Цель урока:
- Ознакомление с одним из новых документов в жизнедеятельности Правительства Саратовской области.
- Понять значимость социальной политики регионального уровня и её взаимосвязи с Федеральными программами и проектами.
- Изучение данного документа поможет тем, кто будет представлять политическую элиту нашей области.
- Ознакомление не только с успехами в социальной сфере, но и её болевыми точками. Это имеет важное воспитательное значение. Ведь любовь к своей малой родине начинается с её познания.
Задачи урока: изучение таких разделов паспорта, как:
- общая характеристика региона;
- демографическая ситуация;
- здравоохранение;
- социальная поддержка;
- уровень жизни населения;
- трудовые отношения;
- финансирование;
- географическое положение и климат;
- природно-ресурсный потенциал;
- этнический состав;
- стратегические приоритеты развития;
- данные о человеческом капитале;
- условия повышения производительности труда;
- жилищный сектор;
- коммунальное хозяйство;
- внешнеэкономические связи региона.
Организационный момент
I. Вступительное слово учителя. Ознакомление с целями и задачами урока.
Сегодня мы продолжим изучение социальной сферы общества. Семинар будет посвящён изучению паспорта Саратовской области. Выдающийся философ и экономист Сергей Николаевич Булгаков отмечал, что малой родине присуща тихость и ласковость матери. Она – как задушевная песня, только слышать её надо внутренним слухом. Прислушаемся и мы к тем штрихам нашей области, которые отражены в паспорте. Поскольку паспорт – документ многоплановый, то мы сосредоточим своё внимание, прежде всего на вопросах, раскрывающих важнейшие моменты социальной жизни.
План семинара:
- Общая характеристика паспорта и Саратовской области.
- Отражение в паспорте проблем молодёжи
- Здоровье, жильё.
- Демографический фактор
- Культура в Саратовской области.
II. Работа по плану семинара (основная часть урока)
1) Общая характеристика паспорта и Саратовской области.
Площадь Саратовской области – 101,2 тыс. км2 , 39 объединённых муниципальных образований, 3 закрытых административных образования, административный центр г.Саратов. Область разделена на 641 округов. Население проживает в 1849 населённых пунктах. Из них 1802 – сельских. Численность населения Саратовской области – 26241 тыс. ч. В городах проживают 73,6 %, на селе 26,4%.
2) Отражение в паспорте проблем молодёжи
Какую часть среди населения составляет молодёжь? Кто относится к молодёжи? Это люди в возрасте от 14 до 30 лет. В области проживает 631,4 тыс. молодых людей или 23,6 % населения области. Из них в городах проживает 399,7 тыс. чел., на селе 231,7 тыс. чел. В области действуют 138 региональных и местных молодёжных и детских общественных объединений, охватывающих больше 128,3 тыс. чел. Молодёжь это 30% трудоспособного населения. Безработных 0,9 % трудоспособной молодёжи.
3)Правонарушения.
В 2001 г. – совершено 15 206?или 46% от общего числа правонарушений. Растёт количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В наркологических службах области зарегистрировано 4,3 тыс. чел.
4) Здоровье. Жильё.
Здоровыми признаны лишь 14% обследованных школьников. 35% отнесено к группе хронических больных. Лишь 1/5 часть семей имеет собственное жильё, приобретённое с помощью родителей, из них только у 4% имеется больше 20 кв.м. на человека. Молодые семьи составляют 80% от общего количества семей. На них приходится 75% рождающихся детей.
5) О демографии.
Сообщения учащихся
6) Культура в Саратовской области.
Как обстоит дело с учреждениями культуры? Положительные примеры. Отрицательные примеры.
Сообщения учащихся.
7)Спорт в Саратовской области.
III. Заключение.
Итак, мы рассмотрели основные направления социальной политики, содержащиеся в таком документе, как паспорт Саратовской губернии. Надеюсь, Вы убедились в значимости такого глубокого анализа состояния нашей области для управления социальной сферой, решения социальных задач. Особо хочу отметить в заключении вопросы, которые не получили достаточного развития.
Оценка работы учащихся.
IV. Задание на дом.
Подготовить материал о среднем классе, о социальной политике в отношении детей, о состоянии преступности среди несовершеннолетних.