Цели:
- дать учащимся представления о домашнем быте русских царей и цариц;
- углублять знания по истории государства;
- учить пользоваться разными источниками при подготовке к уроку;
- развивать умения связно и последовательно передавать полученную информацию;
- развивать любовь к чтению;
- формировать творческую активность, умение работать в коллективе, чувство ответственности.
Оборудование: диапозитивы, открытки и фотографии «Московский Кремль», «Древние палаты Московского Кремля», лист ватмана, кисти, краски, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Тихо встали. Поздоровайтесь с нашими гостями.
– Вспомните правило работы на уроках.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Вступление к уроку
– Ребята сегодня у нас необычный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства. Мы поговорим об историческом прошлом нашей Родины, об её исторических памятниках. И попытаемся сами воссоздать один из таких исторических памятников, проиллюстрировав русскую народную сказку.
Девиз нашего урока: Память о наших предках «живет» в нашей памяти и в их символах.
III. Повторение исторических и литературных сведений
– На уроках чтения мы много говорим с вами о
великих русских деятелях, которые имели большое
значение для нашей Родины.
– Посмотрите их имена записаны на доске.
ОЛЕГ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ
ИГОРЬ ИВАН КАЛИТА
ЯРОСЛАВ ИВАН III
ВЛАДИМИР ИВАН IV (ГРОЗНЫЙ)
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ
– По какому признаку они записаны? (Это
князья, русские цари.)
– Кто такой князь, царь? (Это правители, которые
управляли государством, городом.)
– Что значит княжит? (Княжит – т.е. правит
городом, управляет или устанавливает законы,
следит за порядком.)
– Какие легенды вы знаете об этих князьях?
– Как звали Олега? (Вещим.)
– Почему? Что вы знаете о его смерти? (Рассказы
детей по стихотворению А.С.Пушкина.)
– Какое прозвище было дано Ярославу Мудрому? (Мономах.)
– От кого пришло к нему это прозвище? (От деда
византийского царя.)
– А что интересного вы можете рассказать о наших
царях? (Иван Калита – у него на поясе висел
мешочек, поэтому его так и назвали. Дмитрий
Донской – он на Куликовом поле возле реки Дон
разгромил войско Мамая. Иван III впервые стал
называть себя – государь всея Руси. Иван Грозный
IV – был тираном и оставил после себя разоренную,
разграбленную Русь.)
– Какие древние города, где правили князья, вы
знаете? (Владимир, Суздаль, Киев, Москва.)
– Подумайте, о каком городе я прочитаю
стихи.
Федор Глинка
Москва
«Город чудный, город дивный
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан – лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах!
Сколько храмов, сколько башен
На святых твоих холмах!
Исполинскою рукою ты,
Как хартия, развит.
И над малою рекою
Стал велик и знаменит.
На твоих церквях старинных
Вырастают деревца.
Глаз не схватит улиц длинных –
Это матушка – Москва».
– Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий.)
– Сколько лет исполнилось Москве? (856 лет.)
– А как основывалась Москва?(Чтение стихов
Натальи Кончаловской детьми..)
«Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.Поселялись люди редко на реке
в глуши лесной.
Только предки наших предков
появились здесь веснойТоль верхами, толь пешком
Посидели, обсудили.
Осмотрели всё кругом и решили:
«Леса много, водный путь и край богат».Помолились люди догу и построили посад.
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.»
– Какую же построил Москву Юрий Долгорукий? (Деревянную.)
– Но сейчас Москва не такая, как при Юрии
Долгоруком. Почему? (Она перестраивалась.)
– Какая же она была? (Она была деревянная,
белокаменная, из красного кирпича.)
На доске выставляются рисунки детей.
– В прошлой четверти мы с вами создавали древнерусский город. Давайте вспомним, как строится город. (Город обносился крепкой стеной, которую называли кремлёвской, со сторожевыми башнями. Внутри Кремля строились соборы. Так, например, в Москве на Соборной площади стоят три собора: Успенский, Благовещенский, Архангельский. Там же строились терема городских жителей и царские палаты.)
– Вот такой была Москва. И всегда её возглавлял
и правил ею царь.
– Вспомните, в каких сказках мы встречаемся с
царями и князями? (А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане», «Сказка о золотом петушке», русские
народные сказки:«Царевна-лягушка»,«По щучьему
веленью»)
– Остановимся на сказке «Царевна-лягушка». О чём
эта сказка? Подумайте, а как бы вы назвали царя? (Мудрый)
– Почему? (Ответы детей)
– На предыдущих уроках вы рисовали действующих
лиц этой сказки.
– Посмотрим у кого, что получилось и выберем того
персонажа, который понравится всем.
(Дети показывают свои работы и класс выбирает
наиболее понравившегося царя из сказки)
– Как вы думаете, чем занимались русские цари?
– А какой была бы ваша жизнь, если бы вы были
царями? (Ответы детей)
– Можно сделать вывод, что царём быть хорошо, он
только приказывает, за него все всё делают. Так ли
это. Давайте войдём в царские палаты и узнаем.
(Показ учителем иллюстраций из цикла «Московский Кремль.»)
– В Москве сохранился теремной дворец с парадными царскими покоями: они начинались с 3-го этажа и занимали 2-а этажа. На 4-ом этаже жилые покои, а на 3-м этаже служебные. Наверху стоял теремок, где играли царские дети. Стены и сводчатые потолки царских палат были украшены затейливым растительным орнаментом, позолоченной резьбой. Вот что пишет об этом Наталья Кончаловская:
«В царских покоях все стены резные.
В окнах узорчатых стёкла цветные.
В ярких разводах половики,
Ярко расписаны все потолки.
Что там за роспись чудесная!
Вся красота поднебесная!»
– А теперь давайте посмотрим какие царские палаты представились вам. И попробуем создать палаты для нашего царя.
(К доске выходят дети с рисунками стен, пола, потолка царских палат и приклеивают их на чистый лист ватмана)
Жизнь во дворце начиналась рано. Часа в 4 утра
пробудившись, царь отравлялся в Крестовую
палату, помолится перед святыми иконами. Потом
царь с боярами обсуждал важные государственные
дела. Простолюдины обращались к царю с
письменной просьбой, опуская её в ящик, который
спускался из окошка царского кабинета. Устраивал
царь и приёмы. Во время которых царь восседал на
троне в парадном облачении.
– И в нашей сказке царь тоже устроил пир, на
который прибыли его сыновья и их жёны.
(Дети приклеивают фигурки царя и его сыновей, при этом оговаривается где какой герой будет находиться и почему.)
– А все ли герои прибыли на пир? (Нет царевны
лягушки.)
– Она и в сказке прибыла последней. Чем она ещё
удивила гостей?
(Чтение отрывка из сказки: «Собирала в рукаве остатки еды, а когда пошла танцевать, взмахнула им и появилось озеро с лебедями»)
– Давайте это тоже добавим в нашу работу.
(Дети работают у доски.)
IV. Итог работы
– Замечательно. Молодцы. О чём мы сегодня
вспомнили на уроке?
– Как называется работа которую мы с вами
сделали?
(Иллюстрация)
V. Домашнее задание
– На уроке мы создали коллективную работу. Попробуйте дома нарисовать иллюстрацию к другой сказке в вашем альбоме.