Пояснительная записка
Курс геолого-краеведческий - один из основополагающих в естественно-научном образовании, настоящая программа геолого-краеведческого курса составлена для учащихся средних общеобразовательных заведений среднего и старшего возраста.
Основной целью данного курса является формирование геологического мышления, научного мировоззрения учащихся, глубокое понимание геологии, развитие познавательного интереса к предмету, воспитание у ребят любви к родной земле и родному краю.
Курс рассчитан на 3 года обучения по 144 ч. в год (4 ч. в неделю), состоит из двух основных частей – теоретической и практической. Курс нацелен на развитие способностей учеников оценивать свои знания и применять их на практике. Теоретическая и практическая части программы предусматривают применение учащими знаний, полученных при изучении геологии отдельных тем школьной программы. Коммуникативное ориентированное обучение, направленное на общение учащихся предполагает использование – лекций, семинаров, игр, путешествий, конференций, консультаций и собеседований с учащимися по конкретным проблемам.
При изучении курса необходимо сформулировать у школьников знания о структуре земной коры, об истории развития и образования современных континентов. Эволюции географической среды и ее основных компонентов: растительных и животных организмах, климате и рельефе. Изучая данный курс, ребята познакомятся с историей горных мастеров и с ювелирным делом, а так же углубят свои знания в области геоэкологии. Важно заложить у них понимание геоэкологических знаний, качества окружающей среды и характера природопользования.
Наряду с теоретической частью, данный курс предусматривает и практическую. Она ориентирует учащихся на самостоятельное изучение геологических процессов на территории своей республики. Практикум по данному курсу может быть проведен либо в конце изучения теоретической части, либо по мере изучения отдельных тем. Практические занятия можно проводить в классе или непосредственно на территории конкретных природных геологических комплексах. Практическая часть программы может быть скорректирована самим педагогом с учетом местных условий и возможностей.
Эффективность усвоения курса определяется базовым уровнем, в основу разработки которого положена специфика геологического стиля мышления, направляющего деятельность учащихся по рациональному природопользованию и исследуемые геологические процессы. Дети которые обучались по данной программе и приобрели теоретические и практические знания, могут продолжить учебу в различных геологических вузах и техникумах страны по специальности геолог.
Учебно-тематический план на 1-й год обучения
№ п/п | Тема | Всего | теория | практика | Семинары и итоговые занятия |
1 | Введение | 4 | 4 | ||
2 | Планета Земля | 13 | 13 | ||
3 | Внутреннее строение нашей планеты | 18 | 13 | 4 | 1 |
4 | Земной магнетизм и теория литосферных плит. | 18 | 14 | 3 | 1 |
5 | Что создает лик земли. Внутренние силы земли | 36 | 31 | 4 | 1 |
6 | Внешние силы Земли формирующие ее рельеф. | 54 | 37 | 16 | 1 |
1 | Итоговое занятие по «Геолого-краеведческому» курсу. | 1 | 1 | ||
Итог | 144 ч. | 112 ч. | 27 ч. | 5 ч. |
Содержание курса. 1-й год обучения
Введение (4 ч.)
Определение предмета; изучение геологии.
Значение геологических исследований для прогресса науки.
Значение курса геологии, краеведческий принцип.
Основные этапы истории развития геологических знаний. Положение геологии в современной системе естествознания.
Вклад русских ученых в развитии геологической науки.
Геологи Татарстана и современные исследования территории.
Тема 1. Планета Земля (13 ч.)
Теория (13 ч.): Земля в космическом пространстве, что думают о земле наши предки. Галактика и галактики. Образование солнечной системы. Представления о земле в далеком прошлом. Земля планета.
Тема 2. Внутреннее строение нашей планеты (18 ч.)
Теория (13 ч.): Общие представления о строении и составе земного шара. Понятие о геологических процессах. Методы изучения строения земной коры. Земная кора и мантия. Серединно-океанические хребты, платформы. Горноскладчатые области и пояса. Земля – химическая лаборатория.
Практика (4 ч.): Построение профиля строения платформы Русской раввины и Западно- Сибирской. Изучение континентальной земной коры на местности.
Семинар по теме (1 ч.) Внутреннее строение нашей планеты.
Тема 3. Земной магнетизм и теория литосферных плит (18 ч.)
