Цели: cистематизировать и дополнить знания учащихся о натуральных волокнах растительного происхождения, формировать представление о ткани как о двух системах нитей; научить различать волокна по своему составу, определять направление нитей основы и утка; воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки аккуратности.
Наглядные пособия:
- Схема «Классификация текстильных волокон».
- Волокна (вата), пряжа (нити).
- Иллюстрации прядильного производства.
- Образцы тканей.
Оборудование: учебник, лупа, пинцет, иглы, образцы тканей.
Ход урока.
1. Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Изучение нового материала.
А. Ознакомить с классификацией текстильных волокон (схема).
Ткани однородные по составу: из натуральных волокон растительного происхождения (хлопчатобумажная), животного происхождения (чистошерстяная), из химических волокон (искусственные и синтетические).
Б. Ознакомить с материалом из книги «Страна по имени текстиль», «Первой была крапива, потом лен», «Белое золото». Приложение 1.
В. Сырьем для хлопчатобумажных тканей является волокна, расположенные в семенах хлопчатника. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 20–50 мм. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном. Льняные ткани изготовляют из льняных волокон. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм. В каждом из них 350–650 волокон.
Ткани изготовляют из волокна. (Представление о волокне учащиеся получают, рассматривая вату). Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывают ткань.
Г. Характеристика волокон: (учащиеся записывают в тетрадь).
Льняное волокно: светло - серое, гладкое, длинное, толстое, прямое, жесткое, прочное.
Хлопковое волокно: белое, пушистое, короткое, тонкое, матовое, мягкое, прочное.
Д. Ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей, а каждая нить, состоит из отдельных, скрученных между собой нитей (учащиеся рассматривают образцы ткани через лупу). Нити используют не только для производства ткани, но и для изготовления различных ниток, тесьмы и других текстильных изделий.
Е. Ткань получают в процессе прядения волокон, ткачества и отделки.
Учитель показывает иллюстрации прядильной фабрики.
(Далее учащиеся делают записи в тетради.)
Её производство сложный процесс. Волокна поступают на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.
Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить - пряжу, называют - прядением. Затем пряжа поступает на ткацкую фабрику.
Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Ткань получают путем переплетения нитей.
Отделка - процесс химической обработки тканей. Ткань, снятая с ткацкого станка, имеет грязно-серый или желтый цвет, не гладкую поверхность. Поэтому с нее удаляют кончики волокон, отбеливают, красят , печатают рисунок.
Ж. На доске:
Сырье - волокно - пряжа - суровье - опаливание - беление - крашение.
Задание: Разделите весь процесс получения ткани на 3 этапа: прядение, ткачество, отделка.
З. Учащимся демонстрируются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, коллекции работ учащихся (в рисунках одежда персонажей выполнена из ткани). Приложение 2.
И. Нити идущие вдоль ткани, называются нитями основы, а нити, расположенные поперек, называются нитями утка. Нити основания очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении они увеличиваются. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивается обратно, не обрываясь. (Учащиеся через лупу рассматривают образцы). Поэтому край получается неосыпанным и называется кромкой (а расстояние от кромки до кромки - шириной ткани). Мы видим простое полотняное переплетение. Приложение 3.
К. Учитель на лоскуте ткани (с кромкой и без нее) называет способы определения долевой нити и утка:
- по кромке;
- по растяжению;
- по звуку.
Л. Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную .Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки.
Учитель на различных образцах тканей (с ворсом, с печатным рисунком, с блестящей поверхностью, гладкокрашеной) показывает определение лицевой стороны.
3. Выполнение лабораторно-практической работы.
Ход выполнения :
1. На 3 образцах тканей определить лицевую и изнаночную стороны (подписать на ткани).
2. Определить на образцах направление долевой нити и нити утка (указать стрелками на ткани).
3. Из образцов ткани выдернуть долевые и нити утка, рассмотреть их через лупу.
Заполнить таблицу.
Характеристика нитей | Нить основы | Нить утка |
Толщина | ||
Крутка | ||
Гладкость | ||
Мягкость | ||
прочность |
К лабораторной работе в помощь прилагается таблица: сравнительная характеристика тканей. Приложение 4.
4. Дополнительное задание: учащиеся получают карточку с образцом ткани (х/б или лен) и вопросами:
- Дать название ткани.
- Для какого вида одежды предназначена ткань?
- Для какого возраста?
Или карточку с заданием по вариантам. Приложение 5.
4. Домашнее задание.
1. Выполнить полотняное переплетение из цветной бумаги.
2. Выполнить задание, используя дополнительно сведения из энциклопедии:
Что получают из:
- семян льна______
- стеблей льна______
- отходов льна_______
- семян хлопка_______
- веток и отходов хлопка_______