Применение технологии педагогических мастерских при изучении темы "Кислород"

Разделы: Химия


Цель:

  • Cформировать умения учащихся - Находить, анализировать и представлять – социализировать необходимую информацию;
  • Коммуникативные.

Цель достигается при изучении конкретного вопроса: “Кислород: химический элемент и простое вещество”.

В соответствии с темой можно выделить и учебные цели и задачи:

  • Продолжить формирование понятий химический элемент и простое вещество на примере кислорода.
  • Охарактеризовать строение, свойства, получение, применение кислорода.
  • Показать роль кислорода в жизнедеятельности человека и растений.

Ход мастерской

I. Индуктор

На доске написаны эпитеты:

  • “Вездесущий…
  • Всемогущий…
  • Невидимый…”
  • “Dum spiro – spero…” (Пока дышу – надеюсь…) (Овидий)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Скажите, дети, какое вещество может претендовать на звание “Вездесущий…Всемогущий…Невидимый…”?

Дети:……(называют вещества в т.ч. кислород)

Учитель: Тема нашего урока “Кислород”

II. Работа в группах

Учитель: И так, кислород- элемент с атомным номером 8, “газ дыхания и горения”.

А что вы знаете о кислороде еще? Обсудите в группе, и через 2 минуты представьте наиболее важные, на ваш взгляд, сведения о кислороде. Пользоваться можно только собственной памятью и эрудицией.

Дети обсуждают.

Учитель: Небольшое условие: в своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.

Социализация №1. Группы выступают

III. Ситуация “разрыва”

Учитель: Молодцы, ребята! Вы многое знаете о кислороде. Но… вся ли информация прозвучала?

Дети: НЕТ!

Учитель: Правильно! Мы ничего не сказали о том, как был открыт кислород, о его роли в природе, о его химических свойствах, да и физические свойства были не полностью описаны…

Одна из характерных особенностей кислорода в том, что его “проходят” в школах всех стран… и очень давно. Так, например, в учебнике химии, выпущенном в России в 1812 году, рассказывалось о пожарах, вызванных медленным окислением органических веществ, при взаимодействии с кислородом, которое сопровождается выделением тепла:

В 1770г. сделался великий пожар в пеньковом магазине на острове Малыя Невы, где совсем не держали огня”-

Явление вполне объяснимое с научной точки зрения. А вот следующий рассказ из этого же учебника о случае самовоспламенения “одной старухи их Северной Америки

с примечанием, что “сие происходит с людьми, невоздержанными в употреблении спиртных напитков…” ложный.

Для того, чтобы не попасть “впросак”, подобно авторам учебника 19 столетия, мы должны воспользоваться научными знаниями о кислороде. Работа предстоит большая, поэтому мы распределим обязанности:

Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите роль, которую вы будете играть.

Задания и роли

1. Историки

Расскажите об истории открытия кислорода и о нахождении кислорода в природе.

2. Химики

Расскажите о химических свойствах кислорода и его роли в жизнедеятельности человека и растений.

3. Физики

Расскажите о физических свойствах кислорода и о способах собирания.

4. Учёные

Расскажите о химическом элементе- кислороде по плану:

  • Химический знак
  • Положение в периодической системе
  • Порядковый номер
  • Относительная атомная масса
  • Строение атома
  • Металл или неметалл
  • Восстановитель или окислитель
  • Валентность
  • Степень окисления в простом веществе и в соединениях

5. Технологи

Расскажите о способах получения кислорода.

Дети выбирают роли и получают задания.

Объединитесь в группы по ролям и начните выполнять задание. Условие: каждый член группы должен использовать один источник информации. Распределите сами, какой из источников выбрать. Можно использовать:

  • учебник авторов Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс, - М. Дрофа, 2004г.
  • учебник авторов Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г. Химия 8 класс, М. Просвещение, 1993г.
  • рабочую тетрадь Колыванова Л.М. Начала химии
  • дополнительную литературу.

На поиск, анализ и обсуждение информации – 25 минут. Еще 15 мин. на подготовку общей информации группы на плакате и защита.

Дети изучают различные информационные источники, обсуждают найденную информацию и готовят проекты к защите.

Социализация №2

Группы выступают. Учитель, по мере необходимости, помогает детям исправлять допущенные ошибки, обсуждая с учениками выступление каждой группы.

IV. Обобщение

Учитель: Молодцы, ребята! Теперь мы многое узнали о кислороде. А вот, что писал знаменитый писатель фантаст Жюль Верн о кислороде:

В заключение зададим вопрос: неужели же доблесть, мужество, талант, остроумие, воображение - все эти замечательные свойства человеческого духа обусловлены только кислородом? - Такова теория доктора Окса

Этого мнения, при всем уважении к кислороду, мы не разделяем. Не надо приписывать кислороду того, что он дать не может. Он и без этого слишком много для нас значит.

Кислород вдохновлял многих писателей и поэтов. Так, например, в одном из сочинений Веры Инбер есть такие слова:

Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, - точно так же мысль и чувство… образуют воздух, которым дышит поэзия

Во втором утверждении, о поэзии, поэтесса, возможно и права, а вот первое… В чем ошибка поэтессы?

Дети: отвечают…

Учитель (в зависимости от ответов): “Молодцы, правильно!” Или “В воздухе кислород не соединен с азотом, а смешан!”

Мы познакомились с мнениями нескольких известных людей о кислороде.

Теперь попробуйте составить свое мнение об этом уникальнейшем элементе и веществе. Для полного представления необходимо объединить усилия представителей разных групп. Объединитесь в четыре группы так, чтобы в каждой группе были: ученый, историк, физик, химик, технолог.

Попробуйте объединить ваши знания и представить общее мнение о кислороде - химическом элементе и простом веществе на плакате.

Дети готовят проекты своей группы.

Социализация № 3.

Группы выступают.

V. Рефлексия

Учитель: Спасибо! Вы умные и талантливые дети!

А сейчас я попрошу вас, ребята, сесть в круг.

Дети садятся в круг.

Учитель: Ответьте на вопросы: “Что нового вы сегодня узнали во время работы? Какие навыки вы использовали при работе в группах? Кого из ребят своей группы вы хотели бы похвалить за работу?”

Дети отвечают.

Учитель: Всем спасибо за творчество!

Список литературы для учеников и для учителя

1. Книга для чтения по неорганической химии. 2 части. Составитель Крицман В.А.- М: Просвещение,1993

2. Габриелян О.С. и др. Химия–8 и Химия-9. – М.: Дрофа, 2003

3. Химия. Справочные материалы под редакцией Третьякова Ю.Д.- М.: Просвещение, 1989

4. Популярная библиотека химических элементов. Кн. 1, составители Станцо В.В., Черненко М.Б. – М. Наука, 1983г.

5. Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс, - М. Дрофа, 2004г.

6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г. Химия 8 класс, М. Просвещение, 1993г.