант а) Учитель представьте:

a big house - bigger - the biggest, a small ball - smaller - the smallest.

Вариант б) Учащиеся выполняют команды учителя глазами (руками): Draw a star, draw a house, etc.

Включения в каждый урок таких физминуток активизирует общее и зрительно -координаторное чувство (сочетание вращательных движений глазами, головой и туловищем).

III. По методике В. Ф, Базарного учитель использует схему зрительных траекторий,

которая расположена на потолке класса. Упражнение по данной схеме сочетает в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния. Можно использовать зрительные тренажеры на плакатах или учитель использует фонарик.

Во время выполнения упражнений можно использовать фоновое музыкальное

сопровождение. Положение детей может быть различным: а) стоя у рабочих мест,

б) сидя за партой. Применяется сенсорно - моторный тренаж, использование которого вносит разнообразие в учебный процесс.

При введении новых лексических единиц, учитель объясняет значение слова, ученики догадываются и находят карточки с этими словами, которые расположены по всему кабинету. Учитель говорит слово, учащиеся повторяют, затем учитель называет эти слова вразброс, учащиеся находят взглядом эти слова в той последовательности, в которой произносит учитель.

Вариант А) С этими словами могут составляться предложения:

Вариант В) Можно обсудить ответ на вопрос: Какое слово лишнее и почему?

Вариант С)Предложение можно поставить в отрицательную форму.

Вариант Д) можно задать различные типы вопросов

Такие упражнения могут применяться при изучении форм неправильных глаголов, при

освоении страноведческой информации, когда карточки со словами используются в

структуре the ... of the country is ..., например The capital of the country is London. Такая опорная карточка может находиться как в движении, так и просто как наглядный материал.

Карточки с заданиями в разных точках класса позволяют переключать зрение с ближних целей на дальние.

Выполнение упражнений для релаксации. Учащиеся находят в кабинете цветные карточки в том порядке, в котором называет учитель (варианты).

С целью расширения зрительных горизонтов, пространства, развития творческого воображения и целостного восприятия мира используется “Экологическое панно”. Оно дает возможность безкнижного обучения, снижает нагрузку на зрение. Пространство ученика ограничено стенами классной комнаты, пространством доски, книги.

Учитель беседует с учениками о погоде, времени года. Составляют рассказ с использованием сменных, наглядных опор, которые располагаются на картине природы.

A bear lives in the forest

It doesn't live in the Zoo It is not 5. It is 2. It has a family. It can run, go. It can't swim, read. It likes honey. It doesn't like coffee.

It doesn't go to school. It likes playing with a ball. Учебные занятия в классах среднего звена проводятся в режиме двигательной активности, так как для работы в режиме смены динамических поз нет специальной мебели (конторки).

На планшете написано предложение, например: She plays piano. Учитель проносит

планшет по классу и убирает его

Учащиеся составляют отрицательные предложения, разные типы вопросов,

отвечают на вопросы учителя.

Использование “сенсорных крестов”, которые находятся на специальных

“вертушках”, прикрепленных к потолку. Учебный материал находится в движении.

Glasgow London   speak spoken   spring winter
Belfast ?   speaking ?   autumn ?

Разумное использование игровых технологий, подвижных оздоровительных игр,

игровых упражнений, тренингов, соревнований предусматривает не только умственную активность, но и физическую подвижность, помогает снизить негативные последствия учебной перегрузки, создает на уроке благоприятный психологический климат и активизирует деятельность учащихся. Использование учителем на уроке музыкотерапии, сказкотерапии открывает для детей мир чудесных переживаний.

ЗОТ (здоровьесберегающие образовательные технологии) - это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках позволило расширить понятие “ культура здоровья” на уроках и внеклассной деятельности. Применение таких элементов в качестве физкультминуток привело к дальнейшему раскрытию этой темы посредством английского языка. От физических упражнений мы переходим к обсуждению текстов, заполнения различных анкет, пропаганде здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является важнейшей составляющей культуры здоровья.

Низкие показатели здоровья обучающихся стали в последние годы серьезным препятствием к успешному обучению Образование не может оставаться в стороне от проблемы здоровья, поскольку культура здоровья является одним из системообразующих звеньев глобального феномена культурная компетенция”

Преподаватель иностранного языка осознает здоровье как наивысшую нравственную человеческую ценность. Преподавателю-лингвисту необходимо знать и уметь использовать:

  • современную методику воспитания культуры здоровья;
  • материалы международной конвенции о правах ребенка, охране и защите его здоровья;
  • иностранный язык и как цель, и как средство влияния на развивающуюся личность и на воспитание культуры здоровья в целом;
  • обеспечивать условия формирования здорового образа жизни обучающихся педагогическими средствами.

Работа с иноязычными текстами валеологической направленности может явиться предпосылкой для формирования мотивации к сохранению, улучшению собственного здоровья и формированию позитивного отношения к здоровью окружающих.

Как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности, в целях мотивации ЗОЖ

уч-ся работают с иноязычными текстами, готовят доклады, обсуждают факторы риска подростковой жизни, вредные привычки и их профилактику. Примерные актуальные темы для дискуссий и аргументированных сообщений, статей, различных анкет, проектов:

- Мобильные телефоны (“за” и “против”)

- Как бросить курить?

- Почему пьют подростки?

- Алкоголь опасен для ума.

- Наркотики - рекомендовано для смерти.

- Что помогает быть здоровым?

- СПИД - угроза человечеству

Основой человеческих взаимоотношений является ассертивность- поддержание определенного равновесия между собственными потребностями и потребностями других людей. Мы стараемся вести себя таким образом, чтобы показать, что мы уважаем других людей и убедиться в том, что они также уважают нас. Задачей учителя является создание психолого-эмоциональной комфортности на уроках.

Здоровье рассматривается в совокупности его составляющих: физическое, умственное, эмоциональное, социальное, духовное. Например, при обсуждении такой вредной -привычки, как алкоголизм, рассматриваются все составляющие здоровья.

S1: I`ve been drinking…

Physical Health-drinking too much alcohol got me sick.

Emotional Health-I felt embarrassed when I vomited over the kitchen floor.

Mental Health- Because I got drunk, I didn`t study for my tests at school and failed.

Social Health- I can`t relate to my friends unless I am drinking.

Personal Health-the football coach caught me drinking so I can`t play football now.

Spiritual Health-now that drinking has interfered with parts of my life, my values about it have really changed.

Продолжая тему “Здоровье”, мы предлагаем уч-ся ответить на вопросы анкеты “Your attitude to smoking”:

Try our quiz and find how strong-minded you are in your attitude to smoking.

1. You are on a first date with a girl/boy. You meet in a cafe. It`s really smoky inside. What do you do?

a) Yuck! I hate smoky places. I can`t breathe and my hair and clothes become smelly. I would leave immediately.
b) I don`t like smoky places but I wouldn`t want to upset my date. I would ask the waiter to open a window.
c) I don`t mind smoky places.

2. You arrive at a party and all your friends are smoking. They try and persuade you to have a cigarette. What do you do?

a) Tell them that they are idiots and spend the whole party telling them about the dangers of smoking.
b) One cigarette won`t hurt me. I don`t want to feel different.
c) I would enjoy the party without smoking. I don`t do everything that my friends do.

3. Your older sister/brother has started smoking a packet of cigarettes a day. How do you feel?

a) I would be very angry with her/him for having such a disgusting habit!
b) I would be very worried about her/him. I love him/her very much and I don`t want her/him to damage her/his health.
с) I wouldn`t be very surprised because everyone in my family smokes.

4. Your teenage cousin comes to stay. She/he is desperate to smoke a cigarette and asks if she/he can smoke in your bedroom. What do you say?

a) No way! I don`t want to breathe in her/his smoke and it will make my bedroom smelly.
b) No, because my parents might smell the smoke and think it`s me who is smoking.
c) I feel sorry for her/him because she/he is addicted so I let her/him smoke out of my bedroom window.

Count which letters (a,b,c) you have the most.

Mostly As: You are very anti-smoking. This is good attitude and you should continue to be strong-minded. However, remember that smokers are not bad people, they are addicted.

Mostly Bs: You are anti-smoking but you are considerate about people`s feelings too. This is a good attitude especially because people often need support rather than lecturing to give up smoking.

Mostly Cs: You have a very relaxed attitude towards smoking. We hope this doesn`t mean that you are tempted to start smoking yourself. Remember, it`s very difficult to give up.

Данный тест позволяет каждому проверить себя, дает материал для следующего обсуждения данной темы. Мы проводим аналогичные анкеты по предложенным темам, работаем по тексту “Мобильные телефоны” (“за” и “против”), уч-ся в процессе работы над темой задумываются, приводят примеры из своей жизни, жизни друзей и я надеюсь, что такие занятия не проходят напрасно. Дети все больше убеждаются, что они изучают “живой” язык, так как они имеют возможность поговорить об зтом с носителями английского языка в родном городе, со сверстниками зарубежом по Интернету.

Работая несколько лет по методике воспитания культуры здоровья на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, стараюсь привнести в жизнь детей уверенность в том, что многое зависит от них, что их выбор-это их будущее.

Используемая литература:

  1. Технология раскрепощенного развития детей. В.Ф. Базарный.
  2. Здоровьесберегательные технологии в образовании. В.Ф. Базарный.
  3. Воспитание культуры здоровья у студентов и уч-ся старших классов в процессе обучения иноязычному общению. В.А. Шерстеникина, Н.И. Торунова, Э.А. Житницкая.