На протяжении десяти веков русская история слагалась христианами. История древнерусского искусства неразрывна с историей русской церкви.
Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре.
Выдающиеся церковные деятели всегда играли одну из первых ролей в истории Российского государства. Чем жили эти люди, как мыслили, что любили? Не зная этого, невозможно понять ни русской культуры, ни отечественной истории. Без знания родной культуры и в данном случае - истории культуры России - человек не может быть культурным.
Наше наследие. Что мы имеем в виду, произнося эти слова? Прежде всего, ценное и важное, что досталось нам от предков и что хотелось бы сохранить для потомков, нашу культуру. В наследство вступают, приумножают, наследством дорожат, передают следующему поколению. Но прежде чем вступить в наследство, к нему необходимо приобщиться, узнать его содержание и осознать его ценность. На уроках “Православной культуры” мы приобщаем детей к духовной культуре, являющейся результатом духовного развития личности и способствующей возвышению духовного начала в человеке. Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к родному краю, его традициям, обрядам. Поэтому важнейшим элементом структуры и содержания наших уроков стал их культурологический аспект.
Нельзя человека заставить любить насильно, это должен быть его выбор. Понимая это, мы стремимся приобщить детей к великой культуре России, созидавшейся людьми, которые любили свое Отечество. Именно на уроке “Православной культуры” возможно, на наш взгляд, бережное взращивание в маленьком человеке любви к своему Отечеству. И именно эта особенность урока “Православной культуры” является смысловым и ценностным источником и содержанием нашей работы.
Пусть наши дети растут культурными людьми, а культурным человека можно назвать только в том случае, если он любит свое отечество, почитает память своих предков, сохраняет святыни родной земли, проявляет добрую заботу обо всех людях, как о своих ближних, сохраняет красивый мир, в котором он живет.
Ниже предлагается сценарий урока, позволяющий закрепить этнокультурное наследие страны. На уроке использованы фольклорные и авторские стихи, приведённые в предложенном списке источников информации.
Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Форма урока: урок – праздник.
Источники информации:
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.,1992.
- Шмелев И. Лето Господне. - М., 1988.
- Времена года. Православный календарь. - М., 1995.
- Чтение для детей и взрослых. Праздников праздник. - М., 1990 .
- Екимчева Н.Е., Иофина И.О. Русский национальный календарь. – М., изд. “Мир книги”, 2005.
Оборудование:
- учебники,
- листики с заданием по подведению итога урока,
- на доске слайд с кроссвордом,
- аудиокассета с записью музыки,
- веточки,
- вата.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей и традициями праздника “Вход Господень в Иерусалим”.
- Развивать умения и навыки работы с произведениями христианского религиозного искусства, понимание их культурологического смысла.
- Обогатить духовный мир учащихся. Формировать у учеников общечеловеческие духовные ценности на примере анализа восприятия произведения русской художественной литературы.
- Знакомить детей с народными традициями празднования “Вербного воскресенья”, закличками, приговорками.
- Воспитывать любовь к малой родине, ее природе, уважение к верованиям и традициям русского народа.
Ход урока:
-
Повторение ранее изученного материала.
У.- Выполнив это задание, мы сможем узнать, с каким словом будет связана тема нашего нового урока, а заодно повторим значение некоторых слов.
1. Он был пророком. Он написал песнопения, из которых люди до сих пор черпают мудрость понимания воли Божьей. Когда он был маленьким, пас овец отца своего, мог догнать волка и отобрать украденную овцу. Он сразился с Голиафом. Позже, стал царем еврейского народа. Имя его….. (Давид).
2. Искреннее признание своих плохих поступков и твердое намерение исправиться(покаяние)
3. Красота,___________,счастье.
-Какое слово пропущено? Почему? (радость)
4. Внимательный, добрый, милосердный. Стремится помочь людям всегда и во всем… (добродетель)
5. Великий праздник христианина, который отмечается целую неделю, начиная со светлого воскресенья. (Пасха)
У. – Что за главное слово у нас получилось? Какие народные праздники вы знаете, связанные со словом “верба”?
Д. – Возможно, что это вербное воскресенье?
У. - Верно, тема урока “Вход Господень в Иерусалим”, в народе этот праздник имеет название “Вербное воскресенье”.
У. – Что вы знаете о вербе?
Д. - Дерево или кустарник, семейство “ивовых” с пушистыми почками.
– Слово “верба” очень древнее, ему около 3000 лет. Оно есть во всех европейских языках, образовано от слова “вертеть”. Вероятно, наши предки научились делать из гибких ветвей различные изделия, вертя и сплетая между собой. Отсюда и слово- верба.
Изучение нового материалаа) Вступительная беседа:
У. – Ребята, расскажите, что вы знаете об этом празднике?
