Курсовая работа как метод развития творческой индивидуальности личности на уроках математики в средней школе

Разделы: Математика


Индивидуальность  есть  личностно-природное
качество человека, которое развивается во взаимосвязи
унаследованных и приобретенных особенностей.
Индивидуальность позволяет личности удовлетворить
ведущие потребности в самосознании, самовыражении,
в деятельности и общении; организовать свое поведение
и труд в соответствии со способностями.

Н.Н. Верцинская

В последние годы проблема методов обучения привлекает к себе особое внимание педагогической науки и школьной практики. В настоящее время подвергается пересмотру отношение к ученику как объекту педагогических  воздействий и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. По этой проблеме выполнено немало исследований, в передовой педагогической практике зафиксировано много интересных находок применения эффективных методов обучения и их систем. Но новые требования к общеобразовательной школе вызывают необходимость дальнейшего совершенствования методов и приемов обучения. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Чтобы подготовить учащегося к жизни в таком обществе, важно уже в школьные годы обеспечить условия для формирования индивидуальности. Развитие творческой индивидуальности требует применения разнообразных приемов работы с учебником, словарями, научными книгами, таблицами и т.п., выполнения различных заданий по анализу материалов, отраженных в учебных и научных книгах, сравнения и сопоставления предметов и явлений, раскрытия связей и отношений между ними, обобщения и систематизации фактов и понятий. Все это свидетельствует о необходимости комплексного использования известных в педагогической науке и практике методов, приемов и средств обучения – как традиционных, так и новых.

Понимая необходимость преобразования обучения в общеобразовательной средней школе с целью обеспечения формирования и развития широко образованной, социально адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности, я в течение трех лет  провожу апробацию одного из методов организации научно-исследовательской и проектной деятельности - курсовой работы. Этот метод, по моему мнению, инициирует включение учащихся в образовательную среду, стимулирующую развитие их индивидуальности.

Путь к курсовой работе начинается для учащихся с пятого класса. На этом этапе я обучаю их работе с учебником, словарями, подключая к этой работе библиотекаря школы. Учащиеся 5–8-х классов постепенно и поэтапно вовлекаются в активные формы деятельности на уроке, выполняют творческие задания:

  • совместное проектирование задачника по теме «Пропорция»,
  • изготовление простейших наглядных пособий из бумаги,
  • создание рисунков в координатной плоскости и  другие.

В ходе такой работы я изучаю возможности и наклонности каждого ребенка, круг его интересов.

Начиная с девятого класса, каждый ученик работает по теме курсовой работы, которую выбирает для него учитель (при участии и одобрении её исполнителя). Как и всякое творчество, данный вид работы возможен и результативен только на добровольной основе. Только тогда, когда тема интересна ученику, она становится своеобразным двигателем мысли, её пытливости, глубины, широты. Если учитель предлагает тему, даже самую актуальную, которая не привлекает учащегося, это не даёт должного эффекта.

Курсовые работы предлагаются учащимся по трем направлениям:

  1. Написание рефератов по темам, расширяющим и углубляющим программу школьного курса алгебры и геометрии:
    • «Исследование свойств функций, содержащих знак модуля, графическим методом».
    • «Функции в природе и технике».
    • «Обратные функции».
    • «Преобразование графиков функций».
    • «Математический  календарь».

    Реферат позволяет развить умение учащихся сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно добывать и интерпретировать знания, в том числе и работать с источниками информации.

  2. Научно-исследовательская деятельность по одной из предложенных тем:
    • «Применение графиков функций».
    • «Изобразительное искусство и графики функций».
    • «Математика в литературе».
    • «Использование стереометрических изображений для тренировки глазных мышц и исправления зрения».
    • «Математика в живой природе» и т.д.

    Значимость такой деятельности в развитии творческой индивидуальности личности заключается в том, что она предполагает включение школьников повышенного уровня обучения в научное творчество, основываясь на их интересе, потенциальных познавательных возможностях и способностях. Развивается системное  мышление и исследовательская культура.

  3. Творческая мастерская по изготовлению наглядных пособий, помогающих в усвоении учебного материала: 2 тригонометра (разных конструкций), прибор для изучения графиков функций, графического решения уравнений и неравенств, геометрические тела, индивидуальное учебное пособие по стереометрии и т.д.

В ходе изготовления наглядных пособий учащиеся учатся переходить  от фактов к теории, а от теории к её проверке и применению. Решение творческих задач, требующих ответа на вопросы «почему?» и «как сделать?» развивает у учащихся интуицию, воображение и в итоге способствует формированию их творческого мышления. Следует подчеркнуть, что многие конструкторские предложения по усовершенствованию того или иного наглядного пособия  вносят сами учащиеся. Это свидетельствует о том, что такая  работа в значительной мере  проявляет и развивает конструкторские способности школьников. Можно привести  примеры, когда проявившие себя при изготовлении наглядных пособий слабоуспевающие учащиеся при разумной поддержке  со стороны учителя стали проявлять интерес к теоретическим вопросам программного материала, в дальнейшем хорошо сдали  ЕГЭ.      

 Некоторые из имеющихся наглядных пособий претерпевают значительную эволюцию. Они улучшаются уже на протяжении трех лет.

В стадии разработки на 2007–2008 учебный год находятся компьютерные презентации по темам «Производная» и «Комбинаторика».

Кроме этого, я провожу постоянное консультирование (по индивидуальному плану), оказываю методическую и организационно-техническую помощь учащимся.

Апробация курсовых работ проходит сначала в классе.  Лучшие их них учащимся предлагается представить на городской  научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»:

  • 2005 г. – Буряковская Олеся, Болдырев Евгений «Применение графиков функций» (3 место);
  • 2006 г. – Костина Констанция «Использование стереометрических изображений для тренировки главных мышц и исправления зрения» (победитель городской и участник краевой конференции «Эврика»).

Проводимая работа дает свои результаты. Повышается содержательный уровень исследовательских работ, существенно расширяется их тематический диапазон.

Исследование, проводимое с целью выявления направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся 11-го класса «А» в ходе выполнения курсовых работ (методика предложена кандидатом психологических наук Т.Д. Дубовицкой и опубликована в журнале «Психологическая наука и образование») показало:  из 23 учащихся, принявших  участие в опросе  8 человек имеют средний уровень внутренней мотивации, 15 человек – высокий уровень внутренней мотивации. Данные исследования говорят об эффективности курсовой работы в формировании полноценной мотивации учения. В этом случае учебный процесс становится личностно значимым для ученика.  У него появляется   желание узнавать новое, включаясь в активную познавательную деятельность.

Ценность курсовой работы как метода обучения заключается в том, что учащиеся могут добиться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами. Метод позволяет каждому учащемуся самостоятельно оценить свои возможности и выбрать для себя тот уровень целей, который соответствует этим возможностям в данный момент времени. Такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности, способствует самоутверждению учащихся благодаря достижению поставленной цели, реализации их творческих возможностей. Дело педагога – помогать учащимся делать «математические открытия» для себя, максимально повышая вклад самого ученика в это «открытие».

Данный метод может использоваться при изучении всех общеобразовательных предметов.

Приложение.