Цели:
- образовательная
- закрепить основные теоретические знания по теме “Население мира”;
- развивающая
- развивать умение в поисках решения проблемных ситуаций в условиях дидактической игры, географическое мышление, культуру общения учащихся;
- воспитательная
- воспитывать умение работать в коллективе, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, формирование у учащихся культуры семейных отношений.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, игровая.
Оборудование:
- таблицы,
- карточки с тестовыми заданиями,
- стенд “Будущее 10 класса”,
- учебник В.П. Максаковский “Экономическая и социальная география мира”.
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы должны с вами обобщить и закрепить полученные на уроках знания по теме “Население мира”.
Работа по теме.
1)Разминка. Блиц- опрос (устный).
- Что изучает наука демография?
- В начале XX века абсолютный ежегодный прирост населения Земли составил? (10-15 млн. ч.); в середине века? (40-50 млн. ч.); в конце века? (80-85 млн. ч.)
- Ответьте:
- Сколько человек рождается ежегодно в мире? (около140млн.ч.)
- Каждую секунду появляются? (трое)
- Каждую минуту? (175 ч.)
- Каждый час? (10,4 тыс.ч.)
- Каждые сутки? (250 тыс.)
- Каждую неделю на Земле добавляется новый город, как (Харьков, Гамбург)?
- Каждый месяц появляется население такой страны, как (Австралия)?
2)Мозговой штурм.
Деятельность учителя: показывает таблички с цифрами и терминами.
Деятельность учащихся: объясняют, что обозначают цифры, дают определения терминам.
3)Игры-сценки.
Вопросы для ввода в игру:
- Что понимается под воспроизводством населения?
- Перечислите основные типы воспроизводства населения мира?
- Разыграть сценки (к доске приглашаются две пары, им раздаются листы со сценарием сценок).
1 сценка:
Встречаются два друга, которые не виделись два года.
- Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль “Мерседес”, а два года назад, как я помню, был “Ситроен”, и костюм за тысячу долларов.
- А у тебя все тот же старенький “Пежо”.
- Да! Да! Старенький “Пежо”, милая жена Сьюзен, и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!
- Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У
меня четверо детей и мы ждем
пятого.
2 сценка:
Диалог между мужем и женой
Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме. Если хочешь о планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас все есть: у каждого - велосипед, в каждой комнате телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини - сауну и видеокамеру!
Жена: Нет, нет, я не хочу этого... Я хочу ребенка!
Муж: Да ты с ума сошла!
Вопросы:
- В каких странах могут происходить данные сцены?
- К какому типу воспроизводства населения можно отнести первую и вторую сценки и почему?
- На что направлена демографическая политика стран, отображенных в данных сценках?
4) Тест.
1вариант
1.Главной причиной быстрого увеличения
численности населения
в последние десятилетия является:
А) резкое увеличение рождаемости
Б) снижение смертности
2.Второй тип воспроизводства населения характерен для стран:
А) Индии
Б) Индии и Индонезии
В) Индии, Индонезии и Аргентины
3.Демографический взрыв характерен:
А) всем странам мира
Б) в основном развитым
В) в основном развивающимся
4.Мужское население преобладает в странах:
А) России и Иране
Б) Китае и Саудовской Аравии
В) Германии и Франции
5.Главной причиной высокой плотности населения в странах южной и юго-восточной Азии является:
А) исключительно благоприятные условия
Б) занятие трудоемким сельским хозяйством
В) высокий уровень развития промышленности
6. Основным показателем уровня урбанизации является:
А) количество крупных городов
Б) соотношение городского и сельского населения
В) наличие городских агломераций
7.Мировыми религиями являются:
А) индуизм, христианство, буддизм
Б) христианство, ислам, иудаизм
В) буддизм, ислам, христианство
8.Механическое движение населения - это
А) миграция
Б) воспроизводство
В) бюджет
Вариант II
1. Главной причиной роста численности населения является:
А) высокая рождаемость
Б) низкая смертность
В) превышение рождаемости над смертностью
2. В большинстве стран мира естественное движение населения характеризуется.
А) естественным приростом
Б) естественной убылью
3. Первый тип воспроизводства населения характерен для стран:
А) Германии
Б) Германии и Испании
В) Германии, Испании и России
4. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам:
А) развитым
Б) развивающимся
5. Наиболее высокая плотность населения наблюдается:
А) в странах Западной Азии и Северной Америки
Б) в Западной Европе и Юго-Восточной Азии
В) в Западной Африке и Центральной Австралии
6. Первое место в мире по абсолютной численности горожан занимает;
А) Россия
Б) Китай
В) США
7. Национальными религиями Китая являются:
А) индуизм
Б) буддизм и синтоизм
В) конфуцианство и даосизм
8. Естественное движение населения - это:
А) миграция
Б) воспроизводство
В) передвижение
Подведение итогов.
Изучая население мира не надо забывать, что мы живем в России. Какие же демографические проблемы характерны для нашей страны? (Выслушиваются ответы учащихся).
- Самый низкий естественный прирост населения
- Самая большая убыль населения
- Самая высокая из развитых стран детская смертность
Появилось новое понятие “русский крест” (см..рис.1).
рождаемость
смертность
Рис.1. “Русский крест”
А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее! Будущие родители. А сколько детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?
Нарисуйте на листочках то количество “человечков”, сколько детей вы хотите иметь. Мы их поместим на стенд “Будущее 10 ф-м класса и подсчитаем.
А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор. Значит, не зря мы изучали эту тему.