Цели урока:
- обучение решению задач на проценты с экономическим содержанием с помощью формул “сложных процентов”, формирование умений решать задачи повышенной сложности;
- развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля;
- выработка привычки к постоянной занятости, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.
Оборудование:
- индивидуальные карточки с условиями задач,
- таблица “ Процент числа”.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин ).
Цель: Ознакомить учащихся с темой и задачей урока, актуальность изучаемого материала, формирование мотива, желание работать на уроке.
II. Устная работа ( разминка ) ( 8 мин ).
Цель: Повторение прежних знаний и навыков по теме “Проценты”.
1. Представьте данные десятичные дроби в процентах: 0,5; 0,24; 0,867; 0,032; 1,3; 15; 154.
2. Представьте проценты десятичными дробями: 2%; 12,5%; 0,06%; 1000%; 0,1%.
3. Заполните таблицу:
100% | 1% | 50% | 25% | 10% | 20% | 300% |
100 | ||||||
800 | ||||||
30 |
4. Найдите число по его проценту:
- 1% составляет 80 р. (800 р.);
- 2% составляют 14 кг (700кг);
- 5% составляют 600р. (12 000р);
- 200% составляют 64 000р. (32 000);
- 0,5% составляют 160р. (32 000р.);
- 0.1% составляет 5р. ( 5000р.)
5. Турист должен был пройти 64 км. В первый день он прошёл 25% всего пути, во второй день 50% оставшегося пути. Сколько километров ему ещё осталось пройти? (Ответ: 24 км.)
6. Товар стоимостью 200 руб. уценён на 10%. Определить новую стоимость товара. (Ответ: 180 руб.)
7. Товар стоимостью 15 р. Уценён до 12р. Определить процент уценки. (Ответ: 20%.)
III. Изучение и формирование новых знаний и навыков. ( 10 мин ).
Цель: Ознакомление с формулами “сложных процентов” и формирование навыков применения этих формул при решении задач.
1). Пусть некоторая величина А увеличивается в n раз и каждый раз на Р%. Тогда её значение А1 после первого увеличения находится по формуле:
Значение А2 после второго увеличения находится по формуле:
Окончательное значение Аn находится по формуле:
Пример: Сберкасса начисляет ежегодно 3% от суммы вклада. Через сколько лет сумма удвоится?
Решение: Пусть x – искомое число лет, А – первоначальная сумма. Тогда по формуле (1) получаем:
(Ответ: приблизительно через 23 года.)
2). Пусть некоторая величина А увеличивается n раз последовательно на Р1%, Р2%,..., Рn%. Тогда её окончательное значение Аn находится по формуле:
Формулы (1) и (2) называют формулами сложных процентов.
Пример: Цену на некоторый товар увеличили сначала на 30%, потом опять на 20%, а спустя некоторое время уменьшили на 50%. Выразите в процентах окончательное изменение цены по сравнению с первоначальной.
Решение. Пусть x – искомое число процентов, А – начальная цена, А3 – конечная цена. Тогда:
X = ( 1 –А3/А ) 100%, и по формуле (2)
(Ответ: цена упала на 22%.)
IV. Работа в группах из 3-4 учащихся. Каждой группе даётся задание ( 10 мин ).
Цель: Выработка необходимых практических навыков по теме.
Задания для групп:
1-я группа: После реконструкции завод увеличил выпуск продукции на 30%. Спустя некоторое время выпуск продукции увеличился на 10%, а после замены оборудования ещё на 15%. На сколько процентов увеличился первоначальный выпуск продукции? (Ответ: 61,45%).
2-я группа: Первоначально цена на аналогичный товар в двух магазинах была одинакова. В первом магазине цену сначала снизили на 20%, потом ещё на 20%, а во втором магазине её сразу снизили на 40%. Одинаковы ли стали цены в магазинах? (Ответ: В первом магазине цена больше, чем во втором.)
3-я группа: Торговая база закупила у изготовителя партию альбомов и поставила её магазину по оптовой цене, которая на 30% больше цены изготовителя. Магазин установил розничную цену на альбом на 20% выше оптовой. При распродаже в конце сезона магазин снизил розничную цену на альбом на 10%. На сколько рублей больше заплатил покупатель по сравнению с ценой изготовителя, если на распродаже он приобрёл альбом за 70,2 р.? (Ответ: 20,2 р.)
4-я группа: Владелец бензозаправки повысил цены на бензин на 10%. Заметив, что количество клиентов резко сократилось, он понизил цены на 10%. На сколько процентов в результате этих двух изменений понизились или повысились цены на бензин? (Ответ: цена понизилась на 1%).
Краткий отчёт о решении задачи одного ученика из каждой группы.
V. Дифференцированная самостоятельная работа в парах(5 мин). Пары можно сделать различные: слабые, средние и сильные пары.
Цель: выявление типичных ошибок.
Задание для слабых пар.
В течение года завод дважды увеличивал выпуск продукции на одно и то же число процентов. Найти это число, если известно, что в начале года завод ежемесячно выпускал 600 изделий, а в конце года стал выпускать ежемесячно 726 изделий. (Ответ: 10%.)
Задание для средних пар.
Предприятие увеличивало объём выпускаемой продукции ежегодно на одно и то же число процентов. Найти это число, если известно, что за два года объём выпускаемой продукции возрос в 2 раза.
Задание для сильных пар.
Банк начисляет ежегодно 4% от суммы вклада. Найти наименьшее число лет, за которое вклад вырастает более чем на 15%. (Ответ: 4 года.)
VI. Подведение итогов самостоятельной работы ( 3 минуты)
VII. Индивидуальная работа учащихся на местах. Решение задач по выбору ( 5 мин).
VIII этап. Итог урока.
Дифференцированное домашнее задание по выбору (2 мин).
- Цены на компьютерную технику в среднем понижались за год дважды на 10%. На сколько процентов понизились цены на компьютерную технику за год? (Ответ: 19%.)
- Число 51,2 трижды увеличивали на одно и то же число процентов , а затем уменьшили на то же самое число процентов . В результате получилось число 21.6 . На сколько процентов увеличивали а затем уменьшали данное число ?
- Составить задачу по данной теме.