В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач (1). Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования (1):
1. Действия замещения.
В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.
С их помощью ребенок решает познавательные задачи.
3. Построение модели.
Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.
Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т.В. Большевой (2). Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
Приступая к внедрению метода моделирования в практику своей работы, мы выработали следующие ориентиры ее результативности.
Цель работы:
Повысить уровень умственного развития детей.
Задачи.
I. Познавательная:
- Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.
П. Развивающие:
- Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- Развить аналитическую (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.
- 3. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
III. Воспитательные:
- Развивать самостоятельность в сборе информации и подготовке мини-докладов.
- Вызывать удовлетворение от результатов умственной работы.
- Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Предполагаемый результат.
- Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях.
- Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
- Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).
- Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
- Совместно с родителями выполняет домашнее задание по предложенной теме, самостоятельно отбирает в энциклопедии нужную информацию для мини - докладов.
Теоретические и практические наработки вышеуказанных авторов позволили нам выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.
1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.
2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.
4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей
2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования.
Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.)
3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.)
Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)
3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.
Моделирование включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации всех детей и в заключительную как средство воспроизведения полученных знаний. В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки по пройденной теме, читают мини-доклады, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель.
Мнемотаблицы составляются цветные. В кодировании могут использоваться цветобуквенные знаки, например: осень - изображается буквой “О” оранжевого цвета, зима изображается буквой “3” голубого цвета, и.т.п. Многообразие вариантов кодирования можно найти в книгах “Учимся по сказке” Т.В. .Болышевой (2), “Логика” М.В.Кралиной (3) , “Логика и математика” Р.Л.Непомнящей (4), “Упражнения по мнемотехнике” Н.Гурьевой (5).
Предлагаем рассмотреть эту систему на примере работы в блоке “Животные”.
Занятие 1, 2.
1 часть:
Познавательный рассказ о корове (на втором занятии – о еже).
2 часть:
Знакомство детей с готовой мнемотаблицей
“корова” (на втором занятии – “еж”), их
рассматривание: “Это животное –Ж. Живет в лесу
или дома? Чем питается? Особенности строения
тела? (форма) Чем выкармливает
детенышей? (соска) Какую пользу приносит
человеку? (ведро с молоком) С какой буквы
начинается слово?” (рис. № 1, 2)
3 часть:
Пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя, затем самостоятельно. В конце пересказа задается вопрос: “Почему ты думаешь, что это корова? Докажи”. Ребенок учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать.
4 часть:
Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию.
Занятие 3.
1 часть:
Рассматривание общей схемы “Животные”, разгадывание символов, запоминание последовательности кодирования. (рис.3)
2 часть:
Составление мнемотаблицы о любом знакомом животном по теме “Животные родного края” (например, о медведе - рис. 4) с использованием символов общей модели. Отвечая на вопросы, совместно заполняется мнемотаблицу: “Медведь - это животное? Как можно закодировать? Обозначим буквой “Ж” или знаком – символом животного в первой клеточке. Дикое или домашнее? Какой знак выбрать? Где живет? Каким знаком отметим? (елочкой). Чем питается ( хищное или травоядное)? Какой можно придумать знак?” и т.п. Рассматривание предложенных детьми символов кодирования, похвала детей, придумавших свои интересные знаки.
Для закрепления знаний используются модели-загадки “Какое животное спряталось” на базе всего пройденного материала о домашних и диких животных. (рис. 5 - верблюд, 6 - слон).
На следующих занятиях для самостоятельного кодирования предлагается информация о животных жарких стран. Дети составляют мнемотаблицы по теме: “Загадай, какое животное спряталось?”, придумывают свои условные обозначения, при необходимости используют общую схему кодирования “Животные”. ( рис. 7, 8) Далее идет “расшифровка” загадок. Дети работают в парах, либо в группах.
Далее идет накопление информации о животных Севера и животных родного края (чтение энциклопедической литературы, составление мини-докладов). Проводится составление моделей о различных представителях этих видов животных, растений ,птиц. (рис. 9-14) Дети самостоятельно кодируют информацию о задуманном животном, затем рассказывают о своей “загадке” в конце занятия.(рис.15-16)
Аналогично проводятся занятия по темам: “Времена года”, “Птицы” (зимующие и перелетные), “Планеты”, “Профессии”, “Растения”, “Человек”.
Данная система эффективна и доступна детям старшего дошкольного возраста, так как:
- позволяет усвоить знания в интересной, игровой форме.
Обучение на занятиях и в совместной
деятельности ведется с использованием моделей,
описательных схем, составления мнемодорожек и
мнемотаблиц, что облегчает запоминание,
доступно детям, развивает творческий интерес к
познанию нового, неизвестного;
- несмотря на большой объем предложенного в программе “Радуга” познавательного материала помогла упорядочить и систематизировать знания детей, сократила время обучения;
- в течение каждого месяца дети учатся, закрепляют знания, упражняются в моделировании по нескольким темам, что исключает однообразие и отражается на успешности усвоения программного материала познавательных занятий;
- использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными.
Рассказ ребенка о животном ("Загадка").
I.
- Это животное.
- Живет в пустыне.
- Бывает дикое , домашнее.
- У него два горба, но бывает и один.
- Питается "колючкой", так как у него очень толстый язык , и он может ее есть.
- Рождает одного детеныша, выкармливает молочком.
- Человеку приносит пользу: молоко, шерсть, из которой делают теплые вещи.
- Животное выносливое, может долго обходится без воды, но в раз может выпить 120 литров .
9. Это животное, начинается на букву "В". Я думаю, что это верблюд.
II.
- Это животное.
- Живет на Севере, там холодно и много снега.
- Питается рыбой, леммингами, яйцами птиц, летом - растениями, ягодами.
- Тело покрыто пушистым белым мехом (зимой).
- Если еды хватает, то может принести потомство до пятнадцати детёнышей.
- На голове маленькие полукруглые ушки.
- Это- хищник, в основном питается мелкими животными.
- У него черный нос, есть усы, очень чуткое животное.
- Слово начинается с буквы "П". Я думаю, что это песец.
Список рекомендуемой литературы :
- Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание – 1982 - № 3
- Т.В. Большева. Учимся по сказке. Санкт-Петерб.: “Детство-пресс”, 2001
- М.В. Кралина. Логика. Екатеринбург: “У- Фактория”, 1988.
- Е.А. Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петерб.: “Детство-пресс”, 2004
- Н. Гурьева. Упражнения по мнемотехнике. Санкт-Петерб.: “Светлячок”, 2000.