Тип урока: закрепление пройденного материала
Вид урока: сюжетно-ролевый
Цели и задачи:
- Образовательная: закрепить у учащихся знания об основных классах неорганических веществ, развить способность легко распознавть формулы неорганических веществ, проверить знани япо названию кислот.
- Развивающая: развить зрительную память, умение находить выход из противоречивых положений.
- Воспитательная: воспитание уверенности в своих силах и возможностях в преодолении возникающих трудностей совместно с коллективом.
Действующие лица:
- Капитан Ларин
- Лейтенант Дукалис
- Лейтенант Абдулова.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами будет не обычный урок, а химическое расследование, которое пройдет под руководством известных сыщиков. Знакомьтесь – это капитан Ларин, лейтенант Дукалис и лейтенант Абдулова.
Ларин: Ребята, до нас дошли сведения о том, что в стране действует группировка сомнительного поведения, действия которой с одной стороны полезное, а с другой вредное и чрезвычайно опасное. Мы составили краткую структурную схему ее основных “объединений”, с которыми вас сейчас познакомит лейтенант Дукалис.
Дукалис: Суть схемы “группировки” такова (плакат на доске)
Ларин: Я предлагаю провести тщательное расследование данной группировки, которая включает в себя перечисленные объединения. Основные задачи оперативной работы обозначит лейтенант Дукалис.
Дукалис: Нам необходимо:
- определить “Особые приметы” каждого объединения.
- выяснить конкретные имена членов, входящих в соответствующие объединения.
- собрать информацию об их деятельности, то есть узнать приносят они вред или пользу людям.
Абдулова: три оперативные группы проведут расследование. Руководство группами возьмут на себя – капитан Ларин, лейтенант Дукалис и я, лейтенант Абдулова.
Учащиеся на группы и рассаживаются за три стола, каждая группа ведет “Протокол Следствия”, за оформление которого выставляется оценка.
Учитель: Уважаемые “оперативники”, у вас поставлены конкретные задания, которая состоит в том, что бы точнее , быстрее ответить на поставленные вопросы и раскрыть действие группировки. Вы можете пригласить своих “свидетелей” или просто зачитать их показания. Объективность проведенных расследований будет проанализирована всеми отделами. Итак, желаю вам удачи!
Задания для опергрупп.
Абдулова:
- Даны следующие химические элементы: Cu, Sn, Au, Ag, Cl, Br, Pb, H, N, Ni, As, He, Fe.
- Найти среди них металлы и неметаллы;
- Укажите название химического элемента;
- Напишите произношение химического знака
- Результаты занесите в журнал расследования в виде таблицы
Ребята заполняют табличку и приносят их оперативникам, те проверяют правильность ответов. Оценки фиксирует учитель.
Ларин: В ходе расследования мы столкнулись с необычными загадками, которые наши “оперативники”, надеюсь, успешно расшифруют.
- Угадайте названия и химические знаки соответствующих элементов, “зашифрованных” в следующих вопросах, дайте характеристику (физические свойства, польза и вред при их применении).
- Какой неметалл является лесом? (бор – В).
- Какой элемент вращается вокруг солнца? (уран – U).
- В состав какого металла и неметалла входит любимый пиратский напиток? (хром – Cr, бром – Br).
- Какой металл, по древней мифологии, обречен на “вечные муки”? (тантал – Та).
- Я – светоносный элемент.
Я спички вам зажгу в момент
Согреть могу и под водой,
Оксид в ней станет кислотой (фосфор). - Иду на мелкую монету
В колоколах люблю звенеть
Мне ставят памятник за это
И знают имя мое - . . . (медь) - Из глины я обыкновенной,
И на редкость современный
Не боюсь электротока,
Хозяйкам на кухне служу без срока,
Бесстрашно в воздухе лечу, мне все задачи по плечу.
Конструкции легкие из дюрали,
Не перечислить всех регалий,
Горжусь своим я именем
Зовусь я . . . (алюминием). - Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен . . . (йод). - Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе, так вот
Легко назвать меня? . . . (азот). - У меня дурная слава,
Я – известная отрава,
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит (бррр-ом).
Ларин: Наше расследование по выявлению “особых примет” сложных веществ, стало гораздо проще после удачной работы, которая показала, какими бывают металлы и неметаллы. Это очень важно для того, чтобы распознать “объединение оксидов”.
Абдулова: По предварительным данным, оксиды бывают кислотными и основными. Заслушаем наших оперативников.
- На доске для трех человек задании: написаны формулы оксидов, необходимо разделить на кислотные и основные.
Абдулова:
Кислотный оксид с водой
Льет дождливой кислотой
А основной оксид,
Не без основания
Образует с водой – основание!
Дукалис: Разрешите сделать обобщение. Итак, вырисовывается следующая картина
Абдулова: В ходе следствия мы смогли вывести основные приметы подследственных “объединений”. И по результатам проведенного нами химического расследования разрешите мне обобщить основные “приметы”, то есть общие формулы сложных веществ основных классов неорганических соединений. По этим схемам мы легко сможем находить нужные соединения, называть их и писать формулы.
- Работа в каждой следственной группе: даны формулы различных соединений (оксидов, кислот, оснований и солей), необходимо их распределить по схеме.
Учитель: Ребята, по-моему, наше химическое расследование прошло на хорошем профессиональном уровне. Все “оперативные группы” проявили находчивость, смекалку, химические знания и накопленный, хоть небольшой, но полезный жизненный опыт, а также использованы сведения, полученные на других уроках.
Итогом нашей работы станет последнее задание.
- Работа с карточками на местах (индивидуально): Найди соответствие.
Участники сдают “Следственные протоколы” и карточки на проверку.
Учитель: Спасибо за работу!