Макетирование может проводиться на уроках труда, факультативных занятиях и кружках. В последних двух случаях оно может иметь не только художественно-трудовую, но и историко-краеведческую направленность. В частности, при создании макетов различных строений в сельской местности желательно пользоваться теми приемами и способами в строительстве, изготовлении и обработке материалов, которые традиционны для этих краев, разработаны и освоены поколениями мастеров. Изготовленные макеты, кроме всего, являются хорошим наглядным пособием, используемым как на уроках истории, так и при оформлении кабинета по этому предмету.
Очень ценно то, что материалы для изготовления макета находятся буквально под руками и не требуют затрат на их приобретение.
Макет “Острог” рекомендуется выполнять на занятиях кружка ребятам в возрасте 14-16 лет и желательно группами по 2-4 человека. Каждая группа может выполнять свой оригинальный макет. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, необходимо провести с ними исследовательскую работу, сходить в музей, посмотреть имеющиеся там макеты, литературу, рисунки, рассказать, для чего и по какому принципу строились остроги. На это достаточно отвести одно занятие (2 часа).
В начале работы можно взять за основу план конкретного исторического сооружения и выполнить уменьшенную его копию. А можно создать собирательный образ острога, построенного в традициях русского деревянного зодчества.
Остроги в Сибири строились по следующему принципу:
- по углам острога располагались башни, а между ними двойные стены, в них, с внутренней стороны, делали ворота. В случае нападения врага все прятались в них, загоняли даже лошадей;
- башни были шире стен, с бойницами в полу, чтобы враг не мог находиться близко у стен и быть вне зоны поражения;
- в остроге были дома, конюшни, колодец и небольшая церковь.
Начинают выполнения макета с соблюдением этих правил.
Основанием для крепости могут служить: планшет из реек и фанеры, деревянный щит, ДСП.
Палочки (“бревна”) изготавливаются следующим способом. Напиливают брусочки 14 х 14 мм. Затем пропускают их через лерку М14, установленную в трехкулачковый патрон токарного станка по металлу (рис.1). После пропускания через лерку, брусочки становятся палочками круглого сечения. Обрабатывают их наждачной бумагой и напиливают по размерам.
Для постройки башен нужно использовать традиционные русские способы “вязки” венцов. Вырезы в палочках (“бревнах”) можно выполнять круглым напильником или косым ножом. Но можно и более простым способом: устанавливают наждачный круг (мягкий) на точило и обрабатывают его куском твердого металла, придавая его торцу круглую форму, радиусом равным радиусу заготовленных палочек (“бревен”). Затем протачиваем вырезы в палочках (“бревнах”) (рис. 2)
Не стоит забывать о правилах техники безопасности. Работу на станках (пропускание через лерку, проточка вырезов) необходимо поручить ребятам старшего возраста и провести с ними тщательный инструктаж по выполнению работы и правилам ТБ. Деятельность ребят олжна проводиться под присмотром руководителя или им самим.
“Бревна” можно оставить круглыми. Палочки (“бревна”) в венцы соединяют с помощью клея.
Башни в острогах были покрыты шатровыми крышами (рис. 3). Шатер можно сделать из тонких реечек.
Стены выполняют из палочек (“бревен”), положенных между башен (рис 4).
Ворота выполняются из реечек, склеенных между собой. Они могут быть одно- и двухстворчатыми (рис. 5,6).
Дома внутри острога выполняют тем же способом, что и башни. Купол на церкви можно выточить на токарном станке по дереву (рис. 7,8).
Для имитации земли, покрытой травой, приготавливают столярный клей, смешивают его с мелкими опилками и добавляют зеленую гуашь. Эту смесь наносят на те места, где необходимо сымитировать травяной покров. Сверху можно добавить камни.
Для того, чтобы острог смотрелся более похожим на настоящий, его покрывают темной морилкой. Завершенное изделие тщательно осматривают. Там, где потребуется, подкрашивают или подклеивают ту или иную деталь (рис. 9).
Работа по изготовлению макета острога может занять 1 четверть, т.е. 20-26 часов (при 2 часах в неделю).
На основе макета можно изучать архитектуру и быт Древней Руси.
Кроме того, он будет уместен в игровой комнате для детей младшего и среднего школьного возраста. Здесь можно разыгрывать целые исторические эпизоды.
План острога, чертежи башен и стен могут быть выполнены на уроках черчения и служить наглядными пособиями по темам: нанесение размеров, эскизы, сечения, разрезы, сборочные чертежи, строительное черчение.
Основную часть работы учащиеся смогут выполнить на уроках труда по своим чертежам, осваивая азы столярного и плотницкого дела.
Макет, изображенный на фотографиях и выполненный руками учащихся нашей школы- интерната, находится в настоящее время в историческом музее с. Боград.