Урок русского языка во 2-м классе по системе Эльконина–Давыдова по теме "Работа с текстом" (урок развития речи)

Разделы: Начальная школа


Цели

  • Упорядочить деформированный текст.
  • Формировать умение следовать установленной последовательности при списывании текста.

 ХОД УРОКА

1. Психологический настрой.

2. Создание учебной ситуации.

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат словари. Что такое словарь?

Дети: Это сборники различных слов, выражений.

Учитель: Зачем они нужны?

Дети: Проверять написание слов, ударение, объяснять непонятные слова.

Учитель: Какие секреты словарей знаете?

Дети: Слова расположены по алфавиту.

Учитель: Умеете ли вы работать со словарями?

Дети: Да!

Учитель: Замечательно! Запишите данные в транскрипции слова буквенной записью, проверив в словаре. Работайте в парах. Кто справится с работой – сделайте запись на доске.

На доске: [cлова], [пр`идлажэн`ий`э] , [т`экст]

На доске и в тетрадях появляются записи: Слово, предложение, текст.

3. Постановка УЗ урока.

Учитель: Что общего в записанных словах?

Дети: Это изучает русский язык.

Учитель: Да, это речеведческие понятия. Кто может объяснить, истолковать эти понятия?

Дети: Слово– это маленькая единица языка, если общаться только с помощью слов, то не всегда можно понять человека. Предложение выражает законченную мысль. В тексте много мыслей.

Учитель: Чем текст отличается от отдельного высказывания?

Выслушиваются все предположения детей.

Учитель: Какую цель поставим на сегодняшний урок?

Дети: Уточним, что такое текст, его признаки.

Учитель: как это отразим в модели?

В результате обсуждения на доске и в тетрадях появляется такая модель:

ТЕКСТ

? 1. …

   2. …

4. Учебно-практическая деятельность

Учитель: Начнем наше исследование. Нам помогут отрывки из произведений певца русской природы М. Пришвина.

Ученикам предъявляются карточки:

I. Раз шёл я по берегу ручья и под кустом заметил ежа.

II. Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук.

Учитель: Чем отличаются записи на карточках?

Дети: На первой карточке одно предложение, а на второй два.

Учитель: Как вы думаете, что из них является текстом?

Дети: Запись на второй карточке.

Учитель: Почему?

Дети: Это похоже на небольшой рассказ.

Учитель: Как это отметим для себя?

После обсуждения на доске и в тетрадях в модели появляется:

ТЕКСТ

? 1. > 1 Выск.

   2. ….

Учитель: Замечательно. Послушайте такой текст. "Так вот и устроился жить у меня ёжик. После из серых один вышел – красавец, разноцветный селезень, и две уточки, Дуся и Муся."

Учитель: Что скажете?

Дети: Это не текст.

Учитель: Почему, здесь ведь больше, чем одно высказывание?

Дети: Они разные, как будто из разных рассказов.

Учитель: Значит, какой еще признак есть у текста?

Дети: Предложения должны “дружить” друг с другом, они должны быть связаны по смыслу.

Учитель: Как покажем на модели?

После обсуждения:

ТЕКСТ

? 1. > 1Выск.

  

Учитель: Можем теперь объяснить, что такое текст?

Дети: Да!

Учитель: Кто попытается?

Выслушиваются все высказывания детей.

Учитель: Проверим, все ли это поняли. У вас на столах листы. Если прочтем с листа текст, покажите знак “+”, если не текст, то знак “-”.

На листах:

1. Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо – невидимо рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо, беззвучно в лесу и на лесных снежных полянах. (И.Соколов-Микитов.)

2. Зима. И березы дождались тепла. Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево.

3. Он качает верхушками деревьев. Молчит лес. Зима. Холодный ветер гуляет по голым ветвям.

 После прочтения первого примера.

Дети: Это текст.

Учитель: Почему?

Дети: Не одно предложение, предложения связаны по смыслу.

Читается второй пример.

Дети: Это не текст.

Учитель: Почему? Ведь здесь все предложения о природе?

Дети: Каждое предложение говорит о разных временах года.

Читается третий пример.

Учитель: А это что?

Дети: Это текст, в котором все предложения переставлены местами.

Учитель: Молодцы! Это деформированный текст. Давайте его восстановим. О чем этот текст?

Дети: О зимнем лесе.

Учитель: Что именно сообщается о зимнем лесе?

Дети: Что там гуляет зимний ветер.

Учитель: Можно ли оставить на месте первое высказывание?

Дети: Нет, непонятно, что такое “он”.

Учитель: С какого высказывания начнем? Какое из оставшихся трех высказываний будет следующим? И т. д. Прочтем, что у нас получилось. Еще раз докажите, что это текст.

Дети: Здесь больше одного высказывания, все они связаны одной темой.

Учитель: Давайте запишем восстановленный текст. Вспомним правила орфографического списывания. (Проговариваются правила).

Первое предложение записывается коллективно, далее – самостоятельная работа учащихся. По команде работа заканчивается.

5. Рефлексия.

Учитель: Кому понравился урок? Почему? Ответили ли мы на поставленный вопрос? (Вопросительный знак стирается в модели на доске и в тетрадях.) Что нового узнали на этом уроке? (Проговариваются признаки текста по модели.)

6.Оценка.

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

На полях тетради линеечки самооценки - “Трудно”, “Интересно”.

Кто хочет, придумайте дома продолжение рассказа (4- 5 предложений) устно.