Теоретическая база опыта
История развития личности проходит тернистый путь. Вначале, чем и славно детство в жизни, ребенок принимает жизнь такой, какова она есть. Это пора безграничного доверия к опыту и знанию взрослых. Но проходит время, ребенок обретает свой опыт успехов и поражений, свой опыт преобладающих ценностей, свой опыт постижения не только ранее неизвестного всем, но и нового, подчас доселе неизвестного никому, свой опыт установления взаимоотношений с окружающими. С приходом в школу, с переходом от принятых на веру знаний к освоению научно доказательных, с переходом доверия от ограниченного круга авторитетов к полисемантическому знанию, ребенок проходит период освоения «культуры сомнения» (у подростков она начинается с недоверия) и переживает «кризис оценивания», период выработки собственной системы оценок, который наиболее точно отражает психологическую специфику на пути вступления в подростковый возраст.
В связи с переориентацией интереса науки и
практики на личность учащегося насущным и
своевременным становятся исследования
адаптации учащихся второй ступени обучения.
Критериями ее успешности считают хорошую
успеваемость, усвоение школьных правил
поведения, отсутствие проблем в общении,
эмоциональное благополучие. О высоком уровне
школьной адаптации свидетельствуют так же
учебная мотивация, положительное эмоциональное
отношение к школе, хорошая произвольная
регуляция.
В последние годы в литературе, посвященной
проблемам младшего школьного возраста, активно
используется понятие дезадаптация. Сам этот
термин заимствован из медицины и означает
нарушения взаимодействия человека с окружающей
средой.
В.Е. Коган ввел термин «психогенная школьная
дезадаптация», определяя его как «психогенные
реакции, психогенные заболевания и психогенные
формирования личности ребенка, нарушающие его
субъективный и объективный статус в школе и
затрудняющие учебно-воспитательный процесс. Это
позволяет выделить психогенную школьную
дезадаптацию как «составную часть школьной
дезадаптации в целом и дифференцировать ее от
других форм дезадаптации, связанных с
психопатологиями».
Школьная дезадаптация – это образование у
ребенка неадекватных механизмов приспособления
к школе в виде нарушений учебной деятельности
и.поведения, появления конфликтных отношений,
психогенных заболеваний и реакций, повышения
уровня тревожности, искажений в личностном
развитии.
Возникновение школьной дезадаптации связано со следующими причинами:
1. Несформированность навыков и приемов
учебной деятельности, приводящая к снижению
успеваемости.
2. Несформированность мотивации учения (у
некоторых школьников сохраняется ориентация на
внешние атрибуты школы).
3. Неспособность произвольно управлять своим
поведением, вниманием.
4. Неумение приспособиться к темпу школьной
жизни в силу особенностей темперамента.
Наряду с явными проявлениями школьной дезадаптации встречаются и скрытые ее формы, когда при хорошей успеваемости и дисциплине ребенок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или учителем; у него отсутствует желание ходить в школу, наблюдаются трудности в общении, формируется неадекватная самооценка, что приводит к обострению психосоматических заболеваний.
Актуальность опыта
В связи, с чем актуальность моего опыта и его значения по психолого-педагогическому обеспечению адаптации учащихся к обучению в 5-х классах состоит в том, что приход в среднюю школу совпадает с началом « переходного » возраста у детей: они становятся младшими подростками. Изменение условий обучения, учебных требований и социальной роли происходит на фоне характерных возрастных новообразований – личностное самоопределение, ориентация на межличностные отношения со сверстниками и сопровождается появлением разного рода трудностей. По данным психологических исследований, именно в этот период у детей резко ухудшается психофизическое самочувствие: повышается уровень тревожности, чувство неполноценности, негативизм, уход в себя, психосоматические жалобы, агрессивные действия , чрезмерная застенчивость, депрессия. Все это существенно влияет на ухудшение не только психологического, но и соматического здоровья.
