Содержание
- Паспорт проектной работы.
- Педагогическое описание проекта.
- Этапы выполнения проектно - исследовательской работы.
- Дальтон - планы учащихся.
- Эскизы оформления страницы азбуки.
- Материалы к презентации.
- Рабочие материалы и черновики.
- Информация по теме проекта.
- Фотоотчёт о работе по осуществлению проекта.
1. Паспорт проектной работы.
- Название проекта: “Чудо- азбука”.
- Руководитель проекта: учитель-логопед Михляева Оксана Викторовна.
- Учебный предмет: логопедия.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: чтение, русский язык, изобразительное искусство.
- Возраст учащихся: 8-10 лет.
- Тип проекта: творческий.
- Заказчик проекта: учитель-логопед Михляева О. В.
- Цель проекта:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании “Чудо-азбуки” - понятной, полезной и доступной детям с речевыми нарушениями,
- учить представлять свой труд в виде презентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов,
- воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
- Задачи: Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, формирование навыков исследовательской деятельности, отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – азбуки, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.
- Вопрос проекта: Возможно ли силами детей логопедической группы осуществить создание такой азбуки, которая была бы полезна детям с речевыми нарушениями?
- Оборудование: краски, фломастеры, ножницы, бумага, трафареты.
- Предполагаемый продукт проекта: “Чудо-азбука”.
- Этапы работы:
- Создание рабочей группы.
- Анализ существующих пособий.
- Выбор направления деятельности.
- разработка структуры будущего учебника.
- Анализ собранного материала.
- Иллюстрирование отобранного материала.
- Проверка в действии, обмен опытом.
- Презентация.
- Распределение ролей в проектной группе.
Роль учителя:
- координировать весь процесс учебной творческой деятельности,
- помогать детям в поиске источников информации,
- самому быть источником информации,
- поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.
Роль учеников:
создание одной страницы азбуки соответственно заключённому с логопедом Дальтон плану.
- Актуальность проекта.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях наряду с другими видами используется исследовательская деятельность.
Речевые нарушения детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к занятиям, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения письменной речи, целесообразно проводить по программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребёнка. Взаимодействие способствует обучению ребёнка-логопата самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Метод проекта предоставляет ребёнку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается ребёнком то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам.
Продуктивный вид деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.
2. Педагогическое описание проекта.
Слово “эксперимент” с латинского языка переводится как “проба, опыт”, и одно из значений этого слова – опыт вообще, попытка осуществить что-либо.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях наряду с другими видами работ полезно использовать и экспериментальную деятельность. Наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно.
Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих подобным находкам и открытиям.
На логопедических занятиях дети могут не только учиться чему-либо, но и а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
В проекте детям не сообщается, что они будут решать определённую педагогическую задачу. Им сообщается название и цели проекта, и уже через несколько минут дети погружаются в проблему проекта и уже что-то рисуют, вырезают, клеят, выписывают.
Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике в незнакомой ситуации.
Главная задача учителя-логопеда – научить ребёнка учиться. Успешность познавательной активности деятельности школьника с речевыми нарушениями зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения эмоционально благополучной позиции ребёнка.
Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что всё не так уж трудно и плохо.
Добиться эффективной положительной мотивации ребёнка к учению педагогу помогает создание загадочного увлекательного мира для зарождения познавательных и социальных мотивов.
Задуманный проект “Чудо азбука” помогает детям не только обрести навыки исследовательской деятельности, но и даёт возможность учителю-логопеду реализовать многие коррекционно-педагогические и воспитательные цели и задачи, вовлекая детей в творческую деятельность, соответствующую умственным и физическим возможностям детей с речевыми нарушениями.
Проект задуман как коллективная деятельность. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, сотрудничество даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны детей и логопеда, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и ответственным. Часто в течение всего учебного дня такие ученики чувствуют себя одинокими, неуспешными. Именно дополнительные занятия с логопедом могут и должны стать для них источником радости и уверенности в себе, предоставив возможность почувствовать поддержку окружающих. Именно на таких занятиях ученик, сам испытывающий трудности в учёбе, может помочь другому справиться с проблемами, помогая, таким образом, и себе (вспомним о самом эффективном методе – “учусь сам, обучая другого”.)
Радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность привлекает детей. У них формируется выдержка, настойчивость, сопереживание.
Наблюдая за детьми, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно лучше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта.
По завершению работы над азбукой, организуется презентация каждым учеником своей страницы, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей.
Детям очень нравятся свои работы, они гордятся ими, узнают свои “произведения искусства” среди множества других, даже через длительное время.
В ходе работы над проектом у учащихся возникает интерес к логопедическим занятиям. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет бездарных детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы.
Каждый ученик логопедической группы – это создатель одной книжной страницы. Между логопедом и учеником заключается контракт по Дальтон плану сроком на один месяц, в котором вся работа по созданию страницы азбуки расписывается по этапам. Детям даётся конкретное творческое задание, которое они выполняют самостоятельно, а учитель-логопед преследует свои важные коррекционно-педагогические цели и задачи на каждом этапе. Попробуем описать ценность применения каждого задания в работе с детьми логопедической группы.
1этап. “Подобрать картинку, название которой начинается на заданный звук”.
Коррекционные цели: Формировать умение определять место звука в слове, развивать пространственную ориентацию при размещении картинки на странице азбуки.
Исследовательские цели: Формировать умение находить несколько вариантов решения проблемы и выбирать из них более подходящий.
Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность при работе с учебным материалом, чувства ответственности при выполнении своей задачи.
2этап. “Найти загадку, отгадка которой начинается на заданный звук”.
Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове, обогащать словарный запас.
Исследовательские цели: Формировать умение находить недостающую информацию в информационном поле.
Воспитательные цели: Воспитывать интерес к изучению русского народного творчества, приобщать детей к чтению художественной литературы.
3этап. “Записать стих, оставляя пропуски вместо заданной буквы”.
Коррекционные цели: Обучать определению места звука в слове и тексте, определять количество букв и звуков в слове, развивать слоговую структуру слова, корректировать мелкую моторику.
Исследовательские цели: Формировать умение самим ставить учебную задачу и умение запросить недостающую информацию у эксперта.
Воспитательные цели: Развивать творческие способности, аккуратность и самостоятельность.
4 этап. “Подобрать скороговорку, в которой часто встречается заданный звук”.
Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность.
Исследовательские цели: Формировать умение работать с литературными источниками.
Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.
5 этап. “Составить ребус с данной буквой”.
Коррекционные цели: Развивать пространственное воображение при работе с буквами.
Исследовательские цели: Формировать творческое воображение, самостоятельность при принятии решения, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других детей, умение оказывать помощь в группе при решении общих задач.
Воспитательные цели: Воспитывать эстетический вкус, уважение к чужому труду и гордости за свой труд.
6 этап. “Обвести по трафарету рисунки, где заданный звук находится в начале, середине или конце слова. Заштриховать их”.
Коррекционные цели: Формировать умение определять место звука в слове, узнавать предмет по контуру, корректировать мелкую моторику.
Исследовательские цели: Формировать умение выбрать нужный рисунок из заданной серии.
Воспитательные цели: Воспитывать аккуратность и бережливость.
7 этап. “Оформить страницу азбуки по образцу”.
Коррекционные цели: Развивать пространственную ориентацию; корректировать мелкую моторику.
Исследовательские цели: Формировать умение работать по образцу, находить и исправлять свои ошибки, планировать свою деятельность, время и ресурсы.
Воспитательные цели: Воспитывать гордость за свой труд и труд своих друзей.
В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народное творчество. От детей ускользает точность, выразительность и красота родного языка. Загадки и скороговорки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову, способствуют обогащению детского словаря. Многие загадки выстраивают базу для формирования словообразования, для усвоения синонимов, создают основу для развития операций мышления и обобщения.
Приобщение детей к народному творчеству не только помогает обогатить речь детей, но и позволяет сделать их внутренний мир более богатым.
При записи стихов с пропусками дети сами выступают в роли создателей заданий для других учеников. Так же речевой материал, построенный по законам ритма и рифмы, служит определённой дидактической цели: максимально пополнить лексический материал заданным звуком.
Составить ребус с заданной буквой детям предлагается только после того, как они познакомятся с готовыми ребусами и правилами их построения. Затем учащемуся даётся задание составить ребус со своей буквой, а остальным его отгадать. Таким образом, учащиеся творят сами, оценивают ребусы других детей, имея возможность сравнить своё произведение с остальными. Если сам ребёнок не может выполнить задание – то есть возможность обратиться за помощью к тем учащимся, у которых составление ребуса не вызвало затруднения.