Теория (14 ч.). Тайны земного магнетизма. Притяжение земли. Гравиразведка. Развитие Земли - идеи, гипотезы, теория тектоника литосферных плит. Причины тектонических процессов. Проблемы перемещения материков. Проблемы перемещения материков. Современная геотектоника. Этапы горообразования в истории Земли. Циклы Вильсона. Древнейшие эпохи горообразования Байкальская эпоха складчатости. Каледонская эпоха складчатости. Мезозойская эпоха складчатости. Кайнозойская эпоха складчатости.
Практика (3 ч.). Практическая работа изучение возраста горных пород нашей местности.
Семинар по теме (1ч.): Земной магнетизм и теория литосферных плит.
Тема 4. Что создает лик земли. Внутренние силы земли (36 ч.)
Теория (31 ч.): Вулканы и магма. Какие бывают извержения. Разновидности вулканов. Геотермальные источники и гейзеры. Можно ли предсказать извержения Типы интрузий. Интрузивные тела.
Складки и разрывы в горных породах. Виды деформаций. Антиклинальные и синклинальные складки. Разрывы в земной коре.
Землетрясения. Где происходят землетрясения. Как измеряют силу подземных толчков. Очаг землетрясения. Афтершоки и форшоки можно ли предсказать землетрясения.
Современные движения земной коры. Как обнаружили вековые движения земной коры. «Вздохи Земли», «Рост» гор.
Практика (4 ч.): Изучение складок земной поверхности, слоев земной коры на местности. Изучение по картам расположения основных районов вулканизма и землетрясений.
Семинар по теме: Что создает лик земли. Внутренние силы земли (1 ч.).
Тема 6. Внешние силы Земли формирующие ее рельеф (54 ч.)
Теория (37 ч.). Выветривание. Представление о выветривании. Устойчивость магматических минералов при выветривании. Кора выветривания. Влияние биоклиматических условий на кору выветривания.
Физическое выветривание. Химическое выветривание. Биогенное выветривание.
Реки разрушители и созидатели. Речная сеть земли. Реки климат и растительность. Реки разрушители. Виды речной эрозии. Реки – созидатели. Переносная и созидательная работа рек. Дельты и эстуарии. Русловой аллювий. Образование берегов. Неутомимые волны. Море против суши. Разрушительная работа моря. Созидательная работа моря. Особенности минерального состава строение и формы залегания осадочных горных пород. Берега водохранилищ.
Геологическая работа льда. Движение ледника. Ледниковые формы рельефа: троги, ледниковые цирки, многообразие морен – основные и конечные морены. Ледниковые отложения в горах. Водно-ледниковые отложения – камы, зандры, озы, отложения древних материковых ледников.
Геологическая деятельность ветра. Ветры изменяющие лик земли. Барханы и дюны. Ветер – скульптор пустыни – эоловые формы рельефа. Загадочные породы – лесс.
Геологическая деятельность подземных вод. Происхождение подземных вод. Какими бывают подземные воды. Артезианские источники. Гейзеры. Минеральные источники и их использование человеком.
Карст происхождение и образование пещер, колодцы, шахты, пропасти. Климат пещер.
Замершие недра земли. Подземные льды. Вода в мерзлотной толще – один из природных парадоксов. Наземные признаки мерзлоты. Освоение вечной мерзлоты человеком.
Склоновые процессы. Обвалы, сели. Оползни, снежные лавины. Из образование и вред их приносимый человеческой деятельности.
Практика (16 ч.). изучение процессов выветривания на местности. Изучение речной эрозии на малых и крупных реках нашей местности. Изучение и исследование донных отложений. Исследование речных островов. Изучение и исследование подземных вод, составление карты родников и паспорта.
Итоговое занятие по «Геолого-краеведческому» курсу (1 ч.).
Учебно-тематический план на 2-й год обучения
№п/п | Тема | Всего | теория | практика | Семинары и итоговые занятия |
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Геологические памятники природы | 18 | 14 | 3 | 1 |
3 | Изучая прошлое Земли | 12 | 10 | 2 | |
4 | История земли | 42 | 37 | 4 | 1 |
5 | Минералы | 35 | 26 | 8 | 1 |
6 | Горные породы | 35 | 19 | 16 | |
Итоговое мероприятие | 1 | 1 | |||
Итог | 144 | 107 | 33 | 4 |
Содержание курса. 2-й год обучения.
Введение (1 ч.). Подведение итогов работы первого года обучения. Участие в республиканских конкурсах и олимпиадах.
Тема 1. Геологические памятники природы (18 ч.)
Теория (14 ч.). Мостовая гигантов. Метеоритный кратер в Аризоне. Каменные изваяния в дюнах Австралии. Грандиозные колодцы в кварцитах. Исландия - остров льда и огня. Большой каньон. Кольцевой хребет Кондер. Фьорды . Карлсбадские пещеры. Везувий. Красное море – будущий океан.
Практика (3 ч.). Работа по изучению геологических памятников Татарстана.
Итоговое занятие (1 ч.) КВН «геологические памятники природы»
Тема 2. Изучая прошлое планеты (12 ч.)
Теория (10 ч.). Геологический календарь. Палеонтология предмет и задачи. Главнейшие типы животных организмов. Сохранность ископаемых остатков организмов. Реконструкция животных и растений по ископаемым остаткам. Великие вымирания в истории Земли - гипотезы. Работы В.Смита, теория катастроф Ж. Кювье. Палеонтологические музеи в Москве и Казане.
Практика (2 ч.). Изучение палеонтологических остатков в музеях города.
Тема 3. История земли (42 ч.)
Теория (37 ч.). Планета Земля и ее изменения во времени.
Докембрий: Архей характерные особенности докембрийских отложений. Трудности их изучения. Отличительные признаки архея и протерозоя.
Палеозой: кембрийский, ордовикский, силурский, девонский, каменноугольный, пермский периоды. Общая схема земной коры. Развитие геотектонических структур складкообразования в Урало-Тянь-Шанском, Монголо-Охотском геосинклинальных областях.
Характерные особенности и развитие типов климата. Эволюция морской флоры и фауны. Первые пселофиты, споровые растения, хвойные. Эволюция фауны рыб, земноводных, рептилий.
Мезозой: триасовый, юрский, меловой периоды. Общая характеристика тектонических движений в течение мезозоя. Геологическая история Лавразии и Гондваны. Образование впадин Индийского и Атлантического океанов. Рельеф материков. Развитие типов климата в мезозое. Появление покрытосеменных растений. Развитие фауны рептилий в мезозое. Появление птиц и млекопитающих.
Кайнозой: палеогеновый, неогеновый и четвертичный периоды. Структура земной коры к началу кайнозоя. Развитие рельефа материков. Формирование и размещение месторождений полезных ископаемых. Эволюция приматов и появление предков человека.
Ледниковый период Евразии и Северной Америки. Развитие флоры и фауны. Становление и развитие человека.
Практика (4 ч.). Исследование и изучение по различным источникам информации и составление альбома флоры и фауны в историческом развитии земли.
Итоговое занятие по теме (1 ч.) «История земли».
Тема 4. Минералы (35 ч.)
Теория (26 ч.). Что такое минерал. Понятие о кристаллической структуре. Общие сведения о минералах. Диагностические свойства минералов (удельный вес, твердость, хрупкость, упругость, ковкость, спаянность, светопреломление, прозрачность, блеск, цвет.)
Как изучают минералы. Основные группы минералов. Формулы кристаллов, классы и сингонии кристаллов, кристаллические решетки.
Распространенные и практически важные минералы:
- Самородные элементы: золото, медь, железо, графит, алмаз, сера.
- Сульфиды (серные): пирит, халькопирит, сфалерит, галенит, киноварь, антимонит, аурипигмент, молибденит, арсенопирит.
- Галогениды: флюорит, галенит.
- Оксиды: корунд, гематит, магнетит, рутил, перовскит.
- Карбонаты: кальцит.
- Сульфаты: гипс, целестин и барит.
- Фосфаты: апатит, бирюза.
- Краеугольные камни земной коры: силикаты и алюмосиликаты.
- Островные силикаты: оливин, топаз, циркон, дистен, берилл, турмалин.
- Цепочечные силикаты: пироксен, родонит.
- Ленточные силикаты: роговые обманки, антимонит, тремолит.
- Листовые силикаты: серпентин, тальк, слюда.
- Каркасные алюмосиликаты: полевые шпаты, микроклин и ортоклаз, цеолиты.
Практика (8 ч.). Изучение и нахождение физико-диагностических свойств минералов (удельный вес, твердость, спаянность, излом, прозрачность, цвет, цвет черты, побежалость.)
Определение минералов класса сульфидов, карбонатов, сульфатов, фосфатов, силикатов.
Заключительное занятие (1 ч.) «Путешествие по стране минералов».
Тема 5. Горные породы (35 ч.)
Теория (19 ч.). Что такое горные породы? Магматические горные породы: гранит, липарит (риолиты ) андезиты, базальты, габбро, перидотиты, пикриты, кимберлиты, анартозиты.
Минеральный состав и структурные особенности магматических горных пород, классификация горных пород. Поверхностные (эффузивные) и глубинные (интрузивные) магматические породы.
Метаморфические горные породы. Минеральный состав и структурные особенности метаморфических горных пород. Классификация метаморфических горных пород: кварциты, гнейсы, сланцы, скарны, грейзены, эклогиты.
Осадочные горные породы: терригенно-обломочные породы. Органогенные породы: карбонатные породы, кремнистые породы, фосфорные, каустобиолиты.
Практика (16 ч.). Знакомство с магматическими горными породами, структурой. Определение магматических горных пород.
Знакомство с рудами магматических и метаморфических горных пород.
Определение распространенных осадочных пород и полезных ископаемых осадочного происхождения.
Определение метаморфических пород.
Итоговое мероприятие по курсу (1 ч.).
Учебно-тематический план на 3-й год обучения
№п/п | Тема | Всего | теория | практика | Семинары и итоговые занятия |
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Полезные ископаемые | 35 | 27 | 8 | |
3 | История открытия месторождений | 10 | 9 | 1 | |
4 | Истории горных дел | 8 | 8 | ||
5 | Драгоценные и поделочные камни | 11 | 10 | 1 | |
6 | Ювелирное дело | 15 | 15 | ||
7 | Человек изучает землю | 52 | 20 | 32 | |
8 | Геология и экология | 10 | 8 | 2 | |
Итоговое мероприятие | 2 | 2 | |||
Итог | 144 | 98 | 44 | 2 |
Содержание курса. 3-й год обучения.
Введение (1 ч.). Подведение итогов работы первого года обучения. Участие в республиканских конкурсах и олимпиадах.
Тема 1. Полезные ископаемые (35 ч.)
Теория (27 ч.) Какие полезные ископаемые называют полезными.
- Руды: черные металлы: магнетит, пирротит с халькопиритом, пирит, бериллий. Цветные металлы: медь, свинец, цинк, олово, ртуть. Благородные металлы: золото, платина, и платиноиды. Радиоактивные и редкоземельные элементы.
- Строительные материалы: известняк, мрамор, травертин, гранит, обломочные породы.
- Вода - самое необходимое полезное ископаемое – необычное полезное ископаемое.
- Агрохимическое сырье: фосфатное сырье, калийные соли, азотное сырье.
- Сера.
- Нефть и газ – состав и физические свойства нефти и газа. Гипотеза органического и неорганического происхождения нефти. Образование скоплений нефти и горючих газов. Добыча нефти и газа. Добыча нефти в России и Татарстане.
- Ископаемый уголь: свойства, строение угля. Добыча угля. Угольная промышленность.
- Горючие сланцы. Торф.
Практика (8 ч.). Определение и изучение полезных ископаемых нашего района. Изучение предприятий нефтяной промышленности. Изучение свойств и качества нефти и торфа.
Изучение строительных материалов нашего района.
Тема 2. История открытия месторождений (10 ч.)
Теория (9 ч.). Золотые лихорадки. Золотая Колыма. Серебряные копи. Алмазная лихорадки: Бразильское чудо, звезды южной Африки, алмазы Якутии. История открытия Архангельских алмазов.
«Малахитовая шкатулка Урала».
Практика (1 ч.). Изучение открытий месторождений своего региона.
Тема 3. Истории горных мастеров (8 ч.)
Теория (8 ч.). История горного дела: Каменный век, бронзовый век, железный век.
Средние века, новое время. Рудознатцы. Российская горная служба.
