Оздоровление детей в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


“Берегите здоровье смолоду” - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений,, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста ценны тем. что создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, побуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности.

При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект - отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как “быстрее, скорее, поторопись” или “живее, не туда” и т.д.., т.к. дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

В данном курсе представлена система спортивных праздников, досугов, развлечений, которые разделены по временным отрезкам: зима; весна; лето; осень.

Динамика здоровья детей

Методы отслеживания: медицинская диагностика - адаптация выпускников ДОУ к школе и профилактические осмотры бригадами медиков.

Методы отслеживания: наблюдение педагогов, психологов и школы в адаптационный период, анкетирование родителей.

В целом динамика здоровья воспитанников положительна, о чем свидетельствуют:

Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корректирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, досуги помогают решению оздоровления детей. В течение дня дети имеют возможность несколько раз позаниматься на спортивных комплексах.

Большое внимание коллектив ДОУ уделяет закаливающим процедурам, т.к. закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Состояние здоровья детей

Группы здоровья
количество детей
2004-2005 2005-2006 2006-2007
I гр
(здоровые дети)
25 28 37
II гр
(имеющие отклонения по состоянию здоровья)
51 50 46
III гр
(имеющие хронические заболевания)
2 2 4
Дети-инвалиды - 1 -

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы Содержание Контингент, детей
1 Обеспечение здорового ритма жизни -щадящий режим (адаптационный период);

-гибкий режим;

-организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса

Все группы
2 Физические упражнения -утренняя гимнастика;

-физкультурно-оздоровительные занятия;

-подвижные и динамичные игры;

-профилактическая гимнастика

(дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

-спортивные игры;

Все группы
3 Гигиенические и водные процедуры -умывание;

-мытье рук;

-игры с водой;

-обеспечение чистоты среды.

Все группы
4 Свето-воздушные ванны -проветривание помещений (в том числе сквозное);

-сон при открытых фрамугах;

-прогулки на свежем воздухе (в том числе “комнатные”);

-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

Все группы
5 Активный отдых -развлечения, праздники;

-игры-забавы;

-дни здоровья;

-каникулы

Все группы
6 Ароматерапия и фитотерапия -фитопитание (чаи, отвары);

-аромамедальоны.

Все группы
7 Диетотерапия -рациональное питание Все группы
8 Светотерапия и цветотерапия -обеспечение светового режима. Все группы
9 Музотерапия -музсопровождение режимных моментов;

- музоформление фона занятий;

- музотеатральная деятельность.

Все группы
10 Аутотренинг и психогимнастика -игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

-игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;

-коррекция поведения;

-учебная гимнастика

Все группы
11 Спецзакаливание -босоножье;

-игровой массаж;

-дыхательная гимнастика;

-контрастное обливание

Все группы
12 Пропаганда ЗОЖ -курс бесед;

-спецзанятия (ОБЖ)

Средняя, старшая подготовительная
Контрастное воздушное закаливание
Характер действия Метод Методика Противопоказания
Воздух (температурное воздействие на организм) Утренняя гимнастика Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде. Медицинский отвод после болезни
  Прогулка Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону. -
  Сон без маек при открытых фрамугах Учитывать физическое и соматическое состояние ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха. Температура воздуха в спальне ниже 14° С
  Воздушные

контрастные

ванны.

Гимнастика

после сна.

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

Использование “дорожек здоровья” (ребристая доска, сухая и мокрая дорожка, массажные коврики). 1 раз в 2 недели, по назначению врача.

Температура воздуха ниже нормы.

Наличие противопоказаний

  Хождение босиком Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья Температура воздуха ниже нормы.

Наличие медицинских отводов

Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) Полоскание рта отварами трав (кипяченой водой) Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1-й младшей группы.

Чередование процедур  (2 недели - отвар трав,  2 недели - кипяченая вода)

Аллергическая восприимчивость
 

 

Обширное умывание Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится 1 раз после сна. Температура воздуха ниже нормы.

Наличие медицинских отводов

Туалет носа Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой Нет
Солнце (общее температурное воздействие на организм) Прогулка.

Солнечные ванны.

Свето-воздушные ванны

Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни.

Использование отраженных лучей (в тени).

Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды.

Изменение продолжительности Процедуры.

Лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, хронические заболевания, температура свыше 30°С

Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение кровообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Медицинское обслуживание детей в нашем ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. В ДОУ имеется медицинский кабинет, изолятор. Используется для оздоровления детей ингалятор, аппарат “Геска”, бактерицидные облучатели для очищения воздуха, фитотерапия, проводятся закаливающие процедуры, коррекционная гимнастика.

Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Госсанэпидемнадзора: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.

Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Коллектив совершенствует оздоровительно-физкультурные мероприятия в системе работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей.

Используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей.