Впервые о “Методе проектов” заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал “проектную систему обучения” (“метод проектов”). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А.Дистервег).
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.
Для людей творчески одаренных чрезвычайно важен сам поиск нового, он нередко приносит гораздо больше удовлетворения, чем достигнутый в итоге творчества результат.
Для истинного творца созидание ради созидания является оптимальной формой реализации его поисковой активности. А поэтому, с точки зрения психологии, не имеет значения, чем занимается творец: изучает движение небесных тел или законы развития животных организмов, пишет картины или музыку, играет на виолончели или дирижирует оркестром.
Проект
Вид: творческий.
Участники: музыкальный руководитель и дети.
Возраст: 6-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Название проекта: Симфонический оркестр.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к классической музыке.
Музыкальный руководитель призван помочь детям войти в мир музыки, понять ее законы, приобщиться к ее таинствам.
“Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства” (К. Глюк)
Задачи проекта:
- Развитие эмоциональной сферы ребенка.
- Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
- Приобщение к музыкальной культуре.
- Формировать потребность в восприятии музыки.
- Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
- Развитие познавательных и творческих способностей.
- Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
- Обогащение словаря.
- Развивать желание пользоваться специальной терминологией.
- Осваивать различные формы приобретения опыта.
Содержание проекта
1. Приобщение дошкольников к классической музыке.
2. Формирование умения классифицировать музыку:
а) инструментальная;
б) вокальная.
3. Знакомство с оркестром.
4. Формирование умения классифицировать оркестры:
а) симфонический;
б) русских народных инструментов;
в) духовой;
г) эстрадный;
д) джазовый.
5. Знакомство с симфоническим оркестром и его руководителем.
6. Формирование умения классифицировать инструменты симфонического оркестра на группы:
а) ударные;
б) духовые;
в) струнные.
7. Приобретать основы музыкально-исторических знаний. Истории и легенды происхождения музыкальных инструментов:
а) откуда пришли ударные;
б) легенда появления духовых;
в) как появились струнные.
8. Рассмотреть схему расположения инструментов симфонического оркестра. <Рисунок 1>
9. Музыкальный словарь в рассказах.
Основные направления работы с детьми.
- Организованные формы обучения на занятиях.
- Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
- Самостоятельная деятельность ребёнка.
- Экскурсии в Благовещенскую детскую школу искусств.
- Развитие речи.
- Художественная литература.
- Изобразительная деятельность.
- Игра.
- Музыкальные праздники и развлечения.
Ресурсное обеспечение проекта.
- Музыкальные уголки во всех возрастных группах.
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.
- Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, баяны, бубны, духовые, шумовые.
- Коллекция детских музыкальных инструментов по системе Карла Орфа.
- Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски, грампластинки.
- Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютор, DVD – проигрыватель.
- Сотрудничество с Благовещенской детской школой искусств Благовещенского района р.п. Степное Озеро.
Методическое сопровождение проекта.
- Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
- Консультативный материал для родителей.
- Картотека игр.
- Подборка музыкальных загадок.
- Подборка стихов о музыке.
- Рисунки.
Ожидаемые результаты.
- Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.
- Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
- Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
- Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров.
- Способствовать развитию Музыкальной Личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Итог:
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей чем, детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
Слово автора:
Я постоянно занимаюсь своим самообразованием, так как мне хочется помочь детям сделать правильный выбор.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеяв в души благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Конспект познавательного занятия к проекту "Симфонический оркестр".
Тема: В мире музыкальных инструментов.
Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.
Программные задачи:
- Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.
- Дать определение оркестра.
- Познакомить с определениями: классическая, народная и эстрадная музыка.
- Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.
- Рассказать легенду возникновения струнных инструментов.
- Расширять музыкальные впечатления детей.
- Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент.
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
- Познакомить с расположением симфонического оркестра.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.
Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.
- А кто исполняет эту чудесную музыку?
- Правильно, оркестр.
А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!
- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная./
- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.
- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т.д.
Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.
Слушание "Тарантелла" В. Гавришина из балета "Анюта".
- Какая на ваш взгляд музыка? А какие инструменты вы услышали?
- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!
Показ и рассматривание схемы оркестра <Рисунок 1>.
- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.
В оркестре есть челеста, арфа, рояль.
Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации./
Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.
- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.
Игра "Оркестр".
- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?
- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.
Звучит "первый концерт" П.И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.
- А как же пришли к нам эти инструменты?
- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.
Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.
- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.
Слушание "первый концерт" П.И. Чайковского для скрипки с оркестром.
- Вы узнали музыкальный инструмент?
- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом.
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.
- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.
Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.
Прослушивание звучания балалайки.
- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.
- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.
Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.
- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.
- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.
"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/.
Прослушивание звучания гитары.
- Узнали? Правильно, это гитара. А электрогитара – главный инструмент эстрадного оркестра.
Слушание эстрадного оркестра.
- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.
- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).
- Фортепиано может заменить целый оркестр.
Исполняется "Вальс" Ф. Шуберта.
- А теперь я приглашаю вас потанцевать.
Дети исполняют "рок-н-ролл".
- Под какую музыку вы сейчас танцевали? (Эстрадную.)
- Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.
Литература
- О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили "Музыкальное воспитание дошкольников".
- С.Газарян "В мире музыкальных инструментов".
- Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева "Воспитание музыкой".
- Е.И. Юдина "первые уроки музыки и творчества".
- Н.Колосова "Здравствуй, музыка!"
- Д.Б. Кабалевский "Про трёх китов и про многое другое".
- Г. Левашова "Второе рождение музыки".
- Н.А. Ветлугина "Музыкальное развитие ребёнка".
- Д.Бин, А. Оулдфилд "Волшебная дудочка".
- Н.А. Метлов "Музыка – детям".
- Т.А. Ракитянская "Воспитание звуком".
- Л. Михеева "Музыкальный словарь".
- М.А. Михайлова "Развитие музыкальных способностей детей".