Переход из начального в среднее звено
традиционно считается одной из наиболее сложных
психологических и педагогических проблем, а
период адаптации в 5 классе один из трудных
периодов школьного обучения. Эти объективно
сложные психологические этапы взросления,
несомненно, требуют очень бережного и
внимательного отношения со стороны взрослых.
Опыт моей работы показывает что, успешность
адаптации школьника к обучению в средней школе
зависит от реализации связи между начальным и
основным общим образованием.
Новизна в решении
образовательно-воспитательных задач по
организации преемственных связей между НШ–ДС (1
ступени обучения) и массовой школой (2 ступень
обучения) будет способствовать бесконфликтному,
более комфортному прохождению естественного
периода адаптации учеников в другой школе,
позволяющая им максимально реализовать свои
возможности, сохранив при этом собственное
здоровье.
Материальная база и условия для успешного
функционирования моего опыта таковы: отлично
оборудованный кабинет, имеются современные
технические средства (телевизор, магнитофон,
ауди- и видиоматериалы, иллюстрации и
методическая и периодическая литература).
Администрация в лице директора создает условия
для организации и проведения общешкольных
мероприятий, педсоветов, методических
объединений, консультаций и семинаров для
педагогов, родительских собраний, выпуск
школьных газет, информационных листов, где
рассматриваются вопросы межличностного общения.
«Большая» школа не должна вносить резкого перелома в жизнь ученика. Пусть, став пятиклассником, он продолжает делать то, что делал «вчера». Пусть новое не будет ошеломляющим, не обрушивается лавиной впечатлений.
Сущность опыта
Анализируя результаты наблюдений, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт работы нашей НШ–ДС № 106 в данной области, пришла к выводу, что необходимо систематизировать работу педагогического коллектива по переходу учащихся из «маленькой» школы в «большую».
Системный подход по решению данной проблемы предполагал ответы на вопросы:
– Что является самым необходимым?
– Каковы способы реализации задуманного?
– Как обогатить и развить тот потенциал, который закладывался во 2-х и 3-х классах?
Поиск ответов на поставленные вопросы вылился в постановку цели – обеспечение плавного, постепенного и не травматичного перехода учащихся из начальной школы в основную школу.
Данную цель реализовывали путем решения следующих задач:
1. Формирование коммуникативных навыков.
2. Умение устанавливать контакт в незнакомой обстановке с новыми людьми (новыми педагогами, новыми учащимися).
3. Формирование понимания требований новых педагогов.
4. Поддерживать и развивать интерес к знаниям.
5. Формировать адекватные формы поведение в новых школьных условиях.
6. Формировать интерес к проблемам здоровья.
Система работы
1. Психолого-педагогические действия.
2. Методы, техники, приемы.
3. Учимся познавать других людей и себя.
4. Результативность. Подтверждение
диагностическими выводами.
5. Выводы и предложения.
1. Психолого-педагогические действия.
Анализ опыта нашей работы определил следующую
систему конкретных психолого-педагогических
действий, организация, которых осуществляется по
трем направлениям:
1. Методическая работа – проведение семинаров,
обсуждение проблем на МО педагогов,
медико-психолого-педагогический консилиум (3
раза в год), консультации. Целью методической
работы является знакомство с основными задачами
и трудностями периода первичной адаптации,
тактикой общения с детьми и помощи им, оценка
эффективности работы с детьми.
2. Работа с родителями – проведение
родительских собраний, бесед, консультаций,
оформление информационных бюллетеней. Целью
данной работы является информирование родителей
о психологических особенностях детей этого
возраста, о вероятных проблемах, которые могут
возникнуть в начале обучения в 5 классе. Какую
помощь в адаптации смогут оказать детям родители
уже в 4 классе.
3. Работа с детьми – проведение
психопофилактических занятий по программе
«Дорога в пятый класс». Тематических классных
часов, на которых рассматриваются вопросы
межличностного общения, экскурсии в «большую»
школу.
2. Методы, действия, приемы.
Опыт моей работы предполагал, что для решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные методы, техники, приемы, которые наиболее близки детям – это игра, рисование, сказки, пословицы, притчи, музыка.
