Предпрофильная подготовка учащихся.
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, сформулированы цели профильного обучения, среди которых – создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. В целях ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени предусматривается проведение в 9 классах основной школы предпрофильной подготовки. Для этого в базисном учебном плане выделяется 2 ч в неделю (68 ч в год) на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы. Основной целью этих курсов в предпрофильной подготовке является ориентация школьников на выбор профиля с соответствии с интересами, склонностями и способностями.
В нашей школе третий год подряд ведётся целенаправленная работа по внедрению краткосрочных предпрофильных курсов по основным предметам. В первый год я вёл курс “Практическая астрономия” в 9 ч в неделю, то остальные годы в 17 часов в неделю. Так как опыт показал, что выгоднее организовать 4 курса по полугодиям, чем 8 курсов по четвертям. Эти курсы были организованы в основном по желанию учащихся. 2 года у нас не преподаётся предмет астрономии, а у учащихся есть огромное желание изучить астрономию. Поэтому, наряду с освещением некоторых вопросов на уроках физики, я выбрал тему предпрофильного курса “Практическая астрономия”.
Ниже приводится программа и тематическое планирование (приложение 1) предпрофильного курса по физике 9 класса. В основном уроки проводятся в виде лекции или кинолекции. Большое место уделяется творческой и индивидуальной работе с учащимися.
Программа предпрофильного курса по физике в 9 классе.
“Практическая астрономия”. 17 часов.
Пояснительная записка.
Настоящий курс составлен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Данный курс поможет усилить заинтересованность учащихся в изучении физики и астрономии, развитию практических умений и навыков учащихся, развитию интеллектуальных способностей подростков, их социальной активности и подготовку к продолжению образования по профилю и сознательному выбору профессии. Элементы практической астрономии изучаются для объяснения наблюдаемых невооружённым глазом движений небесных тел, понимания принципов ориентировки на основе астрономических наблюдений и практического использования звёздных карт.
Выполняемые учащимися под руководством учителя наблюдения имеют для курса астрономии столь же важное значение, как опыты и лабораторные работы в других естественно – научных предметах.
В программе дан перечень обязательных демонстраций и практических работ. Указана литература для учащихся и учителя и перечень учебного оборудования.
Введение. 2ч.
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, место астрономии среди других наук, её значение). Телескопы. Развитие астрономии (от древности до современности).
Практические основы астрономии. 15 ч.
Звёздное небо. Созвездия. Небесная сфера и её основные элементы. Изменение вида звёздного неба в течение суток и года. Горизонтальные и экваториальные координаты звёзд. Звёздные карты. Способы определения географической широты. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Основы измерения времени. Календарь.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Демонстрации.
- Основные точки, линии и плоскости небесной сферы на модели.
- Изображение звёздного неба на картах и атласах.
- Горизонтальные и экваториальные звёздные координаты на модели небесных координат
- Особенности суточного движения звёзд, Солнца на различных географических широтах.
- Годичное движение Солнца на моделях и звёздных картах.
- Простейшие астрономические методы определения географической широты.
- Движение Луны и её фазы.
- Солнечные затмения.
- Лунные затмения.
Практические работы.
- Визуальные наблюдения осеннего, зимнего, весеннего звёздного неба под руководством учителя.
- Работа с ПКЗН.
- Наблюдения в телескоп
Перечень учебного оборудования.
- Карты звёздного неба (демонстрационные).
- ПКЗН (ученические)
- Модели для демонстрации солнечных и лунных затмений (СЛЗ - 50).
- Бинокль.
- Телескоп – рефрактор.
- Модель небесной сферы. (СФА).
- Модель небесных координат.
- Таблицы по астрономии.
Кинофрагменты.
- Радиотелескопы.
- Крупнейший в мире телескоп.
- Солнечные затмения.
Видеофильмы.
- Астрономия. Часть 1. Студия “Кварт”.
Диафильмы.
- Предмет астрономии.
- Крупнейшие обсерватории СССР.
- Звёздное небо.
Литература для учителя.
- Методика преподавания астрономии в средней школе. М. Просвещение. 1985.
- Методика преподавания физики и астрономии в 7 – 9 классах общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 1999.
- Дидактический материал по астрономии. Г.И. Малахова, Е.К Страут. М. Просвещение. 1989.
- Курс общей астрономии. П.И. Баулин, Э.В. Кононович, В.И. Мороз. М. Наука. 1982.
- Лабораторный практикум по курсу общей астрономии. М. Высшая школа. 1963.
- Сокровища звёздного неба. М Наука. 1987
- Что и как наблюдать на небе. М. Наука. 1979.
Литература для учащихся.
- Астрономия. Учебник для общеобразовательных учреждений. П.Е. Левитан. М. Просвещение. 2005.
- Астрономия. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа. 2000.
- Физика и астрономия 7, 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. М. Просвещение. 1999
- Астрономия. Энциклопедия для детей. М. Аванта +. 1998.
- Школьный астрономический календарь. М. Дрофа. (ежегодное издание).
- Астрономия в её развитие. Ф.Ю. Зигель. М. Просвещение. 1988.
- Книга для чтения по астрономии. М.М. Дагаев. М. Просвещение. 1980.