Основы логики

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Познание истины – одна из важнейших потребностей человека. Каждый человек и человечество в целом стремится к истине, добру и красоте. Все люди нуждаются в истинном знании, получении новой информации о мире, в котором они живут. Для чего? Для того, чтобы жить, что в данном случае означает ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, принимать правильные решения и на их основе совершать правильные действия.

Логика – одна из древнейших наук. Её основателем считается величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления, обстоятельно исследовал категории “понятие” и “суждение”, подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

Обучение школьников основам информатики, изучение ими такого важного понятия, как “алгоритм”, невозможно без развития у них логического мышления, умения оперировать понятиями и символикой математической логики.

Цели программы:

  • развить умение самостоятельно работать с различными источниками информации;
  • развить умение выделять существенные высказывания в тексте задачи;
  • развить умения и навыки формализовывания высказываний;
  • совершенствовать практические навыки решения задач несколькими методами;
  • развить интерес школьников к предмету “Информатика и информационные технологии”.

Предлагаемый курс “Основы логики” должен обеспечить реализацию следующих задач:

  • научиться выделять существенные высказывания в тексте задачи;
  • формализовывать эти высказывания;
  • представлять условия и решения задачи в различных видах (таблицы, формулы, схемы);
  • решать одну и ту же задачу несколькими методами и уметь оценивать эти методы;
  • содействовать формированию у школьников образного и теоретического мышления;
  • развить навыки анализа и самоанализа;
  • формирование умения планировать свою деятельность.

Актуальность программы осуществляется тем, то учащиеся должны понимать значение логики в жизни общества, уметь выделять систему понятий, характерную для конкретного вида мышления, расширять объём понятий, уметь переносить полученные знания.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются: актуальность; доступность; наглядность; целостность; системность содержания вопросов и заданий; прослеживание внутриклассовых и межпредметных связей; практическая направленность; реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 10 часов.

Системность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.

Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает развитие логического мышления, умения анализировать, выделять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы, даёт практические навыки работы с информацией.

Инвариантность содержания – программа применима для разных групп учащихся, что достигается обобщённостью включенных в неё знаний, отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульными принципами построения.

Полнота содержания содержит все сведения, необходимые для достижения целей и задач обучения.

Предлагаемый учебный курс для предпрофильной подготовки девятиклассников должен помочь учащимся усвоить основные базовые понятия: логика, алгебра логики, простые высказывания, сложные высказывания; ключевые понятия: логические операции, логические переменные, логические функции; расширить знания о методах сбора и обработки информации, основных чертах логики.

Учащиеся должны сформировать умения работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, планировать свою деятельность, ориентироваться в информационных потоках, анализировать, выделять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Курс является ориентационным в системе предпрофильной подготовки:

  • способствует расширению кругозора и включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы,
  • расширяет кругозор учащихся,
  • осуществляет учебно-практическое знакомство с проблемой увеличения объёмов информации, перерабатываемой в процессе человеческой деятельности.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 8 часов.

Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений, видов познавательной деятельности девятиклассников:

  • работать с источниками информации – проводить поиск информации в источнике, сопоставлять свидетельства разных источников, выделять факты,
  • анализировать полученную информацию,
  • комбинировать виды деятельности на уроке,
  • составлять проект,
  • участвовать в дискуссиях по проблемам.

Организация учебной работы учащихся направлена на выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся. Все задания, вопросы рассчитаны на работу учащихся на уроке. Для усиления эффективности работы деятельность индивидуализируется.

Содержание программы

Логика как наука. Законы правильно мышления. Формы человеческого мышления. Содержание и объём понятия. Суждение. Умозаключение. Формальная логика. Развитие логики. Отношения между понятиями.

Булева алгебра логики. Алгебра логики (алгебра высказываний). Высказывание (суждение). Логические операции: логическое отрицание (инверсия), логическое сложение (дизъюнкция), логическое умножение (конъюнкция), логическое следование (импликация), логическое равенство (эквивалентность). Логическое выражение. Логические переменные. Логические функции. Логические формулы. Простое высказывание. Сложное высказывание. Приоритет логических операций. Построение таблиц истинности сложных высказываний. Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания.

Лабораторная работа по теме “Построение таблиц истинности с помощью электронных таблиц Excel”.

Итоговое занятие курса. Подведение итогов за курс.

Оборудование:

  • персональный компьютер;
  • проектор;
  • сканер;
  • принтер.

Формы занятий:

Семинар по темам:

  1. Логика как наука.
  2. Понятие об алгебре высказываний.
  3. Логические операции.
  4. Логические переменные и функции.
  5. Сложное высказывание.

Практикум по темам:

  1. Построение таблиц истинности сложных высказываний.
  2. Построение таблиц истинности с помощью электронных таблиц Excel.

Учебно-тематический план

№ п/п Темы курса Кол-во часов В том числе Виды деятельности Форма контроля
Л П/з С/з
1. Логика как наука. 1 1     Семинар  
2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

Булева алгебра логики.

Понятие об алгебре высказываний.

Логические операции.

Логические переменные и функции

Сложное высказывание.

Построение таблиц истинности сложных высказываний.

6

0,5

1,5

1

1

2

2,5

0,5

0,75

0,5

0,5

0,25

2,75

0,5

0,5

0,25

1,5

0,75

0,25

0,25

0,25

Семинар

Семинар

Семинар

Семинар

Практикум

 
3. Лабораторная работа по теме “Построение таблиц истинности с помощью электрон-ных таблиц Excel”. 2   2   Практикум  
4. Итоговое занятие курса. 1   0,75 0,25 Семинар  
Итого 10 3,5 5,5 1    

Литература:

  1. Бойко А.П. Занимательная логика: Задачи и упражнения. – М.: Спектр-5, 2004.
  2. Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А.. Логика в информатике. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.