Организация работы методической службы ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Методическая служба
Интересна и трудна,
и на первый взгляд кому-то
Может даже не видна.

В своем пособии “Система контроля и методическая работа в ДОУ” Елжова Нат. Влад. сравнивает методическую службу с айсбергом. На первый взгляд кажется неудачное сравнение: холодная ледяная глыба и интеллектуальный труд, какое может быть сходство, а сходство в следующем – 10% айсберга находятся над поверхностью воды и доступно нашему взору, а 90% – в глубине океана; 10% работы методической службы видно окружающим, а 90% остается незаметным для родителей, молодых педагогов и других сотрудников. Лишь руководитель, члены аттестационной комиссии или опытный педагог может по достоинству оценить эту работу.

Методическая служба нашего ДОУ – это:

Базисные и авторские программы, методики и технологии

Создание инициативных творческих групп (в ДОУ работает творческая лаборатория педагогов логопедических групп, МО для групп раннего возраста, проектный совет и др.)

  • Наставничество
  • Работа аттестационной комиссии
  • Организация текущего и перспективного планирования
  • Работа по приоритетному направлению
  • Работа клуба молодого педагога
  • Совершенствование воспитательно-образовательного процесса
  • Просветительская работа для родителей
  • Система контроля

Методическая работа в ДОУ осуществляется через Методический совет, который координирует работу службы и решает ряд задач, которые вы видите на экране. В его состав входят специалисты 1 и высшей категории: педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели по экологии и изодеятельности.

Цель работы методической службы:

  • Обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватно его статусу;
  • Содействие развитию педагога как субъекта управленческой, педагогической и инновационной деятельности.

Известно, что успехи коллектива складываются из достижений каждого педагога, поэтому цели методической работы направлены на:

  • Профессиональное развитие
  • Приобретение, закрепление статуса педагога
  • Решение профессиональных и личных проблем самореализации

Методическая работа в ДОУ строится на:

  • Проведении диагностики профессиональных потребностей педагогов;
  • Изучении индивидуальных планов, программ;
  • Определении тем самообразования.

Все это вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач. В конце каждого учебного года перед составлением годового плана проводится анкетирование педагогов, выявляющее запросы в том или ином направлении работы, мотивацию труда. А мотивы профессионального развития нашего коллектива таковы:

  • Мотив личного развития
  • Мотив стабильности и защищенности
  • Мотив самоутверждения и достижения успеха

Исходя из вышесказанного важнейшими направлениями метод, работы являются:

  • Оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми
  • Реализация личных склонностей и личных интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога
  • Совершенствование педагогического мастерства
  • Обобщение, распространение и внедрение педагогического опыта в работу

Развивающая среда, нахождение новых путей реализации образовательного процесса дали возможность объединить педагогов в команду единомышленников. Постепенно в работу с педагогическим коллективом вводились наиболее приемлемые формы работы:

  • Педагогические мастерские, где ставится цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории
  • Мастер-класс: передача высококвалифицированными педагогами своего опыта
  • Клуб молодого педагога: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повышение педагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей, имеющих перерыв в работе
  • Методическое объединение Цель которого: повышение профессионального уровня педагогов
  • Творческие лаборатории, в которых происходит разработка, систематизация и накопление практического материала, а также нахождение путей передачи опыта педагогическому коллективу через семинары-практикумы, деловые игры, взаимопросмотры, творческие отчеты, презентации

Все формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов.

По результатам деятельности коллектива и при составлении программы развития ДОУ была дана оценка уровня инновационного потенциала педагогов и определены степени готовности каждого к инновационной работе. Вследствие чего определены четыре уровня распределения. Распределение по уровням проявилось следующим образом:

1. Группа “Новаторы”

Это составило 12% педагогического коллектива.

Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эта категория педагогов обладает способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.

2. Группа “Передовики”.

Это составило 12% от коллектива.

Педагоги первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем конкретном ДОУ. Они первые подхватывают появившиеся в городе, области, ДОУ инновации.

3. Группа “Золотая середина”:

Это составляет 45% от педагогического коллектива.

Освоение новшеств осуществляется воспитателями умеренно, они не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством или частью коллег.

4. Группа “Умеренные”

Это составляет 35%.

В эту группу в основном вошли молодые специалисты и воспитатели, имеющие перерыв в работе. Эта категория воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к новому.

Такое распределение позволило определить формы работы с каждой группой и коллективом в целом.

Дж. Паркинсон сказал: “Начни с простого плана, и ты начнешь не с нуля”. Важной функцией методической работы учреждения является планирование, помогающее коллективу добиваться эффективности педагогического процесса.

План работы ДОУ составляется с учетом:

  • Типа ДОУ
  • Возможности материально-технической базы
  • Кадрового состава и его профессионального уровня
  • Перспектив педагогического коллектива на будущее

Годовой план стараемся не перегружать методическими мероприятиями, т.к. считаем, что он должен быть конкретным и выполнимым, предполагающим решение задач через различные формы методической работы. Поэтому, планируя, наряду с традиционными формами работы с педагогами, стараемся выбрать такие формы методического сопровождения, которые позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

Так в ДОУ в течение учебного года проводятся различные смотры-конкурсы: подготовки к новому учебному году, групповых приемных, групповых брендов. Часто результатами конкурса становятся презентации лауреатов и победителей, что способствует повышения рейтинга педагогов в своем коллективе.

Традиционными стали в ДОУ взаимопросмотры различных форм работы с детьми: в 2005–06 уч. г. это были занятия с использованием приемов интеграции. В 2006–07 г. – занятий по социоигровой педагогике. Эти формы работы с педагогами позволяют воспитателям преодолеть неуверенность в себе, способствует формированию профессиональных качеств.

Ценность взаимопросмотров заключается еще и в том, что творческое начало не угасает в стенах нашего учреждения, а находит свое продолжение на городском уровне, где встречаются педагоги разных учебных учреждений и разной профессиональной направленности. Так, если в 2005 году в городской неделе педагогического мастерства приняло участие 3 педагога ДУ, в 2006 – 5, в 2007 – 11. Совершенствование форм работы в нашем ДОУ позволило многим педагогам повысить квалификационную категорию, быть активным в городских педагогических чтениях (2006 г. Дипломы 1, 2 степени, 2007 г. – диплом за лучший доклад), научно-практических конференциях (доклады отражены в сборниках материалов конференций, конкурсах “Открытое занятие”, проектов и др. Педагоги нашего ДОУ становились лауреатами и победителем городского конкурса “Воспитатель года”.

Результаты работы коллектива – это и достижения наших воспитанников, которые становятся призерами, лауреатами и победителями конкурсов и фестивалей: “Жемчужина Братска”, “Русская матрешка”, “Солнечные зайчики”, “Мир глазами детей”, “Таежная сказка” и другие. А результаты диагностики развития детей приложены в материалах портфолио.

Опыт работы ДОУ по здоровьесбережению в 2006 г. занесен в областной банк данных и представлен в городе Ангарске в рамках референдума “Одна Земля, одна жизнь”. На протяжении нескольких лет сотрудники являются дипломантами Всероссийского Фестиваля “Открытый урок”. В 2007 году опыт работы воспитателя Недосекиной И.П. был представлен на страницах жкрнала “Обруч” № 5, 6.

На протяжении нескольких лет в рейтинге участия в методической работе города, ДОУ находится на оптимальном уровне.

В декабре 2007 года работа методической службы ДОУ была представлена в рамках образовательного форума г. Братска.

Основным же показателем работы являются результаты аттестации ДОУ. По 8 разделам из 14 – комиссией были подняты баллы самоанализа. Общий балл поднялся с 2,6 до 2, 7.

Перспективы деятельности методической службы ДОУ мы видим в обновлении содержания работы, обогащении материально-технической базы, полном удовлетворении образовательных потребностей, психологизации работы педагогов.