Игротерапия помогла решать сложные
задачи и добиваться высоких результатов. В
игровых сюжетах использовались мягкие игрушки,
куклы, набор «Лего», фигурки из
«Киндер-сюрпризов».
Через игровые сюжеты дети учились новым способам
поведения : дети выполняли роль, видели чужую
позицию, осознавали себя в различных ситуациях, а
это помогало им овладевать различными
коммуникативными навыками. Игры позволяли
прожить сложную ситуацию и найти более
позитивное решение. Приемы игротерапии помогали
через игру, не ущемляя самолюбие ребенка,
подвести к оценке своих действий и
проектированбия дальнейшего поведения.
Приемы арт-терапии помогали решать
очень сложные детские проблемы. Через рисунок
дети рассказывали о себе, своем внутреннем мире и
одновременно лечили его. Дети выполняли рисунок,
на котором изображали свой страх, и одновременно
происходила борьба с ним, пытались приблизиться
к пугающему объекту и разрешить проблему. А это
помогало снять нервное напряжение, которое
вызвано источником страха, и в большинстве
случаев избавиться от него.
Любой процесс деятельности, в том числе и
учебный, имеет тенденцию принимать ритмичную
форму. Она особенно очевидна там, где имеется
звуковое сопровождение, режим сигналов,
следующих друг за другом. Именно таким ритмичным
раздражителем является музыка.
Музыка выступала и как средство для
отвлечения беспокоящих детей мыслей, и как
средство успокоения и даже лечения. Большое
значение играет музыка, как средство борьбы с
переутомлением.
Применение музыкального сопровождения занятий
аутотренингом существенно повышало их
эффективность. Слияние форм самовнушения и
музыкальных фраз в единое целое, или «наслоение»
формул самовнушения на музыкальные фразы
являлись обязательным условием.
Обязательно присутствие в работе с детьми
приемов сказкотерапии.
Сказка – это кладезь народной мудрости, которая, сопровождая ребенка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути его развития и отреагировать на различные травмы. Создаваемые, веками народные сказки вобрали в себя оптимальный опыт педагогического, психотерапевтического взаимодействия между ребенком и взрослым. На бессознательном уровне сказки предполагают пути разрешения важнейших кризисов, закономерно возникающих в ходе нормального детского развития. Сказки способствовали формированию зрелой личности, выработке адекватных механизмов защиты «Я».
3. Учимся познавать других людей и себя.
Сущность и целесообразность опыта работы по данному направлению подчинена основной линии развития школьника в результате его обучения: « Познаем других людей и себя» и представлена заданиями, играми, упражнениями, которые формируют у школьника 4 класса знания необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделялось развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность, поведение и соотносить их результаты с эталоном. Содержание этого раздела позволяет ученику 4 класса заглянуть в свой мир; увидеть себя; отметить своеобразия других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общение со сверстниками и педагогами, формируется позиция противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – наркотики, курение, алкоголь.
Система работы, заключенная в программу «Дорога в школу» предполагает включение в деятельность 10 занятий с подгруппой учащихся 4-го класса. Занятия проводятся во второй половине дня продолжительностью 1 час. Заключительное занятие в мае со всем классом – оформление «Карты-газеты» – «Дорога в 5-й класс» и посвящение учащихся в пятиклассники , каждый получает пожелание – напутствие.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия для создания эмоционально-позитивного настроя для контакта со сверстниками и психологом, заканчиваются ритуалом прощания. Разминка включает упражнения. Которые помогают настроиться на работу. Основная часть занятия включает психотехнические упражнения, игры, беседы, дискуссии, направленные на решение основной задачи занятия, далее обсуждения шагов занятия или рефлексия.
4. Результативность. подтверждение диагностическими выводами.
Результативность работы по данной проблеме
можно выявить не только путем обследования,
проводимого в начале и в конце цикла занятий по
программе, но и в процессе проведения занятия.
В младшем школьном возрасте рефлексия еще не
достаточно развита и не позволяет большинству
детей осознавать свои трудности, поэтому порой
трудно узнать о внутреннем мире ребенка,
обращаясь к его сознанию. Вот почему необходимы
исследования негативных переживаний с целью их
коррекции.
Наиболее адекватный представляется
психодиагностический подход, основанный на
сочетании психодиагностических методик (большей
частью проективных) с клиническим методом, что
дает возможность более глубоко и полно вникнуть
в психологические трудности ребенка, выяснить их
причины для дальнейшей коррекционно-развивающей
работы.
Такой подход позволил нам охватить многообразие
индивидуальных трудностей детей и понять, как
они переживают эти трудности.
Результаты психодиагностического обследования,
а так же материалы бесед, позволили нам
объективно анализировать ситуацию, выяснить
степень осознания ребенком проблем, с целью
анализа переживаний и их коррекции.
Нижеперечисленные психодиагностические
методики позволили не только в кратчайшие сроки
проводить диагностику, но и определить
рекомендации по взаимодействию «учитель –
дети», «родитель – ребенок». Кроме того,
позволяет выполнить психотерапевтическую
функцию, поскольку ребенок в ходе совместной
работы получает возможность открыто подойти к
своей проблеме, начать обсуждать ее , осознавая
свои переживания и трудности, а в отдельных
случаях даже найти способы их преодоления.
Использовался следующий диагностический
материал:
– проективные методики: «Человек под
дождем», «Несуществующие животные» и др.;
– цвето-рисуночный тест диагностики психических
состояний младших школьников.
Так по результатам диагностики третьеклассников, полученных в конце учебного года с помощью опросников, анкет, проективных методик «Человек», «Семья», «Мой класс», теста «Шкала тревожности» Кондаш позволили изучить причины тревожности (волнение на уроках, во время проведения контрольных работ, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками).
Я проводила ту работу, которая необходима в 4 классе. В начале учебного года в 4 классе для более глубокого изучения личности учащихся, я использовала методику диагностики самооценки С.Спилберга и проективных методик: «Автопортрет», социометрический тест М.Битяновой. Это позволяло определить коррекционную работу (как индивидуальную, так и с подгруппами) по разрешению проблем.
По результатам опросников, проективной
методики «Семья животных» я сделала вывод, что
некоторый вид тревожности связан со
взаимоотношением ребенка в семье. Эти страхи в
какой-то мере провоцируют родители, которые
ориентируют детей на получение только хорошей
оценки, награждают за результат.
Во второй половине учебного года, когда учащиеся
сочиняют сказку о школе, я вижу, что снижается
тревожность (прошел страх самовыражения,
оценивания себя), а по результатам диагностики
Матюхиной М.В. «Выбор любимых занятий на уроке»,
проективной методики «Моя учительница» видно,
что ученики осознано подходят к требованиям
учителей, что только подчеркивает
педагогическую целесообразность сущности
нашего опыта. Это подтверждают и результаты
таких диагностических методик, как «Мой Мир»,
«Самое хорошее и плохое событие в моей жизни».
Вот почему в своей деятельности мы уделяем особое внимание формированию навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, навыков осознания требований учителя, а так же работе с негативными эмоциональными состояниями.
Сравнительные показатели школьной адаптации учеников 4 классов НШ–ДС № 106 в 5 классах общеобразовательных школ.
Учебный год | Количество |
Были проблемы |
Хорошая адаптация |
2003–2004 |
– |
31,6% |
68,4% |
2005–2006 |
– |
20% |
80% |
2006–2007 |
– |
17,3% |
82,7% |
Анализируя показатели трех лет, можно сказать, что, работа по данному направлению дает положительные результаты.
5. Программа «Дорога в 5-й класс».
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Программа – «Дорога в 5-й класс» – это программа психологической помощи учащимся по адаптации в пятом классе, направленная на развитие у них понимания самого себя, своих особенностей и способностей; развитие умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность, поведение и соотносить результаты с эталоном.
Цель программы: обеспечение плавного, постепенного и нетравматичного перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Данная цель достигается путем решения путем решения следующих задач:
- формировать у детей коммуникативные навыки, умения устанавливать контакт в незнакомой обстановке с новыми людьми (сверстниками и педагогами);
- формировать умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- формировать адекватные формы поведения в новых школьных условиях;
- формировать навыки совместной (коллективной) деятельности;
- формировать навыки уверенного поведения, самоподдержки, адекватной оценки собственных возможностей и способностей;
- формировать интерес к проблемам здоровья;
- поддерживать и развивать интерес к занятиям.
Структура программы.
Программа «Дорога в 5-й класс» – это программа
тренинговых занятий по формированию социальных
навыков для учащихся 4-х классов.
Содержание программы подчинено основной линии
развития школьника в результате его обучения: «
Познаем других людей и себя».
Программа включает 10 занятий, которые проводятся
по подгруппам с учащимися 4-х классов один раз в
месяц. Продолжительность одного занятия 1 час.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия
для создания эмоционально-позитивного настроя
для контакта со сверстниками и психологом,
заканчивается ритуалом прощания. Разминка
включает упражнения, которые помогают
настроиться на работу. Основная часть занятия
включает психотехнические упражнения, игры,
беседы, дискуссии, направленные на решение
основной задачи занятия, далее обсуждение шагов
занятия и рефлексия.
Заключительное занятие по программе проводится
в мае со всем классом. На этом занятии дети
оформляют «Карту-газету» – «Дорога в пятый
класс» и проходит посвящение учащихся в
пятиклассники, каждый получает
пожелание-напутствие.
6. Конспекты двух занятий.
Занятие первое «Я и мой характер».
Формировать у детей умение свободно, не боясь
неодобрения, говорить о себе, высказывать свои
мысли, понимать друг друга; способствовать
самораскрытию и формированию личности.
Вступительная беседа: Ребята, скоро вы покинете
школу, к которой привыкли, хорошо знаете, любите,
но впереди вас ждет 5 класс. На наших занятиях мы с
вами будем готовиться в «дорогу» Мы сходим на
экскурсию в школу, познакомимся с «большой»
школой. Поговорим на наших занятиях о том, что вы
возьмете в «большую» школу из того, что у вас уже
есть. Поразмышляем о том, чему надо поучиться на
наших занятиях, чтобы в «большой» школе себя
хорошо и комфортно чувствовать.
Приветствие и знакомство с правилами поведения на занятиях.
1. Упражнение «Мое имя» (музыкальное
сопровождение).
Предложить ребятам написать свое имя, расположив
буквы по горизонтали, затем расшифруйте каждую
букву своего имени ( черта характера, особенности
и т.п.)
2. Игра – «Что в имени моем?».
Представь себя, объясняя, почему именно это
подходит для тебя.
(Были ли ребята чему-то удивлены? Было ли трудно
себя представить?)
3. Игра «Ладошки».
Дети садятся парами, лицом друг к другу, один
кладет руки ладонями вверх, другой сверху на его
ладони, затем меняются (3–4 сек.) Назовите чувство,
которое вы испытывали друг к другу. (Обсуждение).
4. Беседа «Кто Я?, Какой Я?»
5. Предлагаю ребятам так же быстро ответить
на вопрос (Какой ты? – 5 раз) Представить ответы.
(Трудно ли было выбрать самые важные особенности
своей личности?)
– Подумайте: чем каждый из вас сегодня отличается от себя же первоклассника? (Физические изменения, новые знания, новые чувства, идеалы, появление нового ощущения окружающего мира, самого себя и т. д.)
Вывод: Чем раньше подрастающий человек осознает свои психические особенности, тем раньше у него появляется забота о формировании собственной личности, появляется потребность в самовоспитании.
Великие люди, добившиеся успехов в молодости,
анализировали свои поступки, качества характера.
Л.Н. Толстой: «Я дурен собой, неловок... скучен для
других, нескромен и стыдлив, как ребенок. Я почти
невежа. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам,
урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не
воздержен, нерешителен, непостоянен, глупо –
тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я
не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что
праздность сделалась для меня почти неодолимой
привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда, ни на чем
не был основательно испытан... я честен, то есть
люблю делать добро, сделал привычку любить его; и
когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и
возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи,
которые я люблю больше добра – славу».
(Мы разные – имя, привычки, характер, внешность и
т.д., всегда надо помнить: Я – хороший, он –
хороший, только он другой).
* Предложить рекомендации по самовоспитанию.
* Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.
* Что исполняешь, исполняй хорошо.
* Старайся не исправлять в книге, ежели что-то забыл, а постарайся сам припомнить.
* Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой...
6. Рефлексия: Я понял сегодня, что...
Материал: мяч, цветные карандаши, бумага, советы-рекомендации по самовоспитанию.
Второе занятие «Наши учителя». Продолжать формировать умение общаться с педагогами, понимать требования учителя и соответствовать им, повышать эмоциональную устойчивость, умение адекватно воспринимать замечания.
Приветствие. Упражнение «Присоединение в музыкальном ритме» (музыкальное сопровождение). Группа выстраивается вокруг стола с карточками в руках. При звучании музыки они ритмично поочередно выкладывают карточки на стол, поворачивая голову к соседу, как бы говоря « Я сделал, теперь – ты». Тот, улыбнувшись, подхватывает ритмичные движения и в таком же ритме выкладывает свои карточки. И так далее. Потом, точно таким же образом собрать карточки.
1. Приглашаю на дискуссию «Наши учителя».
Дети делятся на три группы, каждой группе
вопрос:
– Какими чертами характера обладает настоящий
учитель?
– Какими чертами характера должен обладать
учитель?
– Что общего у всех учителей?
(НЕ более 5 определений, на подготовку 5 минут).
Вывод: Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, его возможностям. Каждый учитель – уникальная личность, со своими интересами и симпатиями – антипатиями. Как человек, он может быть вам близок по духу, а может быть непонятен... Вы помните, что у вас всегда есть возможность понять учителя, подойти и попросить помощи, совета и т. д.
2. Моделирование ситуации «Учитель – ученик». (Работа в группах).
– Учитель делает замечание ученику.
– Ученик проходит, не приветствуя Учителя.
– На уроке ученик грубо отвечает учителю.
Закончи предложение:
Если бы я был учителем, то таким ученикам, как я, я бы помог в следующем: ...
3. Игра «Цветик-семицветик». (Звучит спокойная музыка).
Предлагаю детям взять по желанию разного цвета лепесток и написать что-то об учителях, которые учили вас до 4 класса. (Оформить цветок).
* Какое замечательное соцветие учит вас!
4. Предлагаю детям сесть в круг «дружбы».
Притча.
Рассказываю притчу о мудром Эзопе –
древнегреческом баснописце. «Однажды на пир к
богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из
них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у
тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на
базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что
есть на свете.
Хозяин велел вызвать Эзопа.
– Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на
базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.
Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым
салфеткой. ЕЕ поднимают, а там лежит язык.
– Эзоп, ты же принес язык!?
– А разве это не самое прекрасное, что есть на
свете? Языком мы произносим слова нежности,
верности, любви, языком провозглашаем мир, языком
мы произносим слово «свобода».
Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:
– Пусть твой раб пойдет и принесет самое
ужасное, что есть на свете.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под
салфеткой лежит язык.
Удивлению гостей нет предела.
– Эзоп, ты же опять принес язык!?
– А разве это не самое ужасное, что есть на
свете? Языком мы произносим слова ненависти,
языком мы объявляем войну, языком мы произносим
слово «раб».
Обсуждение.
– Как мы используем силу слова?
– Всегда ли задумываемся над тем, что мы говорим
и кому?
– Какое воздействие оказывает слово на человека?
5. Оформить памятку. (Слово – это нить от человека к человеку, орудие мышления и воздействия на психику; словом можно ранить.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить...).
Материал: цветные лепестки, карандаши, ручки, бумага, мяч, клей, маркеры.
Рефлексия: Пожалуй, для себя я возьму...