Путешествие по Алтайскому краю на уроке математики в 6-м классе по теме "Отрицательные числа"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Закрепить и проверить знания по теме; развивать внимание и интерес к предмету.
  2. Формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала, навыки поисковой, познавательной деятельности, способность к самоанализу, рефлексии; вызвать желание постоянно пополнять свои знания, поддерживать интерес к изучению родного края; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретенных знаний и умений.

Оборудование:

  1. Карта Алтайского края
  2. Походный рюкзак
  3. Открытки
  4. Книги о родном крае
  5. Репродукции
  6. Карточки для индивидуальной работы
  7. Магнитофон

Учитель: - Ребята, сегодняшний урок у нас будет не совсем обычным. На сорок минут я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по Алтайскому краю, где мы с вами родились и живем.

Магнитофон: ”За уральским каменным поясом, за могучими сибирскими реками и обширными равнинами лежит Алтайский край. Более тысячи километров отделяют его восточную часть от западной, сотни километров- северную от южной. Есть в крае высокие горы и необозримые черноземные степи, стремительные водопады и задумчивые озера, альпийские луга и дремучая тайга. Для сибиряков не в диковинку летний зной и сорокаградусные морозы, сильные ливни и штормовые бураны”.

Учитель: - Как любому путешественнику, нам необходимо собрать рюкзак в дорогу. Но рюкзак не с кружкой, ложкой, картошкой, тушенкой и чайной заваркой, а с математическими правилами и законами, которые нам понадобятся в сегодняшнем путешествии.

  1. Как сложить два числа с разными знаками.
  2. Как сложить два отрицательных числа.
  3. Как из одного числа вычесть другое.
  4. Сформулируйте правило умножения двух отрицательных чисел.
  5. Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.
  6. При каком условии произведение двух чисел равно 0.
  7. Сформулируйте правило деления двух отрицательных чисел.
  8. Сформулируйте правило деления двух чисел с разными знаками.
  9. Что такое уравнение.
  10. Что значит решить уравнение.
  11. Что значит найти корень уравнения.

Учитель: Итак, рюкзак к путешествию мы собрали. Можно отправляться в путь. И первое, о чем мы сейчас должны узнать, что же означает слово ” Алтай” и в каком году образовался Алтайский край. Название зашифровано в следующих примерах. Узнать вы его сможете, решив их (устная работа).

Задания Ответы
– 2,8: 0,1 = Г (–28) Г
– 5,07: (– 0,3) = О (19) О
– 103* 0,2 = Р (–20,6) Р
– 3,6: (–0,18) = Ы (–20) Ы
– 50,5: 5 = З (–10,1) З
– 40 + 59 = О (19) О
– 15– (–52) = Л (37) Л
– 190* 0,1 = О (19) О
– 75: (–3) = Т (26) Т
12 – 32 = Ы (–20) Ы
– 4 – 5 = Е (–9) Е

Задания записаны на доске. Ответы подписываются учителем по мере выполнения задания. После по шифрограмме читается название Алтайского края.

Учитель: - Используя результаты этого задания:

  1. Запишите модуль самого маленького числа.
  2. Запишите модуль самого большого отрицательного числа.
  3. Запишите наименьшее натуральное число.
  4. Запишите наибольшее натуральное число.

2891937-28 сентября 1937 года образовался край ”Золотые горы”

Магнитофон:

Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога.
И геолог расскажет,
Геолог расскажет про золото.
С давних-давних времен,
С незапамятных пор
Это край золотых,
Край невиданной щедрости гор.
Что такое Алтай?
Вы спросите об этом зверолова
Вы услышите слово:
”Это белки, лисицы,
Горностаи и соболя.
Это мягкое золото
То, что таежная дарит земля”
Но спросите о том же
Рубцовской степи чабана.
Это золото скажет он,
Край золотого руна
Хлебороба спросите
Комбайнера и тракториста.
Это золото – скажут,
Золото во поле чистом

М. Юдалевич

Магнитофон: “Достойные люди были, есть и будут на алтайской земле. На весь мир прозвучали в грозные дни 1941 года бессмертные слова панфиловца - нашего земляка: “Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!”

Кому принадлежат эти слова?

Учитель: Перед нами фамилии известных людей, которых знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Все они наши земляки. Среди них вы должны найти автора строк. Для этого решим уравнение:

(14- Х) * 2,6 = 0 14- Х = 0 Х = 14

Корень уравнения показывает, сколько букв в имени и фамилии автора этих строк.

Валерий Золотухин.

Василий Шукшин.

Роберт Рождественский.

Герман Титов.

