Место урока в теме: третий урок в теме “Природа регионов России”.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
1 звено – оргмомент, мотивация, целеполагание, актуализация.
2 звено – первичное усвоение нового материала.
3 звено – осознание и осмысление учебного материала.
4 звено – закрепление.
5 звено – применение знаний в нестандартной ситуации.
6 звено – контроль.
Дидактическая цель урока: обеспечить усвоение нового учебного материала, сформировать умения и навыки применения знаний по данной теме, проконтролировать уровень усвоения знаний и умений.
Образовательная цель: сформировать систему знаний об особенностях природы Северного Кавказа, его географический образ.
Развивающая цель: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять черты сходства и различий, устанавливать причинно-следственные связи, а также творческих умений.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.
Методы обучения: познавательные: частично-поисковый, репродуктивный; управления познавательной деятельностью: самостоятельной учебной работы эвристического типа, и учебной работы под руководством учителя; сравнительный, проблемный.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: карта России, карта Северного Кавказа, атлас (с. 40-41), схема природного районирования, учебник, тетрадь, презентация (Приложение 1), мультимедиа учебник “География России. Природа и население 8-й класс” 1С Образовательная коллекция.
Смысловые блоки урока: 1. Географическое положение СК.
2. Особенности природы СК:
а) рельеф;
б) климат.
ХОД УРОКА
1 звено: оргмомент… Приветствие…
мотивация… Ребята, я предлагаю этот урок начать с поэтической странички. Кто мне в этом поможет? (Читаем стихи).СЛАЙД 1.
О каком природном регионе России мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, о самом маленьком из всех крупных регионов России – о Северном Кавказе. Однако, он очень индивидуален. Подобного природного региона нет в других частях страны. Вы видите, как восхищались красотами этого края великие русские поэты! А сколько прекрасных литературных произведений было написано об этом уникальном уголке! Насколько же прекрасна должна быть природа этого края, чтобы вдохновлять и поэтов, и композиторов, и художников! Но так ли всё благополучно в этом краю? (Ответы). Какие опасности таят в себе горы? (сели, лавины, землетрясения, камнепады и т.д.) Нужно ли человеку (и нам с вами тоже) знать о причинах возникновения таких явлений? (Да) А зачем?... Чтобы обезопасить свою жизнь, потому что жизнь человека – это самая большая ценность на Земле.
Что для этого необходимо?... Да, знания особенностей природы здешних мест…
Так вот сегодня мы с вами и познакомимся с этим удивительнейшим местом на Земле. Тема нашего урока называется “Северный Кавказ”. СЛАЙД 2. Запишите её в тетрадь.
целеполагание… Помогите мне, пожалуйста, сформулировать цель нашего урока…
Итак, цель нашего урока СЛАЙД 3: сформировать знания об особенностях природы Северного Кавказа через работу с различными источниками географической информации и ответить на вопрос: “Что должны знать люди о горных территориях, чтобы обеспечить свою безопасность?”
актуализация…
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с особенностями природы Русской равнины. Давайте проверим ваши знания.
Тест. СЛАЙД 4-5
Проверка теста. СЛАЙД 6
Я очень надеюсь, что все успешно справились с этим заданием. Поднимите руки, у кого нет ошибок или допущены 1-2-3 ошибки. Молодцы! Можете смело поставить себе оценки.
2 звено: первичное усвоение нового материала… А теперь мы приступаем к изучению нового материала.
1. Пользуясь картой атласа (с. 40), определите ГП и назовите границы этого природного региона. СЛАЙД 7
Для этого ответьте на вопросы:
Какая впадина отделяет Кавказ от Русской равнины на севере?
С какими государствами проходит граница России по Кавказу на юге?
Что является природной границей региона на западе и востоке?
(на севере – Кумо-Манычская впадина, на юге – южная граница РФ с Грузией и Азербайджаном, на западе – Азовское и Чёрное моря, на востоке – Каспийское море).
Дайте оценку ГП территории: Северный Кавказ – самая _____________ (южная) часть страны, ГП ______________ (выгодное).
2. Кроме географического положения, какие компоненты природы играют наиболее значимую роль для формирования природы территории?
Правильно – рельеф (Р) и климат (К).
Чтобы установить особенности природы Северного Кавказа, мы рассмотрим характеристики рельефа и климата.
А. Рельеф. (Мультимедиа учебник. Рельеф. <Рисунок 1> )
Просмотрите фото и прочитайте предложенный текст (в учебнике).
О чём говорят пикообразные вершины, снежные шапки и крутые склоны гор? (О возрасте гор и их высоте, горы складчатые)
СЛАЙД 8 Заполни схему:
Северный Кавказ = Предкавказье + северные склоны Большого Кавказа.
Предкавказье = Краснодарский край + Ставропольский край + равнины Дагестана.
Большой Кавказ = Чёрное море (западный Кавказ) Эльбрус (5642м) (центральный Кавказ) Казбек (5033м) (восточный Кавказ) Каспийское море.
Какими формами рельефа сложен Северный Кавказ? Отразите это в схеме.
Рисуем схему в тетрадь СЛАЙД 9
(Мультимедиа учебник. Строение земной коры. <Рисунок 2> ) По тектонической карте определите тектонические структуры, лежащие в основе формирования рельефа Северного Кавказа и дополните схему в тетради.
Вспомните, как образуются складчатые области?
(Мультимедиа учебник. <Рисунок 3> Образование складчатых областей – диктор)
Почему Кавказ – высокие горы? (области новой складчатости)
Просмотрите следующую карту.
(Мультимедиа учебник. <Рисунок 4> Внутренние силы изменяющие рельеф - диктор).
Докажите, что Кавказ – молодые горы! (Эльбрус, Казбек – потухшие вулканы, часты землетрясения)
(Мультимедиа учебник. <Рисунок 5> Стихийные явления природы)
По карте учебника (стр. 42-43) определите п.и., отметьте это на схеме в тетради.
(Мультимедиа учебник. <Рисунок 6> Человек и литосфера. Минеральные ресурсы)
Что у вас получилось? Проверяем. СЛАЙД 10 (Предкавказье – нефть и газ – п.и. осадочного происхождения; горы – вольфрамовые, молибденовые и полиметаллические руды – п.и. магматического происхождения)
Почему такое размещение п.и.? (Связь с геологической историей и тектоническим строением)
- Сделай вывод о разнообразии рельефа СК и объясни причину этого явления.
Б) Климат (Мультимедиа учебник. <Рисунок 7> Климат – текст начало – Типы климата.)
Вспомнили, на что мы обращаем внимание при характеристике климата?
По климатической карте определите, в каких климатических поясах располагается регион. Запись в тетрадь!
- Докажите, что климат СК мягкий, и объясни почему? Для этого используйте дополнительный текст к этой карте (показать Мультимедиа учебник. <Рисунок 8> ) и карты атласа. Определите средние температуры июля и января.
Да, Большой Кавказ является климаторазделом между умеренным и субтропическим поясами. Значит климат переходный, мягкий, тёплый. Зима здесь теплее, чем на Рр, а лето жарче, т.к. Кавказ находится южнее.
Средние температуры июля + 240, января от – 80 до 00.
(Мультимедиа учебник. <Рисунок 9> Режим осадков.)
Посмотрите на карту осадков, определите количество выпадающих осадков и их различие по территории.
- Почему западный Кавказ получает большее количество осадков по сравнению с центральным и восточным? (Если затрудняетесь ответить, вспомните, что может приносить влагу на территорию и подтвердите своё предположение на климатической карте.)
(Мультимедиа учебник. <Рисунок 10> Циркуляция атмосферы.)
Основной источник влаги для Северного Кавказа – это Атлантический океан. Поэтому западные склоны Северного Кавказа более влажные здесь выпадает от 600-800 до 1600 мм осадков в год, а восточные более сухие – 400 мм.
(Мультимедиа учебник. <Рисунок 11> Климатические рекорды.)
Здесь находится одна из точек климатических рекордов России. Посмотрите.
(Мультимедиа учебник. <Рисунок 12> Высотная поясность.)
А сейчас перечислите основные отличия климата высокогорий от климата предгорий. Вспомните понятие высотной поясности. По мере прослушивания, делайте запись в тетрадь.
1) в горах выпадает гораздо больше осадков, т.к. склоны гор задерживают ВМ и заставляют их подниматься вверх;
2) понижение температуры воздуха с высотой;
3) разнообразие климата гор от места к месту в связи с высотой, экспозиции склона, близости или удалённости от моря;
- Сделай вывод о разнообразии климата СК и объясни причину этого явления.
3 звено: осознание и осмысление учебного материала…
А теперь, я думаю, пора подвести предварительные итоги. Возврат к цели урока, к основному вопросу урока… сформировать знания об особенностях природы Северного Кавказа через работу с различными источниками географической информации и ответить на вопрос: “Что должны знать люди о горных территориях, чтобы обеспечить свою безопасность?”
1) В чём кроется причина разнообразия рельефа СК? ( ТС и ГИ территории).
2) В чём кроется причина разнообразия климата СК? ( ГП и Р территории).
Заполните схемы. СЛАЙД 11 Цель достигнута? Так что же должны знать люди, чтобы обеспечить безопасность своей жизни? Конечно, особенности рельефа и климата данной территории, так как они влияют на все остальные компоненты природы.
4 звено: закрепление материала…
А сейчас возьмите карточки с табличкой (Приложение 2) и заполните её. Вычлените особенности природы Предкавказья и Большого Кавказа (рельеф равнинный или горный, климат предгорий или высокогорий, ПИ осадочного или магматического происхождения, климатические условия благоприятные или суровые). СЛАЙД 12
ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Предкавказье |
Большой Кавказ |
РЕЛЬЕФ (горный или равнинный) |
|
КЛИМАТ (предгорий или высокогорий) |
|
ПИ (магматического или осадочного происхождения) |
|
КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (благоприятные или суровые) |
|
Проверяем, что у вас получилось. СЛАЙД 13
5 звено: применение знаний в нестандартной ситуации …
А теперь давайте пофантазируем… Представьте себе, что знаменитый курортный город Сочи переместился с Черноморского побережья на Каспийское. Сумеет ли он сохранить свой статус? Почему?
(Мультимедиа учебник. <Рисунок 13> Климат. Практика задание 5)
6 звено: контроль…
Пришло время, подвести итоги всей нашей работы. На обратной стороне карточки – задание: Проверь себя (Приложение 3).
1. Составь характеристику природных условий Краснодарского края по плану: рельеф (равнинный, горный), ПИ (магматического происхождения, осадочного происхождения), климат (мягкий, суровый, влажный, сухой, с резкими колебаниями температур, с незначительными колебаниями температур зимой и летом), оценка (выгодные ПУ для жизни и хозяйственной деятельности людей, не выгодные ПУ для жизни и хозяйственной деятельности людей).
2. Природные условия Краснодарского края или республики Дагестан наиболее выгодны для развития земледелия? Докажи и объясни почему.
Подчеркнуть правильные положения, доказательство прописать.
СЛАЙД 14
*А пока наши дети трудятся, я предлагаю вам, дорогие гости, совершить виртуальную экскурсию по живописным склонам Большого Кавказа. Фильм.
мотивация… Проверяем: 1 вопрос – выгодные ПУ, 2 вопрос – Краснодарского края. Справились? Молодцы! Вы замечательно работали!
Оценки за урок... Остальные подписывают и сдают свои карточки.
Домашняя работа СЛАЙД 15:
Параграф 30, рисунок и анализ схемы высотной поясности Большого Кавказа по рис.66 на с.176.
Творческое задание: Представьте, что вы сотрудники туристического агентства. Какие бы маршруты путешествий по Северному Кавказу вы предложили с целью:
А) отдыха и лечения;
Б) горнолыжного отдыха;
В) познавательного туризма для знакомства с памятниками природы?
До свидания.
СЛАЙД 16
Спасибо за работу на уроке!!!* Данный урок проводился во время Дня открытых дверей в школы. На уроке присутствовали родители восьмиклассников и другие гости школы. Поэтому родителям для просмотра был предложен видеофрагмент о Большом Кавказе.