Цель:
- Cформировать умения учащихся - Находить, анализировать и представлять – социализировать необходимую информацию;
- Коммуникативные.
Цель достигается при изучении конкретного вопроса: “Кислород: химический элемент и простое вещество”.
В соответствии с темой можно выделить и учебные цели и задачи:
- Продолжить формирование понятий химический элемент и простое вещество на примере кислорода.
- Охарактеризовать строение, свойства, получение, применение кислорода.
- Показать роль кислорода в жизнедеятельности человека и растений.
Ход мастерской
I. Индуктор
На доске написаны эпитеты:
- “Вездесущий…
- Всемогущий…
- Невидимый…”
- “Dum spiro – spero…” (Пока дышу – надеюсь…) (Овидий)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Скажите, дети, какое вещество может претендовать на звание “Вездесущий…Всемогущий…Невидимый…”?
Дети:……(называют вещества в т.ч. кислород)
Учитель: Тема нашего урока “Кислород”
II. Работа в группах
Учитель: И так, кислород- элемент с атомным номером 8, “газ дыхания и горения”.
А что вы знаете о кислороде еще? Обсудите в группе, и через 2 минуты представьте наиболее важные, на ваш взгляд, сведения о кислороде. Пользоваться можно только собственной памятью и эрудицией.
Дети обсуждают.
Учитель: Небольшое условие: в своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.
Социализация №1. Группы выступают
III. Ситуация “разрыва”
Учитель: Молодцы, ребята! Вы многое знаете о кислороде. Но… вся ли информация прозвучала?
Дети: НЕТ!
Учитель: Правильно! Мы ничего не сказали о том, как был открыт кислород, о его роли в природе, о его химических свойствах, да и физические свойства были не полностью описаны…
Одна из характерных особенностей кислорода в том, что его “проходят” в школах всех стран… и очень давно. Так, например, в учебнике химии, выпущенном в России в 1812 году, рассказывалось о пожарах, вызванных медленным окислением органических веществ, при взаимодействии с кислородом, которое сопровождается выделением тепла:
“ В 1770г. сделался великий пожар в пеньковом магазине на острове Малыя Невы, где совсем не держали огня”-
Явление вполне объяснимое с научной точки зрения. А вот следующий рассказ из этого же учебника о случае самовоспламенения “одной старухи их Северной Америки”
с примечанием, что “сие происходит с людьми, невоздержанными в употреблении спиртных напитков…” ложный.
Для того, чтобы не попасть “впросак”, подобно авторам учебника 19 столетия, мы должны воспользоваться научными знаниями о кислороде. Работа предстоит большая, поэтому мы распределим обязанности:
Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите роль, которую вы будете играть.
Задания и роли
1. Историки
Расскажите об истории открытия кислорода и о нахождении кислорода в природе.
2. Химики
Расскажите о химических свойствах кислорода и его роли в жизнедеятельности человека и растений.
3. Физики
Расскажите о физических свойствах кислорода и о способах собирания.
4. Учёные
Расскажите о химическом элементе- кислороде по плану:
- Химический знак
- Положение в периодической системе
- Порядковый номер
- Относительная атомная масса
- Строение атома
- Металл или неметалл
- Восстановитель или окислитель
- Валентность
- Степень окисления в простом веществе и в соединениях
5. Технологи
Расскажите о способах получения кислорода.
Дети выбирают роли и получают задания.
Объединитесь в группы по ролям и начните выполнять задание. Условие: каждый член группы должен использовать один источник информации. Распределите сами, какой из источников выбрать. Можно использовать:
- учебник авторов Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс, - М. Дрофа, 2004г.
- учебник авторов Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г. Химия 8 класс, М. Просвещение, 1993г.
- рабочую тетрадь Колыванова Л.М. Начала химии
- дополнительную литературу.
На поиск, анализ и обсуждение информации – 25 минут. Еще 15 мин. на подготовку общей информации группы на плакате и защита.
Дети изучают различные информационные источники, обсуждают найденную информацию и готовят проекты к защите.
Социализация №2
Группы выступают. Учитель, по мере необходимости, помогает детям исправлять допущенные ошибки, обсуждая с учениками выступление каждой группы.
IV. Обобщение
Учитель: Молодцы, ребята! Теперь мы многое узнали о кислороде. А вот, что писал знаменитый писатель фантаст Жюль Верн о кислороде:
“В заключение зададим вопрос: неужели же доблесть, мужество, талант, остроумие, воображение - все эти замечательные свойства человеческого духа обусловлены только кислородом? - Такова теория доктора Окса ”
Этого мнения, при всем уважении к кислороду, мы не разделяем. Не надо приписывать кислороду того, что он дать не может. Он и без этого слишком много для нас значит.
Кислород вдохновлял многих писателей и поэтов. Так, например, в одном из сочинений Веры Инбер есть такие слова:
“Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, - точно так же мысль и чувство… образуют воздух, которым дышит поэзия”
Во втором утверждении, о поэзии, поэтесса, возможно и права, а вот первое… В чем ошибка поэтессы?
Дети: отвечают…
Учитель (в зависимости от ответов): “Молодцы, правильно!” Или “В воздухе кислород не соединен с азотом, а смешан!”
Мы познакомились с мнениями нескольких известных людей о кислороде.
Теперь попробуйте составить свое мнение об этом уникальнейшем элементе и веществе. Для полного представления необходимо объединить усилия представителей разных групп. Объединитесь в четыре группы так, чтобы в каждой группе были: ученый, историк, физик, химик, технолог.
Попробуйте объединить ваши знания и представить общее мнение о кислороде - химическом элементе и простом веществе на плакате.
Дети готовят проекты своей группы.
Социализация № 3.
Группы выступают.
V. Рефлексия
Учитель: Спасибо! Вы умные и талантливые дети!
А сейчас я попрошу вас, ребята, сесть в круг.
Дети садятся в круг.
Учитель: Ответьте на вопросы: “Что нового вы сегодня узнали во время работы? Какие навыки вы использовали при работе в группах? Кого из ребят своей группы вы хотели бы похвалить за работу?”
Дети отвечают.
Учитель: Всем спасибо за творчество!
Список литературы для учеников и для учителя
1. Книга для чтения по неорганической химии. 2 части. Составитель Крицман В.А.- М: Просвещение,1993
2. Габриелян О.С. и др. Химия–8 и Химия-9. – М.: Дрофа, 2003
3. Химия. Справочные материалы под редакцией Третьякова Ю.Д.- М.: Просвещение, 1989
4. Популярная библиотека химических элементов. Кн. 1, составители Станцо В.В., Черненко М.Б. – М. Наука, 1983г.
5. Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс, - М. Дрофа, 2004г.
6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г. Химия 8 класс, М. Просвещение, 1993г.