Михаил Лисовенко

Василий Клочков (14 букв)

Учитель:- “Горы золотые” щедры полезными ископаемыми; Алтайским мрамором облицованы станции Московского метрополитена: “Таганская”, “Парк культуры”

Магнитофон: - У нас говорят: ”Ты не знаешь Алтая, если не был в его золотых горах и не любовался Телецким озером. В этих словах большая доля истины. Телецкое озеро- жемчужина Горного Алтая. Это озеро по размерам пятое в нашей стране. В него впадает очень много рек, а вытекает одна Бия. Сливаясь с Катунью она образует реку Обь, на берегу которой раскинулся наш город - столица Алтайского края.

Учитель: Сколько же рек впадает в Телецкое озеро, мы узнаем, решив уравнения (письменно):

А) 0,3 * (7–Х) = 2,1 Б) – 2а + 1,3 = – 12,7
7 – Х = 2,1: 0,3 – 2а = –14
7 – Х = 7 а = 7
Х=0

Задание: Записать рядом корни в порядке убывания. Получившееся число покажет, сколько рек впадает в Телецкое озеро. (70).

Магнитофон: В Алтайских лесах благоприятные условия для жизни многих животных. Там можно встретить медведя, лисицу, зайца, косулю, рысь, соболя, волка, и других его обитателей. “В сосне дупло, а в дупле тепло” Кто это?

Учитель: На этот вопрос поможет ответить следующее задание. На координатной плоскости (диктант проводится на листах с копиркой) отметить точку по заданным координатам и последовательно их соединить. (5;5), (8;2), (8;0), (7;-4), (5;-4),(4;-1),(3;-1),(0;-4),(0;-6),(-5;-6),(-4;-5),(-2;-5),(-4;-4),(-4;-3),(-2;-1),(-2;0),(-4;0),(-4;-1),(-5;-1),(-5;0),(-4;1),(-2;1),(-2;2),(-4;3),(-2;4),(-1;6),(0;4),(0;-2),(2;4)

Учитель: Действительно, это белка. “По деревьям скок, да скок - мелькает рыжий огонек” Белка - ценный зверек. Мех у нее теплый, мягкий, красивый. Бывая в лесу, можно увидеть чудо из чудес: на дереве выросли грибы! Вернее не сами выросли, а кто-то их ”посадил” А еще вернее - наколол на тоненькие сухие веточки. Это белочка делает запасы на зиму. А запасает она и грибы, и ягоды, и семена, и кедровые орешки.

Задача: Одна белка на зиму собирает до 10 килограммов грибов, орехи составляют 80% от грибов, ягод в 1,6 раза меньше, чем орехов. Найти, сколько белка запасает семян, если весь зимний запас белки 26 килограмм. Определить массу белки, если она составляет 1/10 запасенных семян.

Решение:

Г – 10кг
О – 80%
Я – в 1,6 раз меньше } 26кг
С – ?
Б – 1/10 от

1) 10: 100 * 80 = 8 кг (орехов)

2) 8: 1,6 = 5 кг (ягод)

3) 26 – 10 – 8 – 5 = 3 кг (семян)

4) 3: 10* 1 = 0,3 кг = 300 г (масса белки)

Магнитофон: Главное богатство Алтая самоотверженные труженики, люди сильные духом с крепким сибирским характером. И это мы с вами тоже.

Возможно, кому-то из вас посчастливилось побывать в Эрмитаже, тот мог видеть колоссальную по своим размерам” Царицу ваз”. Она была изготовлена в прошлом веке нашими алтайскими умельцами.

Учитель: Большая и красивая получилась ваза. Долго трудились умельцы. А вот сколько она весит и каковы размеры этой вазы мы узнаем, выполнив следующее задание.

Найдите значение выражения:

–20 + Х + Х + Х + Х + Х + 85, если Х = –12; Х = –10; Х = 227

Решение:

–20 + Х + Х + Х + Х + Х + 85 = 65 + 5Х

если Х = –12, то 65 + 5*(–12) = 5м (диаметр вазы)

если Х = –10, то 65 + 5*(–10) = 15 (лет изготовляли вазу)

если Х = 227, то 65 + 5* 227 = 1200 (пудов весит ваза)

Пуд-??? кг

А везти эту вазу пришлось в С-Петербург целых полгода.

Магнитофон:

Есть ли на свете такой уголок,
Где бы я небыл, незнаю.
Только, пожалуй, найти я не мог
Лучше Алтайского края.

Учитель: - Наше путешествие подходит к концу, и перед тем, как нам расстаться, давайте сделаем небольшой привал и запишем домашнее задание:

Узнать, что такое ПУД?

Подготовить любой информационный материал, относящийся к Алтайскому краю (показать книги).

И на следующем уроке мы продолжим свое путешествие. Пойдем уже вашими маршрутами. Желаю успеха!

Литература

  1. Приложение к газете “Первое сентября”. “Математика”. 2007г.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР,1996.
  3. “Завуч” Научно-практический журнал №2, 2006г.
  4. Энциклопедия, раздел Алтайский край.
  5. П.И. Алтынов Уроки математики в 6 классе. 2005.