( слушаем варианты детей)
Д. – В древние времена к этому воскресенью, которое позже назвали “вербным”, просыпалось первое весеннее деревце, верба. Люди верили, что вербные веточки в доме отгоняют злых духов от человека и животных, передают им свою силушку.
Д. – Всей семьей ходили вербу рвать. Ветки ломали, но дерево берегли. Приговаривали: “Из 50 веток можно сорвать одну, из 49—ни одной!”
б) Сообщение учителя:
- Этот праздник имеет и другое название: “Вход Господень в Иерусалим”.
– На прошлом уроке мы говорили, что многие поэты, музыканты, художники, архитекторы создавали свои произведения, воспевая и славя Создателя мира, как спасителя, исцелителя…
Были созданы литературные произведения, музыкальные, художественные…Священные истории.
- С одним из таких произведений мы сейчас познакомимся.
- “Благовестие спасения”, объясните, что значат эти слова?
Д. – Добрая весть о спасении.
Работа с книгойУ. - Откройте книги на стр. 72, прочтите тему.
Первая история - “Воскрешение Лазаря” (читаем)
На доске записаны слова:
Святой Лазарь | Святая Марфа | Святая Мария |
Вифания | Фарисеи. |
У. – Расскажите, что вы поняли из прочитанного рассказа?
- Кем приходились друг другу святая Марфа, Мария, Лазарь?
- Что произошло в их семье?
- Как помог Иисус?
- Могли ли это делать простые люди?
У. – Теперь послушайте, продолжение рассказа: (Может продолжить подготовленный ученик)
После такого чуда люди еще сильнее поверили, что Иисус посланник, спаситель человечества, за ним устремились люди. Путь его лежал в Иерусалим. Но многие завистливые люди, фарисеи, хотели, чтобы все забыли о таком чуде и решили убить Иисуса. Помогал им в этом предатель Иуда.
Приблизившись к Иерусалиму, Иисус попросил своих учеников привести Ему ослика. (Ослик символ доброты и покорности). Сел на него и поехал далее. У стен города Иисуса встречали люди, встречали Его как царя, победителя. Кто-то стелил Ему под ноги свою одежду, кто-то срывал пальмовые ветви и устилал ими дорогу, делая из них подобие царского ковра. И дети, и взрослые встречали Спасителя радостными криками, возгласами, они полагали, что Он провозгласит себя царем земным. Принесет людям много земных благ (удовольствий). Воспевали в песнях, стихах Спасателя своего... Но не почести ожидали Иисуса в Иерусалиме….
- Что произошло дальше, мы узнаем на следующем уроке…
Работа с иллюстрациейУ. – Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 76.
- Что это за вид изобразительного искусства? (картина, икона)
- Верно, икона, проанализируйте цвет, содержание.
- Кого мы видим на первом плане? Кто стоит за Cпасителем? Кто встречает Его перед вратами города?
- Кто на пальмах, зачем дети взобрались туда?
У. – Люди стояли в этот день с пальмовыми ветвями - вайи, а в России, сейчас с ветвями первого зеленеющего дерева - вербы. Отсюда еще одно название праздника - “Вербное воскресенье”.
- Как вы считаете, зачем нужно было людям писать такие произведения?
- А какой еще есть способ проявления душевной радости?
(создание песнопений, песен, стихов, музыкальных произведений)
Слушание грамзаписи.(“ П.И.Чайковский, урок 4, запись 19”)
- Послушаем грамзапись песнопения.
- Отличается от других музыкальных произведений? Чем? Везде ли можно услышать такие песнопения? А где? См. вопрос №1 на стр.75.
- Какие чувства выражены в этом произведении? (радость, торжество).
- И более современные поэты тоже писали о празднике свои стихи.
У. – Вот как пишет о “вербном воскресенье” К.Д.Бальмонт:
Ветви овеяны Ветром нагретым, Нежно взлелеяны Утренним светом. |
Ветви пасхальные, Нежно- печальные, Смотрят веселыми, Шепчутся с пчелами. |
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Какие строки подчеркивают эту радость?
Физминутка.Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом. Опять весна душистая Повеяла крылом. |
Мы весняночку поем, Весну красную зовем. Мы поем, мы поем, Весну красную зовем. |
А) - На территории нашей области, в деревнях, городах, у дорог, у рек, у водоемов, можно встретить большое, раскидистое дерево, достигающее в высоту более 30 метров. Это ива белая, или ветла, еще ее называют ракита, верба. Ветви у вербы зелено - желтые, кора и нижняя сторона листьев покрыта шелковистыми волосками, похожими на белесоватый налет. Если ива растет у воды, ее гибкие ветви свисают к воде, словно обессиленные, вероятно, поэтому ее называют плакучей ивой. Ива присутствует во многих легендах и сказаниях.
- Обычно, веточки вербы срезали заранее, ставили в сосуд с водой, чтобы к празднику появились пушистые сережки. Освященные веточки вербы принято было хранить в доме в течение всего года. Считается, что они обладают чудесными свойствами и защищают людей от всяких неприятностей. Ветвями священного дерева хлестали домашний скот, что служило верным залогом его здоровья.
- Отвар из почек вербы считался целебным, и употребляли его при различных заболеваниях. В древние времена, отваром из различных частей дерева лечили желудок, раны, сводили бородавки, мозоли, использовали для ращения волос. А в военное время, трудное, при недостатке витаминов, лечили цингу. Сок коры снижает температуру, а совсем недавно научились из коры ивы получать аспирин. Рекламируемый “Упса” тоже из коры ивы.
Ива очень неприхотливое дерево, воткни ветку в землю и зацветет новое деревце, радуя людей.
Б) Появляются дети в народных костюмах, ведут торг:
- У самых стен Древнего Кремля шумит вербный торг, который зовется “верба”. По всей Красной площади “гуляет верба”, великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, бумажными цветами, всякими то сладостями, пасхальными разными яичками и вербой!
Солнце брызжет, солнце греет, Небо - василек. Сквозь березки тихо веет Теплый ветерок. |
Все звонче над шатрами Вьется писк и гам. Дети с пестрыми шарами Тянутся к ларькам. |
Верба, верба! В каждой лапке Бархатный пучок. Дед распродал все охапки! Ловкий старичок! |
- Сегодня все взрослые ходили очень рано к заутренней. Придя, домой, еще сонных, в постелях, стали нас вербами бить и приговаривать: “Не я бью, верба бьет - вставайте, дети, будьте здоровы!”
Практическая работа по изготовлению подарочных веточек.- Сейчас мы изготовим пушистые веточки вербы сами.
Дети под руководством учителя “крутят” пуховки на веточки.
– Скажите, а для чего мы учимся делать такие веточки?
Д. - Для того, чтобы беречь веточки ивы, вербы, можно подарить, можно составить букет или даже пойти с этой веточкой в храм.
После изготовления подарков:
Д. - Смотрю на вербу и радуюсь. А сколько еще народу будет радоваться в праздник! Хорошо устроено, только зима уходит, а уж вербочка опушилась - Христа встречать!
Дети проходят по рядам, собирают веточки и, приговаривая, дарят гостям.
Верба Хлест, бей до слез! Верба синяя бьет насильно Верба красна бьет напрасно. |
Верба бела, бьет за дело. С вербой, с вербой иду за тобой . Коснусь вербой, беги за мной. |
- Давайте узнаем, как поступали с веточкой в дальнейшем?
Уже распались куколки Их бабочки прожгли. Пушистые распуховки На ветках расцвели. |
Втыкали вербу малую. За образа, в углах. Чтоб силой смертно – алою, Не встал пожар в домах. |
Пред вербным воскресеньем, Всех тех, кто молодой, С усмешками и пением Обрызгали водой. |
Свети нам, радость, здешняя, Цвети, земля, вода, Цвети нам, верба вешняя, Цвети с весной всегда. |
Водою обливали их, Пусть свежей будет грудь. И вербой ударяли их, Как верба нежным будь. |
- Какие произведения искусства помогли нам понять смысл праздника “Входа Господня в Иерусалим”?
- Какое еще название имеет этот праздник?
- Каким общим настроением они все проникнуты?
- Понравился вам урок?
-
Итог урока.
Работа в парах.
У. – Выполняя следующее задание, мы повторим изученный материал на уроке. При выполнении задания можно пользоваться книгой.
1. У. - Итак, предлагаю разгадать пропущенные слова и вписать их в предложения.
- Тема урока: “Благовестие________________”.
- Иисус Христос воскресил _______________.
- После совершения чуда Иисус Христос пошел в _________________.
________________ хотели, чтоб все забыли о совершенном Иисусом чуде и решили его убить.
- По христианскому обычаю на праздник “Входа Господня” люди стоят в храме с веточками________. Это означает, что каждый из них участвует в этой торжественной _____________Христа. Еще этот праздник имеет название “__________________________”.
2. У. - В заключение урока девочки приготовили вам, уважаемые гости, маленький подарок. Послушайте народную песню “Ивушка” в обработке и записи белгородского композитора и собирателя фольклора И. Веретенникова.
- . Домашнее задание
Стр. 72-77 учебника прочитать; составить кроссворд по теме урока.
Регулярно проводя подобные уроки, мы сможем вернуть нашим детям потерянные сведения об истории праздников, традициях нашего народа и, в частности, познакомим их с краеведческим материалом, историей нашего края. Привьём навыки работы с литературой, произведениями искусства.
Эти уроки могут прекрасно сочетаться с уроками литературного чтения, окружающего мира, различными воспитательными мероприятиями, посвященными народным праздникам или народным традициям. Так или иначе, мы воспитываем у наших детей чувство любви к Родине, её природе, уважение к традициям русского народа.