Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.
Задачи:
- Познакомить с психофизиологическими особенностями возраста.
- Познакомить с психологическими особенностями адаптации пятиклассников к средней школе.
- Показать пути выхода из наиболее часто возникающих ситуаций в период адаптации.
Оборудование: магнитофон, визитки из цветной бумаги, мягкая игрушка или мячик, бланки для анализа степени эффективности проведения встречи (на каждого участника), карандаши, ручки.
Ход встречи
Организационный момент. (Приложение 1, слайд 1)
Звучит спокойная музыка.
Родители садятся за столы, которые стоят в кругу. Ведущий раздает по кругу цветные карточки-визитки, где цвет выбирают сами родители.
Психологический настрой. Приветствие.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня, и благодарим за то, что Вы, несмотря на занятость, нашли время.
Знакомство родителей друг с другом.
Я психолог лицея зовут меня Светлана Аглямовна.
- Вы хорошо знаете друг друга? (Если ответ “да”, то наш ответ: “Очень хорошо, нам бы тоже хотелось с каждым из Вас познакомиться.
Если ответ “нет”, то: “Давайте познакомимся”. Работать будем по цепочке, по кругу, передавая для удобства мяч как конец своего монолога и передачи слова следующему родителю.
- Мы предлагаем назвать свое имя и назвать чувство или эмоцию, которык прочно поселились в нашей душе, после того, как ваш ребенок переступил лицейский порог, и также рассказать о своих ожиданиях: что вы ждете от сегодняшней нашей встречи.
Целеполагание
Целью нашей роботы являются психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе. Хочу сразу отметить, что наши рекомендации носят общий характер, и каждый родитель волен выбрать из них то, что устраивает именно его и подходит именно его ребенку. Готовясь к нашей встрече, мы учитывали лично наш опыт и специфику нашего учебного заведения.
- Согласны ли Вы, обсудить с нами эти вопросы?
- Для удобства в работе в течение нашей встречи, мы предлагаем написать свое имя на визитке, которую вы себе выбрали, и прикрепить ее к одежде.
Принятие правил работы в группе. (Приложение 1 Слайд 2)
- Мы предлагаем сейчас обсудить и принять основные правила нашей работы, т.к. работа в группе требует этого.
Итак, тема нашей встречи, как мы уже говорили это “Как помочь ребенку привыкнуть к школе”
Для того чтобы помогать ребенку в период адаптации нам необходимо знать психофизиологические особенности данного возраста. Давайте перейдем к их рассмотрению.
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о “доброй” математичке или “вредном” историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями,— все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Постепенно меняется ведущая деятельность. Главным становится общение, которому подростки посвящают большую часть своего свободного времени.
Учеба постепенно отходит на второй план. Но на протяжении почти всего пятого класса интерес к учебе сохраняется почти у всех детей. Поэтому пятый класс – самый удачный возраст для обучения оптимальной стратегии обучения.
Еще одна важная особенность детей этого возраста – изменение структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность.
Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с удовольствием берутся за то, что их привлекает. Но, столкнувшись с первым трудностями, быстро охладевают. Родителям не стоит из-за этого расстраиваться: это возрастная особенность. Эмоциональность пятиклассника настолько высока, что даже положительные эмоции могут оказать отрицательное действие.
Пятиклассники очень активны, они многое хотят сделать, но умеют еще мало. Чтобы не подавить их инициативу, нужно помогать им, поддерживать любые начинания.
Зная психофизиологические особенности возраста, мы можем перейти к рассмотрению особенностей адаптации.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе?
Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п. Такие “мелочи” нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: “история — составить план ответа по учебнику”, “иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем” и т.п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы “шалеют” от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя “тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, “прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Необходимо показать родителям, что некоторое “обезличивание” подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны (“не огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала”), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, “разочарование” в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Педагогам и родителям важно знать основные причины трудностeй, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.
Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности — нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему (Дубровина И.В., 1991).
Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания.
Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому — “разонравилось, не хочется, не смогу” отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение к делу и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное, не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям. В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в том числе и течение психических процессов.
Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции. Положительные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной “эмоциональной усталости”, проявляющейся в раздражении, капризах, “скандалах”, плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка этого возраста. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.
Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются довольно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме: “Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну”, “Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь” (расположение цветов радуги). Можно научить детей создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания.
Практическая часть.
Сейчас мы предлагаем разделиться на 3 группы и поиграть.
1 задание.
Вам нужно придумать проблемную ситуацию периода адаптации для одной из групп.
2 задание.
Вы должны будете проиграть проблемную ситуацию, которую получите, и показать путь выхода из создавшейся ситуации.
- Поделитесь впечатлениями об упражнении.
- Как можете объяснить затруднения если они были?
Предлагаю побывать вам в роли ребенка для этого нужно разбиться на пары. 1 участник ребенок, 2 - родитель. Родителю предлагаю встать на стул, а ребенку на пол. Попробуйте пообщаться друг с другом на любую тему. А теперь поменяйтесь ролями.
- Удобно ли вам было общаться друг с другом?
- Какие чувства вы испытывали, когда были в роли ребенка?
Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, эти 2 последних упражнения. Если же у вас возникнут какие-то учебные трудности, вы всегда можете обратиться ко мне, и мы вместе подумаем, как лучше разрешить возникшую ситуацию.
Рефлексия занятия.
Наша встреча подошла к концу. Мы бы хотели узнать мнение каждого – что вы ожидали от нашей встречи и что получилось, ваши пожелания – какие темы, вопросы в рамках взаимоотношений с ребенком Вы хотели обсудить с нами при следующей встречи.
(По кругу передается мяч. Выслушивается мнение каждого члена группы.)
Обратная связь
- Сейчас мы вас попросим ответить на вопросы анкеты (анонимно).
(Приложение 1, слайд 3)
(Собрать визитки, анкеты, раздать методические разработки по данной теме) (Приложение 2)
Притча
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: “Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит”. Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: “Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?” Мудрец подумал и сказал: “Все в твоих руках”.
То же можно сказать и вам: “Все в ваших руках” Желаем удачи!
Благодарим всех за работу.
Литература.
- Дубровина М.В. Как избежать нарушений и срывов в развитии ребенка. М.:1999
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. 3-е издание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. М.: 1999.
- Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М.: 1999.
- Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ “Сфера”, 1997.