Цели:
- Закрепить и проверить знания по теме; развивать внимание и интерес к предмету.
- Формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала, навыки поисковой, познавательной деятельности, способность к самоанализу, рефлексии; вызвать желание постоянно пополнять свои знания, поддерживать интерес к изучению родного края; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретенных знаний и умений.
Оборудование:
- Карта Алтайского края
- Походный рюкзак
- Открытки
- Книги о родном крае
- Репродукции
- Карточки для индивидуальной работы
- Магнитофон
Учитель: - Ребята, сегодняшний урок у нас будет не совсем обычным. На сорок минут я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по Алтайскому краю, где мы с вами родились и живем.
Магнитофон: ”За уральским каменным поясом, за могучими сибирскими реками и обширными равнинами лежит Алтайский край. Более тысячи километров отделяют его восточную часть от западной, сотни километров- северную от южной. Есть в крае высокие горы и необозримые черноземные степи, стремительные водопады и задумчивые озера, альпийские луга и дремучая тайга. Для сибиряков не в диковинку летний зной и сорокаградусные морозы, сильные ливни и штормовые бураны”.
Учитель: - Как любому путешественнику, нам необходимо собрать рюкзак в дорогу. Но рюкзак не с кружкой, ложкой, картошкой, тушенкой и чайной заваркой, а с математическими правилами и законами, которые нам понадобятся в сегодняшнем путешествии.
- Как сложить два числа с разными знаками.
- Как сложить два отрицательных числа.
- Как из одного числа вычесть другое.
- Сформулируйте правило умножения двух отрицательных чисел.
- Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.
- При каком условии произведение двух чисел равно 0.
- Сформулируйте правило деления двух отрицательных чисел.
- Сформулируйте правило деления двух чисел с разными знаками.
- Что такое уравнение.
- Что значит решить уравнение.
- Что значит найти корень уравнения.
Учитель: Итак, рюкзак к путешествию мы собрали. Можно отправляться в путь. И первое, о чем мы сейчас должны узнать, что же означает слово ” Алтай” и в каком году образовался Алтайский край. Название зашифровано в следующих примерах. Узнать вы его сможете, решив их (устная работа).
Задания Ответы – 2,8: 0,1 = Г (–28) Г – 5,07: (– 0,3) = О (19) О – 103* 0,2 = Р (–20,6) Р – 3,6: (–0,18) = Ы (–20) Ы – 50,5: 5 = З (–10,1) З – 40 + 59 = О (19) О – 15– (–52) = Л (37) Л – 190* 0,1 = О (19) О – 75: (–3) = Т (26) Т 12 – 32 = Ы (–20) Ы – 4 – 5 = Е (–9) Е
Задания записаны на доске. Ответы подписываются учителем по мере выполнения задания. После по шифрограмме читается название Алтайского края.
Учитель: - Используя результаты этого задания:
- Запишите модуль самого маленького числа.
- Запишите модуль самого большого отрицательного числа.
- Запишите наименьшее натуральное число.
- Запишите наибольшее натуральное число.
2891937-28 сентября 1937 года образовался край ”Золотые горы”
Магнитофон:
Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога.
И геолог расскажет,
Геолог расскажет про золото.
С давних-давних времен,
С незапамятных пор
Это край золотых,
Край невиданной щедрости гор.
Что такое Алтай?
Вы спросите об этом зверолова
Вы услышите слово:
”Это белки, лисицы,
Горностаи и соболя.
Это мягкое золото
То, что таежная дарит земля”
Но спросите о том же
Рубцовской степи чабана.
Это золото скажет он,
Край золотого руна
Хлебороба спросите
Комбайнера и тракториста.
Это золото – скажут,
Золото во поле чистом
М. Юдалевич
Магнитофон: “Достойные люди были, есть и будут на алтайской земле. На весь мир прозвучали в грозные дни 1941 года бессмертные слова панфиловца - нашего земляка: “Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!”
Кому принадлежат эти слова?
Учитель: Перед нами фамилии известных людей, которых знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Все они наши земляки. Среди них вы должны найти автора строк. Для этого решим уравнение:
(14- Х) * 2,6 = 0 14- Х = 0 Х = 14
Корень уравнения показывает, сколько букв в имени и фамилии автора этих строк.
Валерий Золотухин.
Василий Шукшин.
Роберт Рождественский.
Герман Титов.
Михаил Лисовенко
Василий Клочков (14 букв)
Учитель:- “Горы золотые” щедры полезными ископаемыми; Алтайским мрамором облицованы станции Московского метрополитена: “Таганская”, “Парк культуры”
Магнитофон: - У нас говорят: ”Ты не знаешь Алтая, если не был в его золотых горах и не любовался Телецким озером. В этих словах большая доля истины. Телецкое озеро- жемчужина Горного Алтая. Это озеро по размерам пятое в нашей стране. В него впадает очень много рек, а вытекает одна Бия. Сливаясь с Катунью она образует реку Обь, на берегу которой раскинулся наш город - столица Алтайского края.
