Конспект урока обществоведения в 10-м классе

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • Ознакомление с одним из новых документов в жизнедеятельности Правительства Саратовской области.
  • Понять значимость социальной политики регионального уровня и её взаимосвязи с Федеральными программами и проектами.
  • Изучение данного документа поможет тем, кто будет представлять политическую элиту нашей области.
  • Ознакомление не только с успехами в социальной сфере, но и её болевыми точками. Это имеет важное воспитательное значение. Ведь любовь к своей малой родине начинается с её познания.

Задачи урока: изучение таких разделов паспорта, как:

  • общая характеристика региона;
  • демографическая ситуация;
  • здравоохранение;
  • социальная поддержка;
  • уровень жизни населения;
  • трудовые отношения;
  • финансирование;
  • географическое положение и климат;
  • природно-ресурсный потенциал;
  • этнический состав;
  • стратегические приоритеты развития;
  • данные о человеческом капитале;
  • условия повышения производительности труда;
  • жилищный сектор;
  • коммунальное хозяйство;
  • внешнеэкономические связи региона.

Организационный момент

I. Вступительное слово учителя. Ознакомление с целями и задачами урока.

Сегодня мы продолжим изучение социальной сферы общества. Семинар будет посвящён изучению паспорта Саратовской области. Выдающийся философ и экономист Сергей Николаевич Булгаков отмечал, что малой родине присуща тихость и ласковость матери. Она – как задушевная песня, только слышать её надо внутренним слухом. Прислушаемся и мы к тем штрихам нашей области, которые отражены в паспорте. Поскольку паспорт – документ многоплановый, то мы сосредоточим своё внимание, прежде всего на вопросах, раскрывающих важнейшие моменты социальной жизни.

План семинара:

  • Общая характеристика паспорта и Саратовской области.
  • Отражение в паспорте проблем молодёжи
  • Здоровье, жильё.
  • Демографический фактор
  • Культура в Саратовской области.

II. Работа по плану семинара (основная часть урока)

1) Общая характеристика паспорта и Саратовской области.

Площадь Саратовской области – 101,2 тыс. км2 , 39 объединённых муниципальных образований, 3 закрытых административных образования, административный центр г.Саратов. Область разделена на 641 округов. Население проживает в 1849 населённых пунктах. Из них 1802 – сельских. Численность населения Саратовской области – 26241 тыс. ч. В городах проживают 73,6 %, на селе 26,4%.

2) Отражение в паспорте проблем молодёжи

Какую часть среди населения составляет молодёжь? Кто относится к молодёжи? Это люди в возрасте от 14 до 30 лет. В области проживает 631,4 тыс. молодых людей или 23,6 % населения области. Из них в городах проживает 399,7 тыс. чел., на селе 231,7 тыс. чел. В области действуют 138 региональных и местных молодёжных и детских общественных объединений, охватывающих больше 128,3 тыс. чел. Молодёжь это 30% трудоспособного населения. Безработных 0,9 % трудоспособной молодёжи.

3)Правонарушения.

В 2001 г. – совершено 15 206?или 46% от общего числа правонарушений. Растёт количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В наркологических службах области зарегистрировано 4,3 тыс. чел.

4) Здоровье. Жильё.

Здоровыми признаны лишь 14% обследованных школьников. 35% отнесено к группе хронических больных. Лишь 1/5 часть семей имеет собственное жильё, приобретённое с помощью родителей, из них только у 4% имеется больше 20 кв.м. на человека. Молодые семьи составляют 80% от общего количества семей. На них приходится 75% рождающихся детей.

5) О демографии.

Сообщения учащихся

6) Культура в Саратовской области.

Как обстоит дело с учреждениями культуры? Положительные примеры. Отрицательные примеры.

Сообщения учащихся.

7)Спорт в Саратовской области.

III. Заключение.

Итак, мы рассмотрели основные направления социальной политики, содержащиеся в таком документе, как паспорт Саратовской губернии. Надеюсь, Вы убедились в значимости такого глубокого анализа состояния нашей области для управления социальной сферой, решения социальных задач. Особо хочу отметить в заключении вопросы, которые не получили достаточного развития.

Оценка работы учащихся.

IV. Задание на дом.

Подготовить материал о среднем классе, о социальной политике в отношении детей, о состоянии преступности среди несовершеннолетних.