Внеклассное мероприятие по математике и физике: физико-математический вечер "Знание — сила"

Разделы: Внеклассная работа


Номер художественной самодеятельности - танец

1 вед.

В цепи человек стал последним звеном
И лучшее все воплощается в нем
Как тополь вознесся он гордой главой
Умом одаренный, и речью благой.
Вместилище духа и разума он –
Весь мир бессловесный ему подчинен.

2 вед. Пусть эти слова знаменитого философа Фирдоуси станут эпиграфом этого вечера, а девизом станут слова: “ЗНАНИЯ -СИЛА”.

1 вед.

Почему торжественность вокруг?
Слышите , как быстро смолкла речь!
Это встреча важных двух наук
Приглашает вас сегодня в круг.

2 вед.

Физика! какая емкость слова!
Физика! Для нас не просто звук.
Физика – опора и основа
Всех, без исключения, наук.

1 вед.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

2 вед.

Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины,
До оснований, до корней, до сердцевины.

2 вед. Я, думаю, что сегодня в зале собрались те, кто любит физику и математику. Ну а тем, кто еще равнодушен к этим наукам, сегодняшний вечер поможет изменить свою точку зрения и вызвать у них интерес.

Сегодня в нашем вечере принимают участие команды: ………………………..

………………………...

(Команды сидят на сцене за столами)

Вставка ………………………………………………………………………………..

- Вы хотите сказать, что вот они ходят в школу, никогда не пропускают занятия, все знают и умеют. Никогда не поверю. Я вам сейчас докажу, что в течение целого года им почти некогда учиться в школе.

В году 365 дней. Из них 52воскресенья, 10других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно , уже отпадает 162 дня.

Ночью, в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще182 дня отпадает. Остается 20 дней.

Но ведь не целый день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает.

Остается всего – на всего 5 дней.

Многому ли могут научиться? Вот пусть они попробуют меня переубедить.

1 вед.А теперь хочу представить вам членов нашего жюри: ………………………………….

…………………………………..

…………………………………...

2 вед.

Жюри должно быть справедливым,
Очки не зря должно давать.
И будет тот в бою счастливым,
Кто может честно побеждать.

1.Разминка

(По очереди командам задаются вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если ответ неправильный, то у соперников есть шанс заработать дополнительное очко. Время на обдумывание ответа-15 секунд).

1.Почему ржавой иглой трудно шить.? (Трение)

2.Первое - предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. (Задача)

3.Какой математический знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число, больше 2, но меньше 3. (Запятую, 2,3)

4.Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного? (трение)

5.Верно ли утверждение, что снег греет землю? (нет, задерживает тепло)

6.3-е сыграли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый игрок?(2)

7.Кто является первой неевклидовой геометрии, давшей начало многим другим геометриям? (Лобачевский)

8.Физик, математик, открывший ряд важных свойств жидкости и газа, доказавший существование атмосферного давления. Он открыл закон о том, что давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку объема жидкости или газа (Паскаль)

9.Он ввел метод координат, заложив основы аналитической геометрии. (Декарт)

10.он явился основоположником теории свободного падения, открыл явление инерции. (Галилей)

2. “Веселый счет”

Командам по очереди предлагается произвести вычисления заданий. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1.К серой цапле на урок прилетели 7 сорок.
А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок прилетело на урок. (4)

2. Я, Сережа, Коля, Ванда- волейбольная команда.
Женя с Игорем пока- запасных два игрока.
А когда подучатся
Сколько нас получится? (6 игроков)

1.Мы - большая семья.
Самый младший – это я,
Сразу нас не сосчитать.
Юра, Шура, Маша, Саша
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем
Говорят, что детский дом.
Сосчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей. (6)
2.Сидятрыбаки,стерегут поплавки
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей – 4 карасей
А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.
Сколько рыб из реки
Натаскали рыбаки. (19)

Команды получают письменные задания (на обдумывание 5 минут)

1.Медведь с базара плюшки нес,
Но на лесной опушке
Он половину плюшек съел
И плюс ещё, уселся отдохнуть
И под “ку-ку” кукушки
Вновь половину плюшек съел
И плюс еще пол плюшки
Стемнело, он ускорил шаг,
Но на крыльце избушки
Он снова пол остатка съел
И плюс еще пол плюшки.
С пустой кошелкою- увы!
Он в дом вошел уныло..
Хочу, чтоб мне сказали вы
А сколько плюшек было?
(7штук)
2.Барсук позвал к себе гостей:
Медведя, рысьи белку
И подарил он барсуку
Подсвечник и тарелку.
Когда же он позвал к себе
Рысь, белку, мышку, волка
То он в подарок получил
Подсвечник и иголку.
Им были вновь приглашены
Волк, мышка и овечка
И получил в подарок он
Иголку и колечко.
Он снова пригласил овцу,
Медведя, волка, белку
И подарили барсуку
Колечко и тарелку.
Нам срочно нужен ваш совет
(На миг дела отбросьте):
Хотим понять, какой предмет
Каким дарился гостем.
И кто из 6-рых гостей
Явился без подарка?
Не можем мы сообразить.
Сидим. Мудрим. Запарка!
(Овечка-колечко; медведь- тарелку;
Рысь-подсвечник; мышь-иголку;
Без подарка- волки белка.)

Пока команды обдумывают ответ проводится игра со зрителем. За каждый правильный ответ 1 балл присуждается любимой команде болельщика.

Конкурс болельщиков “СОСЧИТАЙ -КА”

Про веселый дружный класс начинается рассказ.
По удобнее садитесь, не шумите, не вертитесь
И внимательно считайте. А спрошу вас – отвечайте.
Всем условие понятно? Это слышать мне приятно.

В 10-м классе нашей школы занимались Нина с Колей,
Восемь Галь, четыре Саши, шесть Сергеев, две Наташи,
Три Татьяны, пять Ларис, Игорь, Миша и Борис.
Скажет кто-нибудь сейчас, сколько девочек у нас? (19)

Звонко прозвенел звонок, начинается урок
Миша вышел отвечать, да не знал, с чего начать-
Очень трудный был вопрос :где на карте Канин нос?
Нина Мише подсказала, да не правильно сказала.

Миша двойку получил – он урока не учил.
Вслед за ним четыре Гали на уроке отвечали,
Три Татьяны, пять Ларис, Коля, Саша и Борис
Спросишь- каждый даст ответ: был какой у нас предмет? (География)

Подошел к концу урок, прозвенел опять звонок,
Собрались ученики и раскрыли дневники.
Все отметки сосчитали, там две двойки увидали,
Восемь троек, семь четверок и четырнадцать пятерок.
В общем, ничего отметки- в нашем классе двойки редки
Каждый сразу скажет нам – сколько всех отметок там? (31)

 Занимались Нина с Колей, восемь Галь, четыре Саши,
Шесть Сергеев, две Наташи, три Татьяны, пять Ларис,
Игорь, Миша и Борис
Оказалось, что по двойке получили Мишка с Колькой
Две пятерки у Наташи, три у Тань и три у Саш,
Шесть Сережи получили, Гали тройки поделили,
А четверки у Ларис, с ними Нина и Борис.
Всех наверно сосчитали? А кого не вызывали (Сашу)

Спасибо зрителям, которые так стремились помочь командам.

3.Знаю теорию

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.Сформулируйте определение логарифма.

2. Какие из заданных функций четные, а какие нечетные:

А) у=х /six В)у=х2 six
Б) у=х2 cos x Г) у=ctgx/ sin x

(а,г-четные; б,в-нечетные)

3. В невесомости, при свободном полете космического корабля, т.е при полете с выключенными двигателями, пишет ли перьевая ручка? (да, явление капиллярности сохраняется).

4. Как – то раз спросили розу,
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами

Нас царапаешь жестоко? (острие шипа имеет маленькую площадь опоры, следовательно, давление будет большое).

5. Какая теорема в средние века называлась “магистром математики” (теорема Пифагора)

6. Утверждение, не вызывающее сомнений. (Аксиома)

7. Тебя по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?

(Копыта у лося раздвоенные. Между ними есть перепонка, поэтому площадь опоры велика)

8. Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На затуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.

Какое физическое явление при этом происходило? Откуда эти строки?

(Конденсация водяного пара, из романа “Евгений Онегин” )

9. Отношение прилежащего катета к гипотенузе? (косинус)

10. В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (когда второе слагаемое нуль)

11. Вода по воде плавает. (лед)

12. Дерево даешь - съедает, от воды же умирает (огонь)

13. Можно ли на луне ориентироваться с помощью компаса? (нет, т.к там нет магнитного поле)

14. Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой (чтобы вода могла растечься ровным слоем, не замерзнув).

15.Каким словом обозначался миллион в Древней Руси? (тьма)

16. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости. (планиметрия)

17. Как называется сотая часть числа? (процент)

18. Как называется знак корня? (радикал)

19. Как называется тень, отбрасываемая фигурой? (проекция)

20.Чему равна сумма чисел от двухсот до двухсот? (нулю)

4.Театральный конкурс

Задание командам: В течении 3 минут подготовить и показать пантомимой или космической сценкой ситуацию

1 команде - “пришел в школу с настроем, а ушел без него”.

2команде - “первая пятерка по математике”

Пока команды готовятся – номер художественной самодеятельности: …………………….

…………………………………………………………………………………………………….

5. “Заморочки из бочки”

Команды по очереди тянут из “бочки” листочки с заданиями. Каждый правильный ответ 1 балл…………………………………………………………………………………………………

1.Детектив Шерлок Холмс пришел в гости. Хозяйка поставила на стол тарелку с бутербродами – с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: “А нож хозяин очень редко точит”.Почему у него возникла такая мысль?

(если нож тупой, то он оказывает меньше давления и на срезе сыра остаются рваные широкие следы.)

…………………………………………………………………………………………………….

2.Шел муж с женой, да брат с сестрой. Несли три яблока и разделили их поровну. Сколько было людей? (3-муж, жена, брат жены)

……………………………………………………………………………………………………..

3.У Марины было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки. Сколько у нее было яблок? (3)

……………………………………………………………………………………………………..

4.Батон разделили на три части. Сколько сделали разрезов? (4)

……………………………………………………………………………………………………

5.Мальчик Пат и собачонка весят два пустых бочонка. Собачонка без мальчишки весит две больших коврижки. А с коврижкой поросенок весит – видите – бочонок. Сколько весит мальчик Пат? Сосчитай-ка поросят! (столько же, сколько весят два поросенка)

…………………………………………………………………………………………………….

6.Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова? (Петя Чернов, Миша Белов)

……………………………………………………………………………………………………..

7.Как в древние времена называли “ноль” (цифра)

……………………………………………………………………………………………………..

8.По тропинке вдоль кустов шло одиннадцать хвостов
Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног,
А теперь вопрос таков: сколько было петухов?
И узнать я был бы рад, сколько было поросят?
11 голосов, т.к у петухов 2 ноги, а у поросят 4 ноги, то было 4 поросят и 7 петухов).

9.Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказаться старинке честь,
Чтобы нам не ошибиться
Что б окружность верно счесть
Надо только постараться
И запомни все, как есть?
3,14,15,92 и 6.
О каком числе идет речь? (Пи)

……………………………………………………………………………………………………

10.Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: “погода на улице холодная”. Как он это определил?

(Gо шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутках между ворсинками было больше воздуха- плохого проводника тепла).

……………………………………………………………………………………………………

6. Конкурс “Перевертыши”

Каждой команде предлагается вспомнить пословицы, поговорки, используя перевертыш.

1 балл команда получает за правильный ответ; за помощь болельщиков 0,5 балла.

Например: Стоять на одном острове. – идти за три моря.

Задания команды получают по очереди. На обдумывание -30 секунд.

1.Громчепара – выше леса. -Тише воды, ниже травы
2.Гладь дерево, пока холодно. -Куй железо, пока горячо
3.Представился рыжиком – вылезай из кабины. - Назвался груздем, полезай в кузов.
4.У леса кипарис валялся. - Во поле береза стояла
5.Плоха вилка на завтрак. -Хороша ложка к обеду
6.Тащится как колбаса в воде. -Катается как сыр в масле.
7.Не всегда в математике сахар. -Только в физике соль.
8.Яйца весной не считают. -Цыплят по осени считают.

7. Конкурс “Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые”.

Командам по жеребьевке предлагается ситуация.

1.“Неожиданное усыхание”

В только что расколотом арбузе содержалось 99% воды. После его усыхания содержание воды стало составлять 98 %.Скажите, во сколько раз усох арбуз. Не спешите с ответом: арбуз не усох в 99/98 раза!

(Решение. Первоначальное сухое вещество (мякоть) арбуза составляла 1%от его массы, а доля после усыхания 2%.Это значит, что доля сухого вещества в арбузе удвоилась, следовательно, вдвое уменьшилась масса самого арбуза.)

2. “Целое число в арифметику вошло, тайн немало принесло”.

Найдите 3 последовательных целых числа, сумма квадратов которых равна 434.

Викторина “Блиц-турнир” со зрителями.

1 балл за свой правильный ответ болельщик может подарить любимой команде или наоборот, поддержать противника своей любимой команды.

1.Можно ли ртутным термометром измерить температуру капли воды? (нет)

2.Какие прямые никогда не пересекаются? (параллельные)

3.Является ли человек источником света? (да, рассеянного)

4. Самая низкая температура в природе? (абсолютный ноль)

5.Чему равно наибольшее отрицательное целое число? (-1)

6.Что видно, если ничего не видно? (туман)

7.Разделите сто на половину? (двести)

8.Изменилась ли масса сена, если его спрессовали в тюк? (нет)

9.Что такое ортоцентр? (точка пересечения высот треугольника)

10.Первая женщина математик? (Софья Ковалевская)

11.Геометрию какого ученого до сих пор изучают в школе? (Евклида)

12.Узнайте, не приводя к общему знаменателю, какая дробь меньше: 20/21 или 21/22

(20/21 меньше 21/22, так как 1/21 больше 1/22)

13.какой воздух богаче кислородом : которым дышим мы или которым дышат рыбы?

(Которым дышат рыбы, так как в воздухе кислорода 21%, а в воде – 40%, но и углекислого газа в воде тоже больше)

14.Кипит ли вода внутри трубочек макарон? (нет)

15.Какое число делится на все числа без остатка? (произведение всех чисел или 0)

16.Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких действий?

(перевернуть, получится 999)

17.Что в сундук не спрячешь? (луч света)

18.Три различных натуральных числа сначала сложили, затем перемножили, получили одинаковый результат? Что это за числа? (1,2,3)

19.Сколько ударов в сутки делают часы с боем, если они отбивают только целые часы? (156 ударов)

20.Сколько горошин может войти в стакан? (горошины не ходят).

9.Конкурс капитанов “Рыбалка”

Капитанам предлагаются удочки и они отправляются на “рыбалку”. Кто больше рыбы наловит ,и правильно ответит на вопросы, тот и победитель.

1.Пояс с пряжкой стоит 6р.80 коп. Пояс дороже пряжки на 6р. Сколько стоит пояс. Сколько стоит пряжка? (6р.40 коп.-пояс, 40 копеек – пряжка)

2.Летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Почему это происходит? (водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется. Маленькие капельки воды оседают на траве и листьях).

3.Почему лед медленнее тает, если его завернуть в мокрую газету?

(Мокрая газета мешает пройти теплу извне)

4.Почему в сауне человек может выдержать температуру до 130 С, а в русской бане вдвое меньше? (В сауне сухой воздух, и испарение влаги охлаждает кожу.)

5.Какой металл в древности называли “небесным” и почему?

(железо, так как оно содержалось в метеоритах)

6.Какого цвета водяной пар? (бесцветный)

7.Греет ли вуаль женской шляпки? (нет, сохраняет тепло)

8.Во сколько раз 1 км длиннее 1 мм? (1000000раз)

9.Если дома на улице пронумеровать от 1 до 50, то сколько раз встречается цифра 4? (15 раз)

10.Мальчик делает три шага вперед и 2 шага назад, так он продвигается на 20 шагов. Сколько всего шагов он сделал? (100 шагов)

10.Математический отдых.

Сосчитайте не ошибись : считаем до 30, вместо чисел, кратных 3, произносим: “Ай да я”

11.Выступление первоклассников.

12.Слово жюри.