Урок географии в 8-м классе с использованием ИКТ по теме "Северный Кавказ"

Разделы: География


Место урока в теме: третий урок в теме “Природа регионов России”.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

1 звено – оргмомент, мотивация, целеполагание, актуализация.

2 звено – первичное усвоение нового материала.

3 звено – осознание и осмысление учебного материала.

4 звено – закрепление.

5 звено – применение знаний в нестандартной ситуации.

6 звено – контроль.

Дидактическая цель урока: обеспечить усвоение нового учебного материала, сформировать умения и навыки применения знаний по данной теме, проконтролировать уровень усвоения знаний и умений.

Образовательная цель: сформировать систему знаний об особенностях природы Северного Кавказа, его географический образ.

Развивающая цель: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять черты сходства и различий, устанавливать причинно-следственные связи, а также творческих умений.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.

Методы обучения: познавательные: частично-поисковый, репродуктивный; управления познавательной деятельностью: самостоятельной учебной работы эвристического типа, и учебной работы под руководством учителя; сравнительный, проблемный.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: карта России, карта Северного Кавказа, атлас (с. 40-41), схема природного районирования, учебник, тетрадь, презентация (Приложение 1), мультимедиа учебник “География России. Природа и население 8-й класс” 1С Образовательная коллекция.

Смысловые блоки урока: 1. Географическое положение СК.

2. Особенности природы СК:

а) рельеф;

б) климат.

ХОД УРОКА

1 звено: оргмомент… Приветствие…

мотивация… Ребята, я предлагаю этот урок начать с поэтической странички. Кто мне в этом поможет? (Читаем стихи).СЛАЙД 1.

О каком природном регионе России мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, о самом маленьком из всех крупных регионов России – о Северном Кавказе. Однако, он очень индивидуален. Подобного природного региона нет в других частях страны. Вы видите, как восхищались красотами этого края великие русские поэты! А сколько прекрасных литературных произведений было написано об этом уникальном уголке! Насколько же прекрасна должна быть природа этого края, чтобы вдохновлять и поэтов, и композиторов, и художников! Но так ли всё благополучно в этом краю? (Ответы). Какие опасности таят в себе горы? (сели, лавины, землетрясения, камнепады и т.д.) Нужно ли человеку (и нам с вами тоже) знать о причинах возникновения таких явлений? (Да) А зачем?... Чтобы обезопасить свою жизнь, потому что жизнь человека – это самая большая ценность на Земле.

Что для этого необходимо?... Да, знания особенностей природы здешних мест…

Так вот сегодня мы с вами и познакомимся с этим удивительнейшим местом на Земле. Тема нашего урока называется “Северный Кавказ”. СЛАЙД 2. Запишите её в тетрадь.

целеполагание… Помогите мне, пожалуйста, сформулировать цель нашего урока…

Итак, цель нашего урока СЛАЙД 3: сформировать знания об особенностях природы Северного Кавказа через работу с различными источниками географической информации и ответить на вопрос: “Что должны знать люди о горных территориях, чтобы обеспечить свою безопасность?”

актуализация…

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с особенностями природы Русской равнины. Давайте проверим ваши знания.

Тест. СЛАЙД 4-5

Проверка теста. СЛАЙД 6

Я очень надеюсь, что все успешно справились с этим заданием. Поднимите руки, у кого нет ошибок или допущены 1-2-3 ошибки. Молодцы! Можете смело поставить себе оценки.

2 звено: первичное усвоение нового материала… А теперь мы приступаем к изучению нового материала.

1. Пользуясь картой атласа (с. 40), определите ГП и назовите границы этого природного региона. СЛАЙД 7

Для этого ответьте на вопросы:

Какая впадина отделяет Кавказ от Русской равнины на севере?

С какими государствами проходит граница России по Кавказу на юге?

Что является природной границей региона на западе и востоке?

(на севере – Кумо-Манычская впадина, на юге – южная граница РФ с Грузией и Азербайджаном, на западе – Азовское и Чёрное моря, на востоке – Каспийское море).

Дайте оценку ГП территории: Северный Кавказ – самая _____________ (южная) часть страны, ГП ______________ (выгодное).

2. Кроме географического положения, какие компоненты природы играют наиболее значимую роль для формирования природы территории?

Правильно – рельеф (Р) и климат (К).

Чтобы установить особенности природы Северного Кавказа, мы рассмотрим характеристики рельефа и климата.

А. Рельеф. (Мультимедиа учебник. Рельеф. <Рисунок 1> )

Просмотрите фото и прочитайте предложенный текст (в учебнике).

О чём говорят пикообразные вершины, снежные шапки и крутые склоны гор? (О возрасте гор и их высоте, горы складчатые)

СЛАЙД 8 Заполни схему:

Северный Кавказ = Предкавказье + северные склоны Большого Кавказа.

Предкавказье = Краснодарский край + Ставропольский край + равнины Дагестана.

Большой Кавказ = Чёрное море (западный Кавказ) Эльбрус (5642м) (центральный Кавказ) Казбек (5033м) (восточный Кавказ) Каспийское море.

Какими формами рельефа сложен Северный Кавказ? Отразите это в схеме.

 

Рисуем схему в тетрадь СЛАЙД 9

(Мультимедиа учебник. Строение земной коры. <Рисунок 2> ) По тектонической карте определите тектонические структуры, лежащие в основе формирования рельефа Северного Кавказа и дополните схему в тетради.

 

Вспомните, как образуются складчатые области?

(Мультимедиа учебник. <Рисунок 3> Образование складчатых областей – диктор)

Почему Кавказ – высокие горы? (области новой складчатости)

Просмотрите следующую карту.

(Мультимедиа учебник. <Рисунок 4> Внутренние силы изменяющие рельеф - диктор).

Докажите, что Кавказ – молодые горы! (Эльбрус, Казбек – потухшие вулканы, часты землетрясения)

(Мультимедиа учебник. <Рисунок 5> Стихийные явления природы)

По карте учебника (стр. 42-43) определите п.и., отметьте это на схеме в тетради.

(Мультимедиа учебник. <Рисунок 6> Человек и литосфера. Минеральные ресурсы)

Что у вас получилось? Проверяем. СЛАЙД 10 (Предкавказье – нефть и газ – п.и. осадочного происхождения; горы – вольфрамовые, молибденовые и полиметаллические руды – п.и. магматического происхождения)

Почему такое размещение п.и.? (Связь с геологической историей и тектоническим строением)

  • Сделай вывод о разнообразии рельефа СК и объясни причину этого явления.

Б) Климат (Мультимедиа учебник. <Рисунок 7> Климат – текст начало – Типы климата.)

Вспомнили, на что мы обращаем внимание при характеристике климата?

По климатической карте определите, в каких климатических поясах располагается регион. Запись в тетрадь!

  • Докажите, что климат СК мягкий, и объясни почему? Для этого используйте дополнительный текст к этой карте (показать Мультимедиа учебник. <Рисунок 8> ) и карты атласа. Определите средние температуры июля и января.

Да, Большой Кавказ является климаторазделом между умеренным и субтропическим поясами. Значит климат переходный, мягкий, тёплый. Зима здесь теплее, чем на Рр, а лето жарче, т.к. Кавказ находится южнее.

Средние температуры июля + 240, января от – 80 до 00.

(Мультимедиа учебник. <Рисунок 9> Режим осадков.)

Посмотрите на карту осадков, определите количество выпадающих осадков и их различие по территории.

  • Почему западный Кавказ получает большее количество осадков по сравнению с центральным и восточным? (Если затрудняетесь ответить, вспомните, что может приносить влагу на территорию и подтвердите своё предположение на климатической карте.)

(Мультимедиа учебник. <Рисунок 10> Циркуляция атмосферы.)

Основной источник влаги для Северного Кавказа – это Атлантический океан. Поэтому западные склоны Северного Кавказа более влажные здесь выпадает от 600-800 до 1600 мм осадков в год, а восточные более сухие – 400 мм.

(Мультимедиа учебник. <Рисунок 11> Климатические рекорды.)

Здесь находится одна из точек климатических рекордов России. Посмотрите.

(Мультимедиа учебник. <Рисунок 12> Высотная поясность.)

