Цели:
Образовательная:
- закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.
Коррекционно-развивающие:
- обогащение и активизация словаря по теме: “Семья”;
- развитие мелкой моторики;
- развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия).
Воспитательная:
- создание ситуации успеха.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по тундре на вертолете, побываем с вами у самых близких родственников. Вот наша карта следования – карта путешествия:
2. Вступительная беседа.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы детей)
Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)
Кто девочка для родителей? (дочка)
Кто мальчик для папы и мамы? (сын)
Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка и папочка)
Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)
Как родители ласково называют своего сына? (сыночек)
- Ребята, всех кого вы назвали: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, брат и сестра – это самые близкие родственники - семья. И мы отправляемся в путешествие…
Уточнение произношения звуков [а], [я].
- Вначале необходимо сесть в вертолет, а для этого мы должны назвать свою фамилию, своё имя и отчество, а также представить своих родителей. (Учитель первый выполняет задание и выслушивает ответы детей) Молодцы!
- Итак, в путь! Чтобы наш вертолет взмыл в небо, необходимо вспомнить, как произносятся звуки [а], [я].
[а]-
- широко открой рот;
- положи язык спокойно внизу;
- кончик языка удерживай за нижними зубами.
Поем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!
[я]-
- соедини два звука [й] и [а].
[й]-
- выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].
3. Пальчиковая гимнастика.
- Итак, мы в поднялись в небо. Лететь нам долго, давайте этим воспользуемся и отдохнем. В этом нам поможет очень интересное стихотворение. Поставили ручки на локоток и приготовили пальчики:
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик буду я,
Вот и вся моя семья!
4. Дифференцированное написание букв “А” и “Я”.
- О, что я вижу… Вот вдали виднеются рыбачьи лодки. Это рыбаки собрались на рыбалку.
Поможем рыбакам поймать рыбу. Для этого необходимо закончить строчки.
Продолжим знакомство с вашей семьей.
Как зовут ваших дедушек и бабушек?
Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)
Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)
Кто бабушка для мамы и папы?
Кто дедушка для мамы и папы?
5. Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.
- Мы подлетаем к стойбищу и побываем в гостях у оленеводов.
- У вас есть дяди и тети, которые занимаются оленеводством. Как их зовут? Им тоже не терпится увидеть, чему вы научились в школе.
В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки” Ольги Айваседо:
Твои руки, словно жизненная карта,
По ним прочтешь свою судьбу,
На них мозоли, рубцы и ранки -
К губам я их преподнесу.
Порой они шершавы, зябки,
Ты в них хранишь свое добро.
Но нет нежнее и приятней,
Чем материнских рук тепло.
Причешешь волосы дочурке,
Красиво в косу заплетешь,
Подбросишь шустро дров в печурку
И нежно песенку споешь.
Все ладно, все они умеют:
Погладить, постирать и шить,
И хворь, и боль они рассеют,
Научат сердцем жизнь любить.
-А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.
6. Чтение слогов.
- Внизу виднеется вышка, здесь добывают нефть? А как зовут людей, которые этим делом занимаются? Правильно, мы прилетели в гости к нефтяникам.
- Чтобы с ними встретиться, нам нужно удачно приземлиться. Посадочная полоса состоит из слогов. Давайте их прочитаем. В этом нам поможет наш вертолет. (Учитель обращает внимание детей на правильное произношение согласных звуков – мягкость и твердость при произношении согласных звуков.)
БА ВА ГА ДА ЖА ЗА КА ЛА МА НА ПА РА СА ТА ФА ХА ЦА ЧА ША |
АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АК АЛ АМ АН АП АР АС АТ АФ АХ АЦ АЧ АШ |
БЯ ВЯ ГЯ ДЯ ЖЯ ЗЯ КЯ ЛЯ МЯ НЯ ПЯ РЯ СЯ ТЯ ФЯ ХЯ ЦЯ ЧЯ ШЯ |
ЯБ ЯВ ЯГ ЯД ЯЖ ЯЗ ЯК ЯЛ ЯМ ЯН ЯП ЯР ЯС ЯТ ЯФ ЯХ ЯЦ ЯЧ ЯШ |
- С удачной посадкой вас, ребята! Давайте познакомимся, кто здесь работает:
7. Повторение и обобщение материала.
- Пора возвращаться. Давайте, вспомним все наши остановки и тех, о ком мы сегодня говорили.
Чтение и письмо букв “А” и “Я”.
- На карточках написаны знакомые слова. Подставьте, где необходимо букву “А” или “Я”:
М.м., п.п., б. бушк., дедушк., д.д., тет., сестр., бр.т. семь.
- А теперь их прочитаем.
Работа с предложением.
- А что вы “видели” во время нашего маленького путешествия. (Ответы детей)
Перед вами карточки, где даны слова, составьте из них предложения и запишем полученные предложения в тетради.
тундру. люблю Я
ягод В грибов. тундре много и
много В рыбы. Пур реке
Работа над текстом.
- Игра “Кто с кем”. На картинках нарисованы родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Рассмотри внимательно рисунки.
- Кто изображен на рисунке?
- Чем они занимаются?
- Кто из них старше, а кто младше?
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
8. Итог урока.
- Молодцы, наш вертолет произвел посадку в нашем родном поселке Самбурге.
Мы сегодня очень хорошо поработали.
Какие задания мы выполняли?
Эмоциональная самооценка.
- Проанализируйте и выберите, какая оценка тебе больше подходит, и приклейте себе в тетрадь.
9. Домашнее задание.
- Задание на карточках.
Подчеркнуть кто старше.
Дедушка или внук
Папа или сын
Дедушка или папа
Бабушка или внучка
Мама или дочка
Бабушка или мама
Подчеркнуть кто младше.
Внук или дедушка
Папа или сын
Папа или дедушка
Внучка или бабушка
Мама или дочка
Мама или бабушка
Литература:
- Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. М., “Грамотей”, 2004 г.
- Пуровские Россыпи. 2002 год.
- Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004 г.