Учитель: Сколько же рек впадает в Телецкое озеро, мы узнаем, решив уравнения (письменно):
А) 0,3 * (7–Х) = 2,1 Б) – 2а + 1,3 = – 12,7 7 – Х = 2,1: 0,3 – 2а = –14 7 – Х = 7 а = 7 Х=0
Задание: Записать рядом корни в порядке убывания. Получившееся число покажет, сколько рек впадает в Телецкое озеро. (70).
Магнитофон: В Алтайских лесах благоприятные условия для жизни многих животных. Там можно встретить медведя, лисицу, зайца, косулю, рысь, соболя, волка, и других его обитателей. “В сосне дупло, а в дупле тепло” Кто это?
Учитель: На этот вопрос поможет ответить следующее задание. На координатной плоскости (диктант проводится на листах с копиркой) отметить точку по заданным координатам и последовательно их соединить. (5;5), (8;2), (8;0), (7;-4), (5;-4),(4;-1),(3;-1),(0;-4),(0;-6),(-5;-6),(-4;-5),(-2;-5),(-4;-4),(-4;-3),(-2;-1),(-2;0),(-4;0),(-4;-1),(-5;-1),(-5;0),(-4;1),(-2;1),(-2;2),(-4;3),(-2;4),(-1;6),(0;4),(0;-2),(2;4)
Учитель: Действительно, это белка. “По деревьям скок, да скок - мелькает рыжий огонек” Белка - ценный зверек. Мех у нее теплый, мягкий, красивый. Бывая в лесу, можно увидеть чудо из чудес: на дереве выросли грибы! Вернее не сами выросли, а кто-то их ”посадил” А еще вернее - наколол на тоненькие сухие веточки. Это белочка делает запасы на зиму. А запасает она и грибы, и ягоды, и семена, и кедровые орешки.
Задача: Одна белка на зиму собирает до 10 килограммов грибов, орехи составляют 80% от грибов, ягод в 1,6 раза меньше, чем орехов. Найти, сколько белка запасает семян, если весь зимний запас белки 26 килограмм. Определить массу белки, если она составляет 1/10 запасенных семян.
Решение:
Г – 10кг | |
О – 80% | |
Я – в 1,6 раз меньше | } 26кг |
С – ? | |
Б – 1/10 от |
1) 10: 100 * 80 = 8 кг (орехов)
2) 8: 1,6 = 5 кг (ягод)
3) 26 – 10 – 8 – 5 = 3 кг (семян)
4) 3: 10* 1 = 0,3 кг = 300 г (масса белки)
Магнитофон: Главное богатство Алтая самоотверженные труженики, люди сильные духом с крепким сибирским характером. И это мы с вами тоже.
Возможно, кому-то из вас посчастливилось побывать в Эрмитаже, тот мог видеть колоссальную по своим размерам” Царицу ваз”. Она была изготовлена в прошлом веке нашими алтайскими умельцами.
Учитель: Большая и красивая получилась ваза. Долго трудились умельцы. А вот сколько она весит и каковы размеры этой вазы мы узнаем, выполнив следующее задание.
Найдите значение выражения:
–20 + Х + Х + Х + Х + Х + 85, если Х = –12; Х = –10; Х = 227
Решение:
–20 + Х + Х + Х + Х + Х + 85 = 65 + 5Х
если Х = –12, то 65 + 5*(–12) = 5м (диаметр вазы)
если Х = –10, то 65 + 5*(–10) = 15 (лет изготовляли вазу)
если Х = 227, то 65 + 5* 227 = 1200 (пудов весит ваза)
Пуд-??? кг
А везти эту вазу пришлось в С-Петербург целых полгода.
Магнитофон:
Есть ли на свете такой уголок,
Где бы я небыл, незнаю.
Только, пожалуй, найти я не мог
Лучше Алтайского края.
Учитель: - Наше путешествие подходит к концу, и перед тем, как нам расстаться, давайте сделаем небольшой привал и запишем домашнее задание:
Узнать, что такое ПУД?
Подготовить любой информационный материал, относящийся к Алтайскому краю (показать книги).
И на следующем уроке мы продолжим свое путешествие. Пойдем уже вашими маршрутами. Желаю успеха!
Литература
- Приложение к газете “Первое сентября”. “Математика”. 2007г.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР,1996.
- “Завуч” Научно-практический журнал №2, 2006г.
- Энциклопедия, раздел Алтайский край.
- П.И. Алтынов Уроки математики в 6 классе. 2005.