Цели и задачи:
- Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;
- Познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии;
- Проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;
- Воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность; побуждать к творчеству.
Оборудование:
- иллюстрации к Легенде о Прометее или мультфильм,
- плакаты по противопожарной безопасности,
- барабан с числами,
- сектор “приз”,
- чёрный ящик и т.д.,
- призы,
- иллюстрации пожара на Чернобыльской АЭС.
Ход игры
1. Ведущий: Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Помогите мне: назовите сферы применения огня. (приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов (стекло, кирпич), обжиг керамических изделий, теплоэлектростанции и др.)
Сегодня мы поговорим о том, что огонь может быть для человека и другом и врагом.
Для того, чтобы выбрать первую тойку игроков нужно пройти испытания. А испытания будут, как в сказках, загадки. Отгадавшие первые учащиеся и составят первую тройку игроков.
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (спички)Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (газовая плита)То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море! (утюг)
Как вы думаете, почему именно эти загадки я вам загадала? (эти предметы могут стать причиной пожара)
1 тур. Как называется пища огня?
На табло слово, которое состоит из 7 букв. (Буквы на табло закрыты, по мере отгадывания буквы открываются)
Ответ: Топливо.
Пауза.
Ведущий: Можно ещё долго перечислять, как помогает всем огонь и в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде. Давайте вспомнить стихотворение С.Маршака “Пожар”. (ученики инсценируют стихотворение)
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
“Печку, Леночка, не тронь,
Жжётся, леночка, огонь!”
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку красную глядит,
А в печи огонь гудит:
“Нанче в печке места мало,
Разгулятья негде стало,
Маме, Леночка, не верь,
Приоткрой пошире дверь”.
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх полез по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок…
А сейчас немного статистики.
Ученики:
- Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.
- Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.
- Каждый третий погибший –ребёнок.
А теперь второй отборочный тур:
У нас в печурочке
Золотые чурочки. (дрова в печи)Я не сам по себе,
Я сильнее всего,
Я страшнее всего,
И все любят меня,
И все губят меня. (огонь)Стоит девица в избе,
А коса на дворе. (печь и дым)
2 тур. Какой вид топлива самый распространенный и древний?
Слово состоит из 5 букв.
Ответ: Дрова
Пауза
Ведущий: А сейчас краткая история пожарного дела.
Ученики:
- В “Судебнике” Ивана 3, введённом в 1498 году, сказано о курцах: “Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью”.
- С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
- В 1803 году Александр 1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
- Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в её состав входили 25 человек.
- 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “ О государственных мерах борьбы с огнём”. Этот день и стал днём образования пожарной охраны.
Ведущий: От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров- таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба- одна из самых мобильных.
Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом. И не надо ухмыляться, вспоминая видеосюжет комик-группы “ Маски –шоу”. И не надо дразнить любителей поспать, что, мол, сдают экзамен на пожарника.
Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году показала, что работники пожарной охраны с честью выдержали серьёзный экзамен на зрелость, отвели беду от сотен людей, проявив при этом героизм и мужество. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны АЭС во главе с начальником караула Правиком. Его отряд первым ступил на линию огня.
Из всех возможных решений Владимир Правик выбрал наиболее верное: направил свой отряд на крышу машинного зала. Они- герои! То, что они сделали,- подвиг! Дело в том, что именно в этом зале находились все турбины, через него шли многочисленные кабели Высоковольтной линии, которые от огня могли превратиться в бикфордов шнур. Вскоре на помощь караулу Правика прибыл караул лейтенанта Кибинка.
Могли ли они отступить? Могли ли не делать того, что сделали и сохранить себе жизнь? Да, могли. Могли временно отступить до прихода подкрепления. Но об этом никто не думал. Это были люди с повышенным чувством ответственности, люди, давшие присягу. И они ступили в бушующее пламя, в смертельную радиацию не по приказу командира, а по закону совести. Они бросились спасать станцию и людей, не думая о своей жизни. Они ясно осознавали опасность, но как настоящие воины не жалели себя.
Были. Как страшно звучит это слово по отношению к тем, кому не было и тридцати лет. Давайте и мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях. (минута молчания) Спасибо.
Ну а теперь отбираем участников третьего тура.
Сестра сильней брата. (вода и огонь)
2. С огнём бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарники)Красненький петушок
По улице бежит. (пожар)
3 тур.
Однажды русскому царю, много сделавшему для процветания государства Российского, показали чёрный блестящий камень, обладающий удивительной способностью гореть. Он, взяв его в руки, сказал: “Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим весьма полезен будет”.
Как звали царя, так безошибочно определившего важность каменного угля?
Имя царя состоит из 4 букв и одного числа.
Ответ: Пётр 1.
Пауза – игра с болельщиками.
Давайте мы с вами составим памятку поведения при пожаре в помещении. Вы называете пункты памятки, а я буду записывать.
Памятка:
- позвоните пожарным по телефонам 01, 911 или сообщите взрослым;
- отключите электроприборы от сети;
- закройте окна и двери, исключите приток воздуха в помещение;
- если помещение заполнилось дымом, смочите водой любую тряпку и, прикрыв ею рот и нос, покиньте помещение;
- не спускайтесь из горящего здания на лифте; если есть пожарная лестница, воспользуйтесь ею.
4 тур (играют финалисты трёх туров)
Какое горючее вещество, называемое “невидимым топливом”, является частым спутником нефти?
Ответ: Газ.
5 тур (играет финалист)
Как называется твёрдое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо, и этим помогает сохранить лес на земле?
(Это словосочетание. В его названии 2 слова.)
Ответ: Каменный уголь.
(поздравления и награждение победителя).
Ведущий: “У меня зазвонил телефон…” Кому из вас с детства не знакомы эти строчки К.И. Чуковского? О чём эти детские стишки? Об играх с телефоном. А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону. А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для соседей? А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?
Ученики:
- Бесполезные затраты бензина.
- Изнашивается пожарный автомобиль.
- Но самое главное: в это время действительно где нибудь может случиться пожар, и кому-то нужна помощь.
Мне очень хочется, чтобы сегодняшняя игра стала для вас полезной. Я надеюсь, что вы очень много запомнили интересного и важного для вас.