“Берегите здоровье смолоду” - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений,, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста ценны тем. что создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, побуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.
Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности.
При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект - отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как “быстрее, скорее, поторопись” или “живее, не туда” и т.д.., т.к. дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.
В данном курсе представлена система спортивных праздников, досугов, развлечений, которые разделены по временным отрезкам: зима; весна; лето; осень.
Динамика здоровья детей
Методы отслеживания: медицинская диагностика - адаптация выпускников ДОУ к школе и профилактические осмотры бригадами медиков.
Методы отслеживания: наблюдение педагогов, психологов и школы в адаптационный период, анкетирование родителей.
В целом динамика здоровья воспитанников положительна, о чем свидетельствуют:
Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корректирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, досуги помогают решению оздоровления детей. В течение дня дети имеют возможность несколько раз позаниматься на спортивных комплексах.
Большое внимание коллектив ДОУ уделяет закаливающим процедурам, т.к. закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Состояние здоровья детей
Группы здоровья количество детей |
2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 |
I гр (здоровые дети) |
25 | 28 | 37 |
II гр (имеющие отклонения по состоянию здоровья) |
51 | 50 | 46 |
III гр (имеющие хронические заболевания) |
2 | 2 | 4 |
Дети-инвалиды | - | 1 | - |
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание | Контингент, детей | |||
1 | Обеспечение здорового ритма жизни | -щадящий режим
(адаптационный период); -гибкий режим; -организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса |
Все группы | |||
2 | Физические упражнения | -утренняя гимнастика; -физкультурно-оздоровительные занятия; -подвижные и динамичные игры; -профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение); -спортивные игры; |
Все группы | |||
3 | Гигиенические и водные процедуры | -умывание; -мытье рук; -игры с водой; -обеспечение чистоты среды. |
Все группы | |||
4 | Свето-воздушные ванны | -проветривание
помещений (в том числе сквозное); -сон при открытых фрамугах; -прогулки на свежем воздухе (в том числе “комнатные”); -обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. |
Все группы | |||
5 | Активный отдых | -развлечения,
праздники; -игры-забавы; -дни здоровья; -каникулы |
Все группы | |||
6 | Ароматерапия и фитотерапия | -фитопитание (чаи,
отвары); -аромамедальоны. |
Все группы | |||
7 | Диетотерапия | -рациональное питание | Все группы | |||
8 | Светотерапия и цветотерапия | -обеспечение светового режима. | Все группы | |||
9 | Музотерапия | -музсопровождение
режимных моментов; - музоформление фона занятий; - музотеатральная деятельность. |
Все группы | |||
10 | Аутотренинг и психогимнастика | -игры и упражнения на
развитие эмоциональной сферы; -игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; -коррекция поведения; -учебная гимнастика |
Все группы | |||
11 | Спецзакаливание | -босоножье; -игровой массаж; -дыхательная гимнастика; -контрастное обливание |
Все группы | |||
12 | Пропаганда ЗОЖ | -курс бесед; -спецзанятия (ОБЖ) |
Средняя, старшая подготовительная | |||
Контрастное воздушное закаливание | ||||||
Характер действия | Метод | Методика | Противопоказания | |||
Воздух (температурное воздействие на организм) | Утренняя гимнастика | Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде. | Медицинский отвод после болезни | |||
Прогулка | Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону. | - | ||||
Сон без маек при открытых фрамугах | Учитывать физическое и соматическое состояние ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха. | Температура воздуха в спальне ниже 14° С | ||||
Воздушные контрастные ванны. Гимнастика после сна. |
Использование разницы
температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в
групповой комнате). Использование “дорожек здоровья” (ребристая доска, сухая и мокрая дорожка, массажные коврики). 1 раз в 2 недели, по назначению врача. |
Температура воздуха
ниже нормы. Наличие противопоказаний |
||||
Хождение босиком | Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья | Температура воздуха
ниже нормы. Наличие медицинских отводов |
||||
Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) | Полоскание рта отварами трав (кипяченой водой) | Постепенное обучение
полосканию рта, начиная с 1-й младшей группы. Чередование процедур (2 недели - отвар трав, 2 недели - кипяченая вода) |
Аллергическая восприимчивость | |||
|
Обширное умывание | Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится 1 раз после сна. | Температура воздуха
ниже нормы. Наличие медицинских отводов |
|||
Туалет носа | Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой | Нет | ||||
Солнце (общее температурное воздействие на организм) | Прогулка. Солнечные ванны. Свето-воздушные ванны |
Использование ослабленного
влияния атмосферы (раннее утро, после полудня).
Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды. Изменение продолжительности Процедуры. |
Лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, хронические заболевания, температура свыше 30°С |
Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение кровообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.
Медицинское обслуживание детей в нашем ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. В ДОУ имеется медицинский кабинет, изолятор. Используется для оздоровления детей ингалятор, аппарат “Геска”, бактерицидные облучатели для очищения воздуха, фитотерапия, проводятся закаливающие процедуры, коррекционная гимнастика.
Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Госсанэпидемнадзора: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.
Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Коллектив совершенствует оздоровительно-физкультурные мероприятия в системе работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей.
Используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей.