Литературно-математическая викторина "Встреча с А.С. Пушкиным на уроках математики"

Разделы: Математика


Цели и задачи урока:

  1. Закрепить умения решать квадратные уравнения по формуле, применять теорему Виета и обратную ей теорему при решении квадратных уравнений.
  2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
  3. Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, формировать у учащихся положительный мотив учения.
  4. Привлечь учащихся к творчеству поэта, воспитывать любознательность, чувства национальной гордости и патриотизма.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (игровой замысел)
  2. Сообщение правил проведения викторины.
  3. Викторина (сведения историко-литературного характера и математические упражнения, которые необходимо решить), в процессе которой раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
  4. Подведение итогов викторины.
  5. Диагностика учебных знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень (индивидуальная работа учащихся за компьютером, решение теста).
  6. Подведение итогов урока.
  7. Рефлексия.

Ход урока

1. Мотивационная беседа (пропедевтического характера).

2. Сообщение правил проведения викторины: каждое задание викторины содержит две части: 1)историко-литературный вопрос; 2)математическая задача, которая используется для проверки ответа на вопрос.

Учащиеся сначала пытаются ответить на вопрос, выбирая его из предлагаемых вариантов ответа, которые приводятся. Затем для проверки правильности (или при затруднении) решают математическую задачу. Правильный ответ на историко-литературный вопрос стоит в одном столбце или строке с правильным ответом к задаче в таблице ответов.

3. Викторина: заметки к слайду

1) –

2) Знаете ли вы? Звучит звуковой фрагмент. Выберите имя поэта из трех имен, которые зашифрованы по правилу, устанавливающему соответствие между множеством чисел и множеством букв.

Ответ: А. С. Пушкин.

3) Сообщение темы урока.

Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик. Родился 6 июня (26 мая по ст. стилю) 1799 года в дворянской семье в Москве. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, рассказы, сказки.

4) Как называется? Номер искомого стихотворения равен номеру уравнения, которое не является квадратным.

Ответ: К Чаадаеву.

5) Назови произведение. Звучит звуковой фрагмент. Реши квадратное уравнение и используй для ответа на вопрос таблицу.

6) Расшифруй. Ответ: Кавказ.

7) Родственные связи. Каковы родственные связи между А. П. Ганнибалом и А. С. Пушкиным? Найди корень уравнения и получишь ответ на вопрос.

Ответ: Правнук А. П. Ганнибала.

8) Пушкин и Михайловское. Кто из царей своим указом пожаловал большую часть Михайловской губы Абраму Петровичу Ганнибалу? Для ответа на вопрос найди сумму корней квадратного уравнения.

Ответ: Елизавета Петровна.

9) Знаете ли вы? В каком году село Михайловское и прилежащие к нему деревни были пожалованы А. П. Ганнибалу? Найди второй корень уравнения и коэффициент р.

Ответ: 1742 г.

10) Кому Пушкин посвятил эти строки? Звучит звуковой фрагмент. Ответ: Анна Петровна Керн. До сих пор мы считали, что уравнение, в котором Д<0 не имеет корней, однако с введением комплексных чисел можно утверждать, что и данное уравнение имеет комплексные (различные) корни.

4. Работа учащихся за компьютером. Решение теста.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание (дифференцированное: сильным учащимся можно предложить сделать сообщение о комплексных числах).

7. Рефлексия.

Провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им викторина, что необходимо изменить, чтобы было еще интересней.

Приложение1

Приложение2