Учебно-деловая игра "Выборы в Совет школы"

Разделы: Внеклассная работа


Учебно-деловая игра “Выборы”.

Учебно-деловая игра “Выборы в Совет школы” является довольно распространённым методом обучения школьников избирательному процессу и избирательному праву. И, надо отметить, наиболее эффективным. С этим, наверное, согласятся все учителя, практикующие такую форму организации учебной деятельности. Действительно, эта игра способствует повышению уровня правового образования и воспитанию гражданственности, выработке активной жизненной позиции, устойчивости к разного рода политическим спекуляциям и грязным избирательным технологиям. Также в ходе игры у учащихся формируются многие умения, необходимые для успешной социализации в современном обществе. Прежде всего, умение создать готовый продукт, работать в команде, быть лидером, вести агитационную работу, выступать перед аудиторией и отстаивать собственное мнение. Ребята познают основы риторики и журналистики, знакомятся с азами политтехнологий и учатся организовывать пиар-кампанию и т. д. Немаловажно и то, что в ходе подготовки и проведения выборов в полной мере раскрывается их творческий потенциал. Важным условием успешности игры является то, что она поводится в тесном сотрудничестве с организатором воспитательной работы школы, учителями информатики, избирательной комиссией (участковой, территориальной), классными руководителями. В данном случае организаторами этой игры становится 9 “а” класс, изучающий предмет “Правоведение”, учитель истории, учитель информатики в сотрудничестве с Избирательной комиссией Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Целями игры является:

  1. Повышение политической и правовой культуры учащихся как будущих избирателей;
  2. Способствование формированию грамотного, сознательного избирателя, гражданина демократического общества;
  3. Создание условий для учащихся в раскрытии своего творческого потенциала, проявлении фантазии, организаторских способностей.

Предполагаемые результаты деловой игры:

При подготовке и проведении деловой игр

Учащиеся должны знать:

  1. Основы избирательного права и избирательного процесса;
  2. Механизм функционирования субъектов избирательного процесса;
  3. Технологию проведения выборов;
  4. Основы парламентской процедуры и законодательства, истории российских представительных органов.

Учащиеся должны уметь:

  • отстаивать собственную точку зрения по политическим вопросам, научиться быть терпимыми к чужому мнению;
  • создавать готовый продукт (листовка, газета, интервью, презентация, публикация, веб-сайт и.т. д.);
  • разыскивать, обрабатывать и анализировать информацию, выступать перед аудиторией
  • познают основы риторики, основы журналистики;

Ход игры

I этап. Подготовительный

II этап. Основной. Избирательная компания по выборам в Совет школы – орган ученического самоуправления.

III этап. Проведение выборов..

IV этап. Подведение итогов игры.

Участники игры: учащиеся 9-11 классов школы.

I этап. Подготовительный.

На этом этапе организаторы игры должны провести общее собрание старшеклассников, на котором происходит знакомство с целями её проведения, общей схемой игры. Важно именно сейчас, на начальном этапе, привлечь ребят к формированию ученического самоуправления, создать устойчивый интерес, выработать положительную мотивацию. Также на этом собрании объявляются сроки выдвижения кандидатов и их регистрации, определяется день выборов. Важным моментом является определение тех ролей, которые предстоит выполнять учащимся:

  1. Избирательная комиссия школы. Организует подготовку и проведение выборов. Формирует избирательные участки (по параллелям), составляет списки избирателей, протоколы подсчёта голосов, вырабатывает форму избирательного бюллетеня, Готовит место проведения выборов – избирательный участок. Избирается председатель избирательной комиссии (рис. 1)
  2. Пресс-центр. Обеспечивает гласность проведения выборов. Знакомит с деятельностью избирательной комиссии, освещает ход предвыборной кампании. Журналисты выпускают газеты, берут интервью у участников игры, проводят пресс-конференции.
  3. Центр изучения общественного мнения. Эта группа социологов изучает мнение школьного “электората” об их отношении к выборам, ученическому самоуправлению, проблемам школьной жизни. Предполагаются, как минимум, три социологических опроса: в начале игры, перед выборами, и на заключительном этапе.
  4. Независимые наблюдатели. Наблюдают за ходом предвыборной борьбы, проведением выборов. Обеспечивают равные права всем участникам.
  5. Технический центр. Создаётся на технической базе компьютерного класса. Оказывает техническую поддержку кандидатам в Совет школы в изготовлении агитационных материалов, а также избирательной комиссии, журналистам и социологам.

II этап. Основной этап.

1. Выдвижение кандидатов.

Предвыборная борьба начинается с выдвижения кандидатов в Совет школы – орган ученического самоуправления. Выдвижение происходит, в соответствии с положением о выборах (рис. 2), от классов, на классных собраниях. Каждый класс может выдвинуть 1 и более кандидатов. Допускается самовыдвижение, в таком случае необходимо собрать подписи, не менее 30. Избирательной комиссией производится регистрация кандидатов, выдаются удостоверения установленного образца. Центр изучения общественного мнения в этот период проводит социологический опрос среди учащихся 9-11 классов по следующим пунктам:

  1. Насколько необходимо в нашей школе ученическое самоуправление?
  2. Какие проблемы, по твоему мнению, оно способно решить?
  3. Каким будет твоё участие в работе Совета школы?
  4. Считаешь ли ты участие в выборах обязательным для тебя?
  5. Чем для тебя является участие в выборах?
  6. Сформулируй свои пожелания новому Совету школы.

Полученная информация обрабатывается и данные публикуются информационным центром. На их основе составляется так называемый “Наказ избирателя”, который должен помочь кандидатам разработать свои предвыборные программы.

2. Избирательная кампания.

А) Предвыборная борьба.

Несомненно, самой интересной частью игры является борьба между “избирательными штабами” кандидатами в Совет школы. Учитывая, что основной набор идей и предложений будет одинаковым, было рекомендовано каждому кандидату выделить какую-либо одну оригинальную идею, которая может привлечь внимание избирателей. Это должно быть интересным для ребят, привлекательным. В некоторых случаях политтехнологами выступили классные руководители.

Но в основном ребята самостоятельно прекрасно справились с этой задачей. Идея проведения школьных Олимпийских игр в весенние каникулы, создания сайта школы, учреждения именной Премии Совета школы за значительные достижения в учебной, культурной, спортивной деятельности, активное участие в общественной жизни школы, организация курсов гитаристов, хореографической группы, и т. д. Эти материалы были оформлены в свободной форме, по выбору участников игры. Агитационные листовки, настенные и печатные газеты, видеоролики и мультимедийные презентации, концерты в поддержку отдельных кандидатов, распространение календарей и т. д. К оформлению работ выдвигались некоторые требования: содержательность, корректность, эстетичность. Можно отметить, что творчество ребят проявилось в полной мере.

Помимо того, что весь агитационный материал был представлен избирателям, проходили встречи с избирателями в классах. Нельзя требовать, чтобы ребята ходили по всем классам, но для социального опыта желательно посетить хотя бы параллельный класс. Опыт показывает, что участники игры с удовольствием проводили встречи с избирателями, “посещали с визитом” другие классы, где им приходилось отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, вступать в дискуссию

Б) Дебаты.

Важным этапом избирательной кампании становится “открытый микрофон” - мероприятие, где нашим кандидатам предложено ещё одно испытание. Перед широкой аудиторией, в присутствии всех конкурентов, им нужно изложить свою программу, показать подготовленные материалы, поучаствовать в дебатах “Как сделать жизнь школы лучше?”, ответить на вопросы журналистов, избирателей. От того, как проявят себя участники нашей игры, во многом зависело мнение избирателей. Как показал проведённый впоследствии соцопрос, именно успешное выступление кандидатов на данном этапе повлияло на симпатии старшеклассников.

3 этап. Проведение выборов.

Ответственным для всех участников выборов днём становится день голосования. Оно организуется в спортивном зале школы. 3 избирательных участка (по параллелям), настоящие урны для голосования, присутствие наблюдателей из учительского и ученического состава школы – всё должно быть серьёзно и по-настоящему. Избирательные участки открываются в 12.15 и работают до 14.15. При предварительной разъяснительной работе голосование происходит организованно, без нарушений, быстро. Избирательной комиссии необходимо после 14.00 произвести подсчёт голосов, подвести итоги выборов. Голосование происходит по мажоритарной системе, победители определяются простым большинством голосов. Таким образом отбираются 15 участников игры. За ходом голосования наблюдают представители ученического и учительского коллектива, обозначенные в начале игры как “наблюдатели”. Избирательная комиссия производит подсчёт голосов и оформляет протоколы голосования, которые подписывают председатель избирательной комиссии, наблюдатели. Целесообразно на этом этапе игры присутствие членов избирательной комиссии (участковой, территориальной)

4 Этап. Подведение итогов игры.

Через 2 дня после проведения голосования проводится круглый стол для всех участников игры:

  • оглашаются результаты голосования;
  • высказывают своё мнение участники игры, оценивая проведённые мероприятия, своё собственное участие в ней;
  • высказывают предложения по совершенствованию правил игры;
  • проводится награждение кандидатов в Совет школы, доверенных лиц, членов избиркома, наиболее активных участников игры “Выборы в Совет школы”

В качестве рефлексии учащимся предложено написать эссе “Зачем я иду на выборы”.

На основе изученных сочинений и высказанных мнений и предложений можно сделать вывод о том, что участие в игре было познавательным и полезным для всех её участников. Ребята получили возможность на практике познать азы избирательного процесса и избирательных технологий, проявить свои творческие способности, артистизм, стать лидерами общественной жизни школы.

Некоторые рекомендации:

Организаторов игры могут ожидать некоторые трудности: излишняя агрессивность в проведении предвыборной агитации, использование “грязных технологий”, заимствованных из реальной жизни, возможно острое восприятие собственных неудач в борьбе и т. д. Важно, чтобы учитель смог предусмотреть все эти моменты. Ведь оттого, каким будет первый опыт участия наших школьников в выборах (пусть даже и в форме игры) в немалой степени зависит его гражданская позиция завтра.

Игра проводится в рамках изучения учащимся курса “Хочу стать президентом”, поэтому теоретические основы изучены; Она должна проводиться в течение 3-4 учебных недель, этого времени достаточно для проведения плодотворной избирательной кампании;

Поскольку очень многое в этой работе зависит от инициативы и творчества учащихся, следует строго соблюдать принцип добровольности, свободы творчества.

Не претендуя на оригинальность, хочу указать, что в ходе нашей игры активно использовались информационные технологии, создавались не только презентации, публикации, рекламные видеоролики, но и собственные предвыборные сайты участников данного проекта.

Положение о выборах в Совет школы.

Органом школьного самоуправления учащихся Усть-Ордынской средней общеобразовательной школы является Совет школы. Главными его задачами является

  • Привлечение учащихся к активному участию в организации и управлении школьной жизнью.
  • Обучение учащихся навыкам организации деятельности органов самоуправления.
  • Охрана прав учащихся школы.
  • Содействие учащимся и учителям исполнению обязанностей.
  1. Совет школы, орган самоуправления учащихся Усть-Ордынской средней общеобразовательной школы им. Борсоева В.Б., формируется на основе демократических выборов.
  2. Выборы в школьный Совет являются всеобщими, тайными, прямыми. В них участвуют учащиеся 9-11 классов.
  3. Для проведения выборов организуется избирательная комиссия школы из числа представителей классных коллективов.
  4. Дата проведения выборов определяется Советом школы старого созыва.
  5. Выдвижение кандидатов происходит на классных собраниях в 9-11 классах простым большинством голосов, возможно выдвижение более 1 кандидата в орган школьного самоуправления.
  6. Допускается самовыдвижение учащихся. В таком случае самовыдвиженцу необходим сбор подписей в свою поддержку.
  7. На проведение предвыборной агитации кандидатам обеспечиваются равные возможности, допускаются все разрешённые средства агитации и пропаганды.
  8. Для проведения предвыборной агитации организуются группы поддержки каждого из кандидатов в Совет школы, они уполномочены выступать с разъяснениями предвыборной программы, изготавливать и размещать агитационные печатные, видео- и мультимедиаматериалы.
  9. Организуется “свободный микрофон” по наиболее актуальным проблемам школьной жизни.
  10. Выборы проводятся по мажоритарной системе, победители определяются простым большинством голосов.

Ход работы избирательной комиссии Усть-Ордынской средней общеобразовательной школы №1 им. В.Б. Борсоева:

  1. Заседание 1. Регистрация кандидатов и выдача им удостоверений.
  2. Заседание 2. Утверждение формы избирательных бюллетеней и листов для регистрации избирателей в день выборов.
  3. Заседание 3. Проверка агитационных листов.
  4. Заседание 4. Подведение итогов конкурса на лучший агитационный материал.
  5. Заседание 5. Подведение итогов выборов 1 тура.
  6. Заседание 6. Подведение итогов выборов 2 тура.
  7. Заседание 7. Подведение итогов выборов.

Конкурс агитационных проектов кандидатов в Совет школы.

(материалов, роликов, презентаций, агитационных листков, классных часов)

Образовательная продукция относится к межпредметной: информатика и право. По форме техническое произведение как информационная модель.

Защита творческих работ.

Темы творческих агитационных работ выбираются во время проекта “Выборы Совета школы”. Источниками тем творческих работ служат достижения кандидатов в Совет школы:

  • на уроках;
  • внеурочное время;
  • хобби;
  • научные проблемы, которые их заинтересовали;
  • личные симпатии к учителю, ученикам, школе;
  • на свое усмотрение.

Творческий агитационный материал допускается до защиты при условии ее письменного оформления. Оформлять работу ученикам рекомендуется по следующему плану:

  1. Тема, ф.и.о. ученика (группы), класс, школа, год
  2. Почему я выбрал эту тему.
  3. Главная идея, цель, проблема работы.
  4. План работы, ее основное содержание
  5. Возникшие проблемы, трудности, как они решались
  6. Главные выводы работы, ее назначение и применение.
  7. Самоанализ работы: как работал, что понял, чему научился, дальнейшие цели. Самооценка работы.

Защита в виде конкурса, которое состоится 21 сентября 2007 года

  1. Агитационный лист (лист ватмана)
  2. Агитационный ролик

Рекомендации:

  1. Продумать дизайн проекта (фон, кнопки, шрифт)
  2. Продумать цветовое решение
  3. Подготовьте основные графические объекты (рисунки, логотипы, баннеры, заставки, фотографии ит.д.)
  4. Возможно включение в проект мультимедийных средств – звук, анимация, видео (звук и видео запускаются только при нажатии мыши)

Использованная литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Комментарии к Конституции РФ.
  3. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме”.
  4. “О выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ”.
  5. Федеральный закон “О выборах Президента РФ”.
  6. Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”.
  7. Введение в избирательное право. Учебное пособие. – С.: РЦОИТ, 2003.
  8. Мушинский В. О. Азбука гражданина. – М.: “Центр гуманитарного образования”, 2001.
  9. Подготовка и проведение учебно-деловой игры “Выборы”. Учебное пособие. – М.: РЦОИТ, 2001.
  10. Организация внеурочной работы по праву/Сборник статей. – М.:Изд. дои “Новый учебник”, 2002.