Население мира

Разделы: География


Цели:

  • образовательная
    • закрепить основные теоретические знания по теме “Население мира”;
  • развивающая
    • развивать умение в поисках решения проблемных ситуаций в условиях дидактической игры, географическое мышление, культуру общения учащихся;
  • воспитательная
    • воспитывать умение работать в коллективе, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, формирование у учащихся культуры семейных отношений.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, игровая.

Оборудование:

  • таблицы,
  • карточки с тестовыми заданиями,
  • стенд “Будущее 10 класса”,
  • учебник В.П. Максаковский “Экономическая и социальная география мира”.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы должны с вами обобщить и закрепить полученные на уроках знания по теме “Население мира”.

Работа по теме.

1)Разминка. Блиц- опрос (устный).

  1. Что изучает наука демография?
  2. В начале XX века абсолютный ежегодный прирост населения Земли составил? (10-15 млн. ч.); в середине века? (40-50 млн. ч.); в конце века? (80-85 млн. ч.)
  3. Ответьте:
    1. Сколько человек рождается ежегодно в мире? (около140млн.ч.)
    2. Каждую секунду появляются? (трое)
    3. Каждую минуту? (175 ч.)
    4. Каждый час? (10,4 тыс.ч.)
    5. Каждые сутки? (250 тыс.)
    6. Каждую неделю на Земле добавляется новый город, как (Харьков, Гамбург)?
    7. Каждый месяц появляется население такой страны, как (Австралия)?

2)Мозговой штурм.

Деятельность учителя: показывает таблички с цифрами и терминами.

Деятельность учащихся: объясняют, что обозначают цифры, дают определения терминам.

3)Игры-сценки.

Вопросы для ввода в игру:

  1. Что понимается под воспроизводством населения?
  2. Перечислите основные типы воспроизводства населения мира?
  3. Разыграть сценки (к доске приглашаются две пары, им раздаются листы со сценарием сценок).

1 сценка:

Встречаются два друга, которые не виделись два года.

  1. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль “Мерседес”, а два года назад, как я помню, был “Ситроен”, и костюм за тысячу долларов.
  2. А у тебя все тот же старенький “Пежо”.
  1. Да! Да! Старенький “Пежо”, милая жена Сьюзен, и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!
  2. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем
    пятого.

2 сценка:

Диалог между мужем и женой

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме. Если хочешь о планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас все есть: у каждого - велосипед, в каждой комнате телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини - сауну и видеокамеру!

Жена: Нет, нет, я не хочу этого... Я хочу ребенка!

Муж: Да ты с ума сошла!

Вопросы:

  1. В каких странах могут происходить данные сцены?
  2. К какому типу воспроизводства населения можно отнести первую и вторую сценки и почему?
  3. На что направлена демографическая политика стран, отображенных в данных сценках?

4) Тест.

1вариант

1.Главной причиной быстрого увеличения численности населения
в последние десятилетия является:

А) резкое увеличение рождаемости

Б) снижение смертности

2.Второй тип воспроизводства населения характерен для стран:

А) Индии

Б) Индии и Индонезии

В) Индии, Индонезии и Аргентины

3.Демографический взрыв характерен:

А) всем странам мира

Б) в основном развитым

В) в основном развивающимся

4.Мужское население преобладает в странах:

А) России и Иране

Б) Китае и Саудовской Аравии

В) Германии и Франции

5.Главной причиной высокой плотности населения в странах южной и юго-восточной Азии является:

А) исключительно благоприятные условия

Б) занятие трудоемким сельским хозяйством

В) высокий уровень развития промышленности

6. Основным показателем уровня урбанизации является:

А) количество крупных городов

Б) соотношение городского и сельского населения

В) наличие городских агломераций

7.Мировыми религиями являются:

А) индуизм, христианство, буддизм

Б) христианство, ислам, иудаизм

В) буддизм, ислам, христианство

8.Механическое движение населения - это

А) миграция

Б) воспроизводство

В) бюджет

Вариант II

1. Главной причиной роста численности населения является:

А) высокая рождаемость

Б) низкая смертность

В) превышение рождаемости над смертностью

2. В большинстве стран мира естественное движение населения характеризуется.

А) естественным приростом

Б) естественной убылью

3. Первый тип воспроизводства населения характерен для стран:

А) Германии

Б) Германии и Испании

В) Германии, Испании и России

4. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам:

А) развитым

Б) развивающимся

5. Наиболее высокая плотность населения наблюдается:

А) в странах Западной Азии и Северной Америки

Б) в Западной Европе и Юго-Восточной Азии

В) в Западной Африке и Центральной Австралии

6. Первое место в мире по абсолютной численности горожан занимает;

А) Россия

Б) Китай

В) США

7. Национальными религиями Китая являются:

А) индуизм

Б) буддизм и синтоизм

В) конфуцианство и даосизм

8. Естественное движение населения - это:

А) миграция

Б) воспроизводство

В) передвижение

Подведение итогов.

Изучая население мира не надо забывать, что мы живем в России. Какие же демографические проблемы характерны для нашей страны? (Выслушиваются ответы учащихся).

  • Самый низкий естественный прирост населения
  • Самая большая убыль населения
  • Самая высокая из развитых стран детская смертность

Появилось новое понятие “русский крест” (см..рис.1).

рождаемость

смертность

Рис.1. “Русский крест”

А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее! Будущие родители. А сколько детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?

Нарисуйте на листочках то количество “человечков”, сколько детей вы хотите иметь. Мы их поместим на стенд “Будущее 10 ф-м класса и подсчитаем.

А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор. Значит, не зря мы изучали эту тему.