Система работы по обучению детей моделированию на познавательных занятиях

Разделы: Работа с дошкольниками


В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач (1). Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.

Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования (1):

1. Действия замещения.

В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.

2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.

С их помощью ребенок решает познавательные задачи.

3. Построение модели.

Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.

Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т.В. Большевой (2). Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.

Приступая к внедрению метода моделирования в практику своей работы, мы выработали следующие ориентиры ее результативности.

Цель работы:

Повысить уровень умственного развития детей.

Задачи.

I. Познавательная:

  1. Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

П. Развивающие:

  1. Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
  2. Развить аналитическую (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.
  3. 3. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

III. Воспитательные:

  1. Развивать самостоятельность в сборе информации и подготовке мини-докладов.
  2. Вызывать удовлетворение от результатов умственной работы.
  3. Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

Предполагаемый результат.

  1. Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях.
  2. Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
  3. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).
  4. Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
  5. Совместно с родителями выполняет домашнее задание по предложенной теме, самостоятельно отбирает в энциклопедии нужную информацию для мини - докладов.

Теоретические и практические наработки вышеуказанных авторов позволили нам выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.

1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).

1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.

2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.

3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.

4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей

2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

1. Сообщение темы.

2. Рассматривание общей схемы кодирования.

Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.)

3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.)

Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)

3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.

1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.

Моделирование включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации всех детей и в заключительную как средство воспроизведения полученных знаний. В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки по пройденной теме, читают мини-доклады, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель.

Мнемотаблицы составляются цветные. В кодировании могут использоваться цветобуквенные знаки, например: осень - изображается буквой “О” оранжевого цвета, зима изображается буквой “3” голубого цвета, и.т.п. Многообразие вариантов кодирования можно найти в книгах “Учимся по сказке” Т.В. .Болышевой (2), “Логика” М.В.Кралиной (3) , “Логика и математика” Р.Л.Непомнящей (4), “Упражнения по мнемотехнике” Н.Гурьевой (5).

Предлагаем рассмотреть эту систему на примере работы в блоке “Животные”.

Занятие 1, 2.

1 часть:

Познавательный рассказ о корове (на втором занятии – о еже).

2 часть:

Знакомство детей с готовой мнемотаблицей “корова” (на втором занятии – “еж”), их рассматривание: “Это животное –Ж. Живет в лесу или дома? Чем питается? Особенности строения тела? (форма) Чем выкармливает
детенышей? (соска) Какую пользу приносит человеку? (ведро с молоком) С какой буквы начинается слово?” (рис. № 1, 2)

3 часть:

Пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя, затем самостоятельно. В конце пересказа задается вопрос: “Почему ты думаешь, что это корова? Докажи”. Ребенок учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать.

4 часть:

Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию.

Занятие 3.

1 часть:

Рассматривание общей схемы “Животные”, разгадывание символов, запоминание последовательности кодирования. (рис.3)

2 часть:

Составление мнемотаблицы о любом знакомом животном по теме “Животные родного края” (например, о медведе - рис. 4) с использованием символов общей модели. Отвечая на вопросы, совместно заполняется мнемотаблицу: “Медведь - это животное? Как можно закодировать? Обозначим буквой “Ж” или знаком – символом животного в первой клеточке. Дикое или домашнее? Какой знак выбрать? Где живет? Каким знаком отметим? (елочкой). Чем питается ( хищное или травоядное)? Какой можно придумать знак?” и т.п. Рассматривание предложенных детьми символов кодирования, похвала детей, придумавших свои интересные знаки.

Для закрепления знаний используются модели-загадки “Какое животное спряталось” на базе всего пройденного материала о домашних и диких животных. (рис. 5 - верблюд, 6 - слон).

На следующих занятиях для самостоятельного кодирования предлагается информация о животных жарких стран. Дети составляют мнемотаблицы по теме: “Загадай, какое животное спряталось?”, придумывают свои условные обозначения, при необходимости используют общую схему кодирования “Животные”. ( рис. 7, 8) Далее идет “расшифровка” загадок. Дети работают в парах, либо в группах.

Далее идет накопление информации о животных Севера и животных родного края (чтение энциклопедической литературы, составление мини-докладов). Проводится составление моделей о различных представителях этих видов животных, растений ,птиц. (рис. 9-14) Дети самостоятельно кодируют информацию о задуманном животном, затем рассказывают о своей “загадке” в конце занятия.(рис.15-16)

Аналогично проводятся занятия по темам: “Времена года”, “Птицы” (зимующие и перелетные), “Планеты”, “Профессии”, “Растения”, “Человек”.

Данная система эффективна и доступна детям старшего дошкольного возраста, так как:

  • позволяет усвоить знания в интересной, игровой форме.

Обучение на занятиях и в совместной деятельности ведется с использованием моделей, описательных схем, составления мнемодорожек и мнемотаблиц, что облегчает запоминание,
доступно детям, развивает творческий интерес к познанию нового, неизвестного;

  • несмотря на большой объем предложенного в программе “Радуга” познавательного материала помогла упорядочить и систематизировать знания детей, сократила время обучения;
  • в течение каждого месяца дети учатся, закрепляют знания, упражняются в моделировании по нескольким темам, что исключает однообразие и отражается на успешности усвоения программного материала познавательных занятий;
  • использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными.

Приложение (рисунки)

Рассказ ребенка о животном ("Загадка").

I.

  1. Это животное.
  2. Живет в пустыне.
  3. Бывает дикое , домашнее.
  4. У него два горба, но бывает и один.
  5. Питается "колючкой", так как у него очень толстый язык , и он может ее есть.
  6. Рождает одного детеныша, выкармливает молочком.
  7. Человеку приносит пользу: молоко, шерсть, из которой делают теплые вещи.
  8. Животное выносливое, может долго обходится без воды, но в раз может выпить 120 литров .

9. Это животное, начинается на букву "В". Я думаю, что это верблюд.

II.

  1. Это животное.
  2. Живет на Севере, там холодно и много снега.
  3. Питается рыбой, леммингами, яйцами птиц, летом - растениями, ягодами.
  4. Тело покрыто пушистым белым мехом (зимой).
  5. Если еды хватает, то может принести потомство до пятнадцати детёнышей.
  6. На голове маленькие полукруглые ушки.
  7. Это- хищник, в основном питается мелкими животными.
  8. У него черный нос, есть усы, очень чуткое животное.
  9. Слово начинается с буквы "П". Я думаю, что это песец.

Список рекомендуемой литературы :

  1. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание – 1982 - № 3
  2. Т.В. Большева. Учимся по сказке. Санкт-Петерб.: “Детство-пресс”, 2001
  3. М.В. Кралина. Логика. Екатеринбург: “У- Фактория”, 1988.
  4. Е.А. Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петерб.: “Детство-пресс”, 2004
  5. Н. Гурьева. Упражнения по мнемотехнике. Санкт-Петерб.: “Светлячок”, 2000.