Работа с трафаретами играет большую роль в коррекции мелкой моторики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. В.А. Сухомлинский писал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.
Оформление страницы “Чудо азбуки” требует каллиграфического письма, что приучает школьников писать аккуратно и чётко, с максимальным вниманием к графической стороне письма. Совершенствование ручной моторик и способствует развитию речевой функции. Этот этап также формирует умение различать буквы, сходные по начертанию, тренируют переключение внимания. Важно подкрепление письма проговариванием, так как в этот момент происходит согласование звучания произносимого звука, мышечных ощущений в органах артикуляции и зрительного образа буквы.
Каждый этап работы над азбукой должен иметь свой конкретный продукт.
Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.
3. Этапы выполнения проектно-исследовательской работы.
1 этап. Создание рабочей группы.
Изучая литературу по теме “Метод проектов”, я случайно наткнулась на проект “Чудо-задачник”, выполненный силами детей начальных классов. До этого я думала, что осуществить проект с детьми логопедической группы практически невозможно.
Объявив детям о начале нашего проекта, я увидела, как загорелись их глаза. Сначала я решила вовлечь в исследовательскую деятельность только детей, имеющих небольшие речевые нарушения, по потом решила дать возможность попробовать свои силы всем детям, посещающим логопедические занятия. Таким образом, создалась рабочая группа из 32 человек – учащихся 2-8 классов, посещающих логопедические занятия. В стороне остались только первоклассники. Им и решили мы подарить продукт нашей проектно-исследовательской деятельности “Чудо-Азбуку”.
2 этап. Анализ существующих пособий.
Для начала мы с ребятами просмотрели все азбуки и буквари, которые нашли в библиотеке. Мы выбрали некоторые элементы из этих книг, но решили вставить задания с буквами и звуками, которые мы используем на логопедических занятиях по коррекции речи.
3 этап. Выбор направления деятельности.
Мы решили создать такую азбуку, по которой дети могли бы не только знакомиться с буквами и звуками русского языка, но и исправлять недостатки в устной и письменной речи и обогащать словарный запас.
Работа велась в течение двух месяцев. Этому отводилось 10-15 минут на каждом логопедическом занятии.
Хочу заметить, что с началом проекта дети стали посещать логопедические занятия намного охотнее, а некоторые приходили просто так после уроков и помогали другим в работе.
Осуществление проекта велось по Дальтон плану - контракту, заключённому с каждым учеником. После осуществления каждого этапа работа детей оценивалась.
4 этап. Разработка структуры будущего учебника.
Для осуществления проекта мы разделили страницы азбуки между всеми проектантами. Каждому досталось по одной странице, лишь одной девочке – две. Каждый ученик выбрал ту букву, которая ему понравилась.
5 этап. Анализ собранного материала.
После того, как весь материал был собран, пришлось отбирать самое лучшее, так как информации было очень много. Из картинок выбирали те, которые хорошо подходили по размеру книжной страницы.
Среди стихов, загадок и скороговорок отобрали те, в которых чаще встречался заданный звук и которые лучше подходили к картинке.
При отборе ребусов предпочтение отдали тем, которые дети составляли сами.
6 этап. Иллюстрирование отобранного материала.
Мы хотели, чтобы азбука получилась яркой и красочной, поэтому над выбором цвета трудились все. Мы хотели, чтобы детям, попавшим в руки наш учебник, он очень понравился. Затем был объявлен конкурс на лучшее оформление обложки. Мы просмотрели все предложенные варианты и выбрали самые интересные элементы, из которых сделали общий эскиз. Его и использовали для оформления “Чудо азбуки”.
7 этап. Проверка в действии, обмен опытом.
Прежде чем собрать страницы нашей книги в одно целое, я использовала на занятиях с первоклассниками некоторые элементы нашей работы. Детей эта работа заинтересовала, так как задания были выполнены руками их старших друзей.
Так же дети представили друг другу варианты своих страниц на подгрупповых занятиях и поделились полученным опытом.
8 этап. Презентация.
Презентацию нашей азбуки мы провели в виде устного журнала перед учащимися первых классов. На нём мы рассказали обо всех буквах русского языка, демонстрируя при этом страницы нашей замечательной книжки.