Проектная деятельность в ДОУ. Проект: "Симфонической оркестр"

Разделы: Работа с дошкольниками


Впервые о “Методе проектов” заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал “проектную систему обучения” (“метод проектов”). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А.Дистервег).

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.

Для людей творчески одаренных чрезвычайно важен сам поиск нового, он нередко приносит гораздо больше удовлетворения, чем достигнутый в итоге творчества результат.

Для истинного творца созидание ради созидания является оптимальной формой реализации его поисковой активности. А поэтому, с точки зрения психологии, не имеет значения, чем занимается творец: изучает движение небесных тел или законы развития животных организмов, пишет картины или музыку, играет на виолончели или дирижирует оркестром.

Проект

Вид: творческий.

Участники: музыкальный руководитель и дети.

Возраст: 6-7 лет.

Срок реализации: 2 года.

Название проекта: Симфонический оркестр.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к классической музыке.

Музыкальный руководитель призван помочь детям войти в мир музыки, понять ее законы, приобщиться к ее таинствам.

“Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства” (К. Глюк)

Задачи проекта:

  1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
  2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
  3. Приобщение к музыкальной культуре.
  4. Формировать потребность в восприятии музыки.
  5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
  6. Развитие познавательных и творческих способностей.
  7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
  8. Обогащение словаря.
  9. Развивать желание пользоваться специальной терминологией.
  10. Осваивать различные формы приобретения опыта.

Содержание проекта

1. Приобщение дошкольников к классической музыке.

2. Формирование умения классифицировать музыку:

а) инструментальная;
б) вокальная.

3. Знакомство с оркестром.

4. Формирование умения классифицировать оркестры:

а) симфонический;
б) русских народных инструментов;
в) духовой;
г) эстрадный;
д) джазовый.

5. Знакомство с симфоническим оркестром и его руководителем.

6. Формирование умения классифицировать инструменты симфонического оркестра на группы:

а) ударные;
б) духовые;
в) струнные.

7. Приобретать основы музыкально-исторических знаний. Истории и легенды происхождения музыкальных инструментов:

а) откуда пришли ударные;
б) легенда появления духовых;
в) как появились струнные.

8. Рассмотреть схему расположения инструментов симфонического оркестра. <Рисунок 1>

9. Музыкальный словарь в рассказах.

Основные направления работы с детьми.

  1. Организованные формы обучения на занятиях.
  2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
  3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
  4. Экскурсии в Благовещенскую детскую школу искусств.
  5. Развитие речи.
  6. Художественная литература.
  7. Изобразительная деятельность.
  8. Игра.
  9. Музыкальные праздники и развлечения.

Ресурсное обеспечение проекта.

  1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.
  2. Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.
  3. Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, баяны, бубны, духовые, шумовые.
  4. Коллекция детских музыкальных инструментов по системе Карла Орфа.
  5. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски, грампластинки.
  6. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютор, DVD – проигрыватель.
  7. Сотрудничество с Благовещенской детской школой искусств Благовещенского района р.п. Степное Озеро.

Методическое сопровождение проекта.

  1. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
  2. Консультативный материал для родителей.
  3. Картотека игр.
  4. Подборка музыкальных загадок.
  5. Подборка стихов о музыке.
  6. Рисунки.

Ожидаемые результаты.

  1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.
  2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.
  3. Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  4. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
  5. Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров.
  6. Способствовать развитию Музыкальной Личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Итог:

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей чем, детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Слово автора:

Я постоянно занимаюсь своим самообразованием, так как мне хочется помочь детям сделать правильный выбор.

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеяв в души благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!

Конспект познавательного занятия к проекту "Симфонический оркестр".

Тема: В мире музыкальных инструментов.

Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.

Программные задачи:

  1. Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.
  2. Дать определение оркестра.
  3. Познакомить с определениями: классическая, народная и эстрадная музыка.
  4. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.
  5. Рассказать легенду возникновения струнных инструментов.
  6. Расширять музыкальные впечатления детей.
  7. Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент.
  8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  9. Познакомить с расположением симфонического оркестра.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.

Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.

- А кто исполняет эту чудесную музыку?

- Правильно, оркестр.

А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!

- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная./

- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.

- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т.д.

Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.

Слушание "Тарантелла" В. Гавришина из балета "Анюта".

- Какая на ваш взгляд музыка? А какие инструменты вы услышали?

- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!

Показ и рассматривание схемы оркестра <Рисунок 1>.

- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.

В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации./

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.

Игра "Оркестр".

- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?

- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.

Звучит "первый концерт" П.И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.

- А как же пришли к нам эти инструменты?

- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.

Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.

- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.

Слушание "первый концерт" П.И. Чайковского для скрипки с оркестром.

- Вы узнали музыкальный инструмент?

- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.

- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.

Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.

Прослушивание звучания балалайки.

- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.

- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.

Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.

- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.

- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.

"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/.

Прослушивание звучания гитары.

- Узнали? Правильно, это гитара. А электрогитара – главный инструмент эстрадного оркестра.

Слушание эстрадного оркестра.

- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.

- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).

- Фортепиано может заменить целый оркестр.

Исполняется "Вальс" Ф. Шуберта.

- А теперь я приглашаю вас потанцевать.

Дети исполняют "рок-н-ролл".

- Под какую музыку вы сейчас танцевали? (Эстрадную.)

- Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.

Литература

  1. О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили "Музыкальное воспитание дошкольников".
  2. С.Газарян "В мире музыкальных инструментов".
  3. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева "Воспитание музыкой".
  4. Е.И. Юдина "первые уроки музыки и творчества".
  5. Н.Колосова "Здравствуй, музыка!"
  6. Д.Б. Кабалевский "Про трёх китов и про многое другое".
  7. Г. Левашова "Второе рождение музыки".
  8. Н.А. Ветлугина "Музыкальное развитие ребёнка".
  9. Д.Бин, А. Оулдфилд "Волшебная дудочка".
  10. Н.А. Метлов "Музыка – детям".
  11. Т.А. Ракитянская "Воспитание звуком".
  12. Л. Михеева "Музыкальный словарь".
  13. М.А. Михайлова "Развитие музыкальных способностей детей".