Тема 4. Драгоценные и поделочные камни (11 ч.)
Теория (10 ч.). Редкие и красивые камни, их свойства. Многоликий кварц, малахит, бирюза, нефрит, жаденит. Родонит (орлец), жемчуг, берилл, благородный корунд, янтарь, алмаз.
Магические и целебные свойства камней. Минералогические музеи и коллекции камней.
Практика (1 ч.). Изучение целебных свойств камней.
Тема 5. Ювелирное дело (15 ч.)
Теория (15 ч.). Истоки ювелирного дела, способы обработки самоцветов – глиптика, мозаики, инкрустация. От алмаза к бриллианту. Секреты золотых и серебряных мастеров. Ювелирные металлы и способы их обработки. Русская чернь, германские златокузнецы, французские ювелиры – законодатели мод. Фаберже и Картье, монетный двор.
Тема 5. Человек изучает землю (52 ч.)
Теория (20 ч.). Геологи и экспедиции. Что нужно геологу. Как вести себя в полевых условиях. Бурение скважин, история буровых работ, как и чем бурят скважины. Исследования под микроскопом.
Геология и космос – геологические объекты на космических снимках. Можно ли по космическим снимкам найти месторождения.
Геофизические методы разведки. Как составляют геологические карты.
Практика (32 ч.). Что должен уметь геолог в полевых условиях: Умение ориентироваться на местности, техника безопасности, и все виды туристических навыков.
Тема 6. Геология и экология (10 ч.)
Теория (8 ч.). Пуд породы – грамм руды – откуда начинаются отходы, что делать с отходами.
Месторождения в будущем. Новая эра кремнезема, непосильная тяжесть городов. Нерешенные проблемы геологии.
Семинар по (1 ч.) «Геология и экология».
Итоговое занятие (2 ч.).
Литература для педагога и ученика:
- Энциклопедия для детей «Аванта+» геология М., 2001 г.
- Апродов В.А. Вулканы М., 1982.
- Бажов П.П. Уральские сказы М., 1993.
- Бейли Дж. Седдон Т. До исторический мир М., 1998г.
- Волгин В, Ананьева Е. Камни мира Самые красивые и знаменитые М., 2003г.
- Гвоздецкий Н.А. Карст. - М., 1990 г.
- Дойл А.К. Затеренный мир. - М., 1990 г.
- Дюдя Р., Рэйл Л. Мир драгоценных камней. М., 1988г.
- Емельянов Е.М. Океан известный и загадочный. Калининград, 1987 г.
- Ефремов И.А. Дорога ветров. М., 1962 г.
- Здорин Т.Б. , Фельдман Л.Т. Минералы и горные породы в 2 т., т. 1 Ювелирные камни и благородные металлы. М., 1998 г.
- Зеленая книга республики Татарстан издательство казанского университета.
- Конюхин А.И. Геология океанов: загадки, гипотезы, открытия. М., 1989 г.
- Короновский Н.В. Геология – это интересно. М., 1992 г.
- Кренделев Ф.П. Легенды и были о камнях. Красноярск, 1985 г.
- Кукал З. Скорость геологических процессов. М., 1981 г.
- Муравьев А. Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса. СПб., 2000 г.
- Мухутдинова А.А. Основы и менеджмент промышленной экологии Казань Магариф 1998 г.
- Некрасов И.А. Вечна ли мерзлота. М., 1991 г.
- Новиков Э.А. клады Земли. М., 1971 г.
- Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. М., 1994 г.
- Разумов Г.А., Хасин М.Ф. Тонущие города. М.,1981 г.
- Рождественский А.К. За динозаврами в Гоби. М., 1957 г.
- Смирнов В.Ш. Тропой геолога. М., 1992 г.
- Тазиев Г. Запах серы. М., 1980 г.
- Ферсман А.Е. Занимательная геохимия. М., 1959 г.
- Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. М., 1959 г.
- Ферсман А.Е. Путешествие за камнем. М., 1960 г.
- Хоин В.С. Основные проблемы современной геологии. М., 1994 г.
- Хэллем Э. Великие геологические споры. М., 1985 г.
- Чудеса природы. М., 1996 г.
- Шварцбах М. Великие памятники природы. М., 1973 г.
- Шуман в. Мир камня в 2 т. М. 1986 г.