А сейчас перечислите основные отличия климата высокогорий от климата предгорий. Вспомните понятие высотной поясности. По мере прослушивания, делайте запись в тетрадь.

1) в горах выпадает гораздо больше осадков, т.к. склоны гор задерживают ВМ и заставляют их подниматься вверх;

2) понижение температуры воздуха с высотой;

3) разнообразие климата гор от места к месту в связи с высотой, экспозиции склона, близости или удалённости от моря;

  • Сделай вывод о разнообразии климата СК и объясни причину этого явления.

3 звено: осознание и осмысление учебного материала…

А теперь, я думаю, пора подвести предварительные итоги. Возврат к цели урока, к основному вопросу урока… сформировать знания об особенностях природы Северного Кавказа через работу с различными источниками географической информации и ответить на вопрос: “Что должны знать люди о горных территориях, чтобы обеспечить свою безопасность?”

 

1) В чём кроется причина разнообразия рельефа СК? ( ТС и ГИ территории).

2) В чём кроется причина разнообразия климата СК? ( ГП и Р территории).

Заполните схемы. СЛАЙД 11 Цель достигнута? Так что же должны знать люди, чтобы обеспечить безопасность своей жизни? Конечно, особенности рельефа и климата данной территории, так как они влияют на все остальные компоненты природы.

4 звено: закрепление материала…

А сейчас возьмите карточки с табличкой (Приложение 2) и заполните её. Вычлените особенности природы Предкавказья и Большого Кавказа (рельеф равнинный или горный, климат предгорий или высокогорий, ПИ осадочного или магматического происхождения, климатические условия благоприятные или суровые). СЛАЙД 12

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Предкавказье

Большой Кавказ

РЕЛЬЕФ (горный или равнинный)

   

КЛИМАТ (предгорий или высокогорий)

   

ПИ (магматического или осадочного происхождения)

   

КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (благоприятные или суровые)

   

Проверяем, что у вас получилось. СЛАЙД 13

5 звено: применение знаний в нестандартной ситуации …

А теперь давайте пофантазируем… Представьте себе, что знаменитый курортный город Сочи переместился с Черноморского побережья на Каспийское. Сумеет ли он сохранить свой статус? Почему?

(Мультимедиа учебник. <Рисунок 13> Климат. Практика задание 5)

6 звено: контроль…

Пришло время, подвести итоги всей нашей работы. На обратной стороне карточки – задание: Проверь себя (Приложение 3).

1. Составь характеристику природных условий Краснодарского края по плану: рельеф (равнинный, горный), ПИ (магматического происхождения, осадочного происхождения), климат (мягкий, суровый, влажный, сухой, с резкими колебаниями температур, с незначительными колебаниями температур зимой и летом), оценка (выгодные ПУ для жизни и хозяйственной деятельности людей, не выгодные ПУ для жизни и хозяйственной деятельности людей).

2. Природные условия Краснодарского края или республики Дагестан наиболее выгодны для развития земледелия? Докажи и объясни почему.

Подчеркнуть правильные положения, доказательство прописать.

СЛАЙД 14

*А пока наши дети трудятся, я предлагаю вам, дорогие гости, совершить виртуальную экскурсию по живописным склонам Большого Кавказа. Фильм.

мотивация… Проверяем: 1 вопрос – выгодные ПУ, 2 вопрос – Краснодарского края. Справились? Молодцы! Вы замечательно работали!

Оценки за урок... Остальные подписывают и сдают свои карточки.

Домашняя работа СЛАЙД 15:

Параграф 30, рисунок и анализ схемы высотной поясности Большого Кавказа по рис.66 на с.176.

Творческое задание: Представьте, что вы сотрудники туристического агентства. Какие бы маршруты путешествий по Северному Кавказу вы предложили с целью:

А) отдыха и лечения;

Б) горнолыжного отдыха;

В) познавательного туризма для знакомства с памятниками природы?

До свидания.

СЛАЙД 16 Спасибо за работу на уроке!!!

 * Данный урок проводился во время Дня открытых дверей в школы. На уроке присутствовали родители восьмиклассников и другие гости школы. Поэтому родителям для просмотра был предложен видеофрагмент о Большом Кавказе.