Литературное путешествие по городам и странам

Разделы: Информатика


Цели урока

  • создание условий для активной реализации гимназического компонента обучения;
  • развитие интереса к предмету;
  • развитие коммуникабельности школьников;
  • осуществление учёта индивидуальных особенностей учащихся при проведении занятий.

Задачи урока

  • воспитательная – развитие познавательного интереса;
  • учебная – осуществление контроля знаний, умений и навыков учащихся по теме «Графический редактор»;
  • развивающая – развитие коммуникабельности, мышления, памяти.

Подготовка к уроку

1. Каждая группа учащихся выбирает для изучения литературное произведение, в котором встречается какая-либо необычная страна или город.

2. Для выбранной страны или города на уроках информатики создаётся свой вариант флага и герба.

3. Готовится презентация своей страны:

а) выбирается информация о стране по материалам литературного произведения;
б) выбираются иллюстрации к выбранной информации, которые обрабатываются в Adobe Photo Shop;
в) из выбранной информации и иллюстраций составляется рассказ о стране, который оформляется в Microsoft Power Point.

4. В презентацию вставляются изображения флага и герба.

5. Готовится выступление по выбранной стране.

Ход урока

1. Организационный момент

Появляется первый слайд презентации «Геральдика», объявляется план работы, критерии оценок работ.

2. Мотивационное начало урока

Появляется второй - шестой слайды презентации «Геральдика». Учитель под звуки «Танца рыцарей» Прокофьева рассказывает о зарождении и развитии науки геральдики.

Геральдика появилась в те времена, когда закованные с ног до головы в доспехи сражающиеся воины стали неузнаваемыми в бою. Для того чтобы решить проблемы идентификации и опознания, воинский щит стали украшать совершенно неповторимым узором или символами и эмблемами, заметными издалека.

Эмблемы, принятые правителями Европы в позднесредневековый период, вскоре стали ассоциироваться не только с самими монархами, но и с их странами.

По мере того как национальные государства росли, большие города и города-государства Европы также полагали, что они столь же богаты и могущественны, как любой правитель или династия и тоже имеют право на свой герб.

3. Выступления ребят

Каждое выступление анонсируется соответственной музыкой. Во время выступления через проектор транслируется соответствующая презентация. В своём выступлении ребята обязательно рассказывают о том, почему их флаг и герб выглядят именно таким образом.

(Времени одного урока недостаточно для просмотра всех работ учащихся, поэтому занятие либо продолжается один астрономический час, либо его материал делится на два занятия. Во втором случае на первом занятии часть работ ребят просматриваются полностью, а часть анонсируется, на втором занятии первая часть работ анонсируется, а вторая часть работ просматривается полностью).

1. Государство Карликания (В. Лёвшин, Э. Александрова «Три дня в Карликании»).

2. Государство Аль-Джебра (В. Лёвшин, Э. Александрова «Чёрная маска из Аль-Джебры»).

3. Сказочная Академия пана Кляксы (Я. Бжехва «Академия пана Кляксы»).

4. Шахматное государство( Е. Чеповецкий «Приключения шахматного солдата Пешкина»).

(Пример выступления.)

В большой полированной коробке с крышкой в белую и чёрную клетку жили две враждебные армии. Во главе их стояли короли и королевы. Солдаты и офицеры были вооружены до зубов, туры – неприступны, как крепости, а кони – норовисты и выносливы.

Стоило только игрокам уйти из комнаты, как в воинственном шахматном государстве наступал мир: ни о какой войне не было и речи. Короли с королевами ходили друг к другу в гости, устраивали весёлые праздники и карнавалы, катались верхом на боевых конях. Белые офицеры танцевали по очереди с чёрной королевой, а чёрные - с белой. Никто никого не сбивал и не объявлял мата. Солдаты тоже жили мирно. Они играли в домино, в кошки-мышки, а если и устраивали борьбу и клали друг друга на лопатки, то после этого пожимали руки и оставались друзьями.

В шахматном государстве были свои строгие правила и свой особый язык. Если какой-нибудь офицер хотел пригласить королеву на танец, он должен был подойти к той клетке, на которой она стояла, и вежливо сказать: «Разрешите, ваше величество, пригласить вас на тур вальса». На шахматном языке это звучало так:

- Гранд плиссе, рахада вальсэ!

Соглашаясь. Королева кивала головой и строго говорила:

- Гардэ ля соль, тура дэ мозоль! – что значило: «Только предупреждаю, не будьте слоном и не наступайте мне на ноги!»

Когда же начинался общий танец, все брались за руки, кружились и пели:

Е-два, Е- четыре,
Станем дружно,
Круг пошире!
Эф – шесть, Цэ – семь -
Будет весело нам всем!

Самым большим уважением в коробке пользовались короли. И это неудивительно. В шахматных королевствах короли играют большую роль. Не то, как известно, живой король: будь на его голове хоть три золотые короны, в наши дни – он не фигура. Кроме того, шахматные короли устойчивей всех других королей, потому что у них в пятках находится тяжёлый свинец.

Вот такой была жизнь в шахматном царстве-государстве, когда в комнате не было людей.

Но стоило расставить на позиции шахматные армии, как тут же начинался бой, где поведение фигур зависело от того, кто ими управлял.

К примеру, чёрный король, которого звали Смоль. Он едва-едва ходил и, даже убегая. Мог сделать только один шаг назад или в стороны. Поэтому ему всегда приходилось прятаться за спины своих солдат или за юбку королевы. Зато королева могла забегать далеко вперёд, решать важные военные вопросы и вертела королём как хотела. Собственно говоря. Она и была самой главной фигурой при короле.

Кони были как кони. Во время сражений они шарахались в стороны: скакнут на две клетки вправо или влево. Но что с них возьмёшь? Ведь при нынешней военной технике коням только и остаётся что держаться в стороне.

Офицеры в шахматной армии были очень легкомысленны, они никогда не ходили по прямой – шатались по косым линиям и увивались вокруг королевы. А солдаты были, как все солдаты: для них приказ есть приказ, и отступать они не могли.

Многие фигуры стремились к высшему званию. По шахматным законам доблестный солдат, достигший противоположного края доски, мог достичь воинского звания и даже получить титул королевы. Не зря у шахмат существовала поговорка: «Плох тот солдат, который не мечтает стать королевой».

Белая армия была отделана под орех, и этот цвет считался защитным цветом. А с королём дело обстояло так. В одном из сражений он потерял свою корону. Король без короны – не король, и владелец шахмат назвал его генералом. Конечно, он остался самым главным, но теперь к нему все обращались просто по званию – генерал. И, хотя был он грузный с виду, военная кость держала его прямо. Спал он, если надо, в окопах, ел из походного котелка, а солдат называл «сынками». Был «гроза врагу, отец солдатам». Говорил прямо, словно рубил с плеча. И если случалось ему в обществе держать речь, то сразу было видно: генерал!

Именно в его армии и нёс службу наголо бритый, в атаках битый, победами знаменитый шахматный солдат. По фамилии Пешкин, деревянной гвардии рядовой.

Солдат Пешкин был отлично выточен из крепкого дуба. Всегда подтянутый, стройный, он весело поблёскивал среди остальных солдат. Правый глаз у солдата был широко раскрыт, а левый всегда лукаво подмигивал. Совершать добрые дела он считал своим делом и самоотверженно шёл на любое задание. У твёрдого солдата было мягкое сердце. Он никогда не забывал оказанных ему услуг и всегда платил добром за добро.

Офицеры и генерал отлично изучили все шахматные защиты: и староиндийскую, и голландскую, и все другие, но защиту с помощью чернильницы, которую применил главный герой, они не знал, пришлось учиться.

5. Королевство фей ( Э. Бомон «королевство фей»).

6. Волшебная страна (А. Волков «волшебник Изумрудного города»).

7. Изумрудный город (А. Волков «волшебник Изумрудного города»).

(Пример выступления.)

Через несколько часов пути друзья увидели на горизонте слабое зелёное сияние. Это был Изумрудный город.

По мере того, как они шли, сияние становилось ярче и ярче, но только после полудня путники подошли к высокой городской стене, сложенной из кирпича. Перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами, сверкающими так ярко, что они ослепили даже нарисованные глаза Страшилы. У этих ворот кончалась дорога, вымощенная жёлтым кирпичом.

Над воротами висел колокол, а рядом, под калиткой, другой, поменьше. Друзья дёрнули з верёвку большого колокола, и он ответил глубоким серебристым звоном. Ворота открылись, и путники вошли в сводчатую комнату, на стенах которой блестело множество изумрудов.

Путников встретил маленький человек, с ног до головы одетый в зелёное; на боку у него висела зелёная сумка. Это был Страж Ворот Фарамант. Он раздавал всем очки, так как без них всех ослепляет великолепие Изумрудного города. Все жители города носят очки и день и ночь. Таков был приказ Мудрого Гудвина. Очки запирались на замочек, чтобы никто не мог снять их. Фарамант открыл зелёную сумку, и там оказалась куча зелёных очков всевозможных размеров.

Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улицы возвышались великолепные дома из зелёного мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зелёных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды. На улицах толпился народ.

Жители города были в зелёной одежде, и кожа их отливала смугло-зеленоватым оттенком. Всё было зелёного цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелёными лучами.
В центре города было расположено большое красивое здание – дворец Великого Мудреца и Волшебника Гудвина. Дорога ко дворцу шла по дворцовому парку, украшенному фонтанами и клумбами.

Дворец Гудвина был хорошо защищён от врагов: его окружила высокая стена, а перед ней был ров, наполненный водой, и через ров в случае надобности можно было перекинуть мост.

На стене стоял высокий Солдат, одетый в зелёный мундир. Зелёная борода Солдата спускалась ниже колен. Он ужасно гордился своей бородой, и не удивительно: другой такой не было в стране Гудвина. Это был Дин Гиор. Он опустил мост, и путники, попрощавшись с Фарамантом, перешли через мост и очутились во дворце. Их ввели в приёмную. Солдат попросил их вытереть ноги о зелёный половичёк у входа и усадил в зелёные кресла.

Комнаты гостей были прекрасно обставлены и находились в лучшей части дворца. Это были восхитительные и уютные комнаты, с фонтанами посередине, из которых били тоненькие струйки воды, падавшие в красивый бассейн. И здесь всё было зелёного цвета.

8. Страна подземных рудокопов ( А. Волков «Семь подземных королей»).

(Пример выступления.)

Эта страна простиралась так далеко, как хватал глаз, и на её ровной поверхности кое-где поднимались невысокие холмы, поросшие лесом. Посередине пещеры светлела гладь большого круглого озера. Кажется, что на холмах и лугах Подземной страны царствует осень. Листва на деревьях и кустах – багряная, розовая, оранжевая, а луговые травы желтели, точно просясь под косу косаря. В Подземной стране был сумрак. Лишь клубившиеся под сводом золотистые облака давали немного света.

На берегу Срединного озера изгнанники Волшебной страны построили город и обнесли его каменной стеной. Чтобы прокормиться, они принялись пахать землю и сеять хлеб. Пещера залегла так глубоко, что почва в ней была тёплой, её согревал подземный жар. Перепадали по временам и дождички из золотистых облаков. И потому пшеница там всё-таки созревала, хоть и медленнее, чем наверху. Только очень трудно было людям таскать на себе тяжёлые плуги, распахивая твёрдую каменистую землю. Однажды они решили запрячь в плуги Шестилапых, которых сначала приручили при помощи драконов.

Ткачи ткали материи, портные шили одежду, гончары лепили горшки, рудокопы добывали руду из глубоких шахт, литейщики выплавляли из неё металлы, а слесари и токари производили из металлов все необходимые изделия.

Добывание руд требовало больше всего труда, в шахтах работало много народу, и потому эту область стали называть Страной Подземных рудокопов.

Подземным жителям приходилось рассчитывать только на свои силы, и они сделались чрезвычайно изобретательными и находчивыми. Плохо было лишь то, что честолюбивый правитель Бофаро завёл большой штат придворных и многочисленную прислугу, а содержать этих бездельников приходилось народу. И хотя пахари усердно пахали, сеяли и собирали хлеб, огородники возделывали овощи, а рыбаки ловили сетями рыбу и крабов в Серединном озере, продуктов стало не хватать. Подземным рудокопам пришлось завести меновую торговлю с верхними жителями.

Взамен зерна, масла и фруктов жители Пещеры давали свои изделия – медь и бронзу, железные плуги и бороны, стекло, драгоценные камни. Торговля между нижним и верхним мирами постепенно расширялась. Эта торговля производилась в Голубой стране. Пещерные жители отвыкли от солнечного света, и теперь могли появляться наверху только ночью. Полночный звук колокола, подвешенного у ворот, возвещал о наступлении очередного базарного дня, утром купцы Голубой страны проверяли и пересчитывали товары, вынесенные подземными жителями в ночную пору. После этого сотни работников привозили на тачках мешки с мукой, корзины с фруктами и овощами, ящики с яйцами, маслом, сыром. В следующую ночь всё исчезало.

Установив порядок правления, семь подземных королей решили построить себе общий дворец, но так, чтобы каждый брат имел отдельную часть. Архитекторы и каменщики возвели на городской площади огромное семибашенное здание с семью отдельными входами в покои каждого короля.

У старейших обитателей Пещеры ещё хранилась память о чудесной радуге, сиявшей на небе их потерянной родины. И эту радугу они решили сохранить для своих потомков на стенах дворца. Его семь башен были окрашены в семь цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Искусные мастера добились того, что тона отличались изумительной чистотой и не уступали цветам радуги.

Каждый король выбрал своим главным цветом цвет той башни, где он поселился. Так, в зелёных покоях всё было зелёное: парадное одеяние короля, одежда придворных, ливреи лакеев, окраска мебели. В фиолетовых покоях всё было фиолетовое … Цвет разделили по жребию.

В подземном мире не было смены дней и ночей, и время измерялось по песочным часам. Поэтому постановили, чтобы за правильностью чередования королей следили особые вельможи – Хранители времени.

Каждый король завёл себе вооружённую охрану. Эта стража разъезжала на драконах. Так у каждого короля появились летающие надсмотрщики, наблюдавшие за работами и на заводах.

В стране не было твёрдых законов. Её жители не успевали за месяц привыкнуть к требованиям одного короля, как вместо них появлялись другие. Особенно много неприятностей доставляли приветствия.

Один король требовал, чтобы при встрече с ним становились на колени, а другого надо было приветствовать, приложив левую руку с растопыренными пальцами к носу, а правой помахивая над головой. Перед третьим надо было подскакивать на одной ножке …

У каждого обитателя Пещеры был набор колпаков всех семи цветов радуги, и в день смены правителей надо было менять колпак. За этим зорко следили воины короля, вступившего на престол.

Каждый король, вступая на престол, задавал пышный пир, на который приглашались в Радужный дворец придворные всех семи владык.

9. Шоколадный городок (Г. Балл «Торопун-Карапун и тайны моего детства»).

(Пример выступления.)

Удивительная картина предстала перед взором. Вдалеке сияли шоколадным блеском башни, остроконечные крыши домов и крепостная стена Шоколадного городка. Дорога к нему хорошая – шоколадное шоссе. Другой дороги к нему нет. Со всех сторон Шоколадного городка – Мармеладовое болото. Самое непроходимое болото в мире – ведь никто не сможет съесть столько мармелада. Как только путники вставали на прекрасное шоколадное шоссе, оно само заскользило-заскользило, и приближало с удивительной скоростью к воротам Шоколадного городка.

Великолепное ощущение шоколадного простора окружало путников. А какие там были прекрасные запахи! Над воротами Шоколадного городка можно было прочитать надпись, сделанную белым ванильным кремом: «Добро пожаловать в наш прекрасный Шоколадный городок».

Живут в Шоколадном городке в огромном десятиярусном торте. Наверху, на крыше торта, круглый год цвели прекрасные розы. В домах было множество прекрасной мебели: шоколадные столы, миндальные стулья с орехами, сдобные кресла, диваны и кровати из пирожных с зефиром, бисквитно-фруктовые телевизоры, установленные в гостиных и в отдельных особенно сладких комнатах.

Каждое утро шоколадные человечки приносили своим гостям новую мебель взамен той, что гости съедали за день.

Стены комнат были заглазированы помадкой и фруктами, под самым потолком кружился ветер из сахарной пудры. И всё время играла тихая музыка.

Торт-дворец находился на Бисквитной улице. Если пройти от дворца направо, на углу кондитерского магазина Песочная улица. По ней можно добраться к набережной реки. Река была странного малинового цвета и медленно катила свои воды. Но это оказалась не вода, а прекрасное малиновое варенье.

На Кремовой улице дома были ниже с окнами из леденцов, с заборами из трёхслойного мармелада. За забором находилась шоколадно-конфетная свалка – валялись шоколадные двери, куски карамельных труб, поломанные шоколадные рамы, куски леденцов.

Шоколадный городок украшается перед парадами и праздниками в честь Шоколадного Солнца. Когда на улицах города появляется особо почётный гость, из всех домов ему выносили в кремовых песочных вазах орешки в сахаре, миндаль, облитый шоколадом, яблоки, но не настоящие, а из марципана.

Сверху открывался удивительно прекрасный вид на город: крыши – остроконечные, плоские, круглые, как шар, и блестящие на солнце, крыши, увитые виноградом, шоколадные, кремовые, розовые… На балкон можно было спуститься по широкой лестнице из лимонных долек. Балкон гостей выходил на площадь. Шоколадная площадь была не пуста. Но вот раздался звон колокольчиков, и из переулка выехала шоколадная карета. Её везли шоколадные зайцы. Они забавно подпрыгивали, и от этого колокольчики, висящие по бокам кареты, сладко позвякивали. В этой отличной высокой старинной карете ехали шоколадные детишки – они размахивали шариками из зефира, смеялись, толкали друг друга и кричали: «Солнышко! Шоколадное! Скорей выходи!

И над городом появилось большое Шоколадное Солнце. Круглое, как мячик. От него во все стороны тянулись кремовые лучи.

И тут на площадь из переулков и улиц хлынули шоколадные человечки, выскочили шоколадные белочки, зайцы и ежи. Промчался всадник на карамельном коне. Шоколадные мышата везли лодочки из пастилы, а на лодочных боках было изображено Шоколадное Солнце.

По площади проплыл огромный шоколадный парусник. Он был как настоящий, с капитанским мостиком, с тончайшими сахарными тросами, с зефирными парусами, с якорем, сделанным из белого крема. Корабль окружали волны из крем-брюле и сливочно-фруктового мороженного. Оно капало. И человечки, раскрыв рты, ловили сладкие капли мороженного. Это был Праздник Солнца в Шоколадном городке детства.

4. Завершение урока

Учитель завершает урок вариантами гербов современной геральдики.

5. Итоги урока

Подводятся итоги работы, выставляются оценки под звуки песни «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук».