Цели:
- Расширить представления детей о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охраны окружающей среды.
- Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.
- Развивать любознательность, наблюдательность, учить делать выводы и обобщения.
Оборудование урока.
- карта “Природные зоны России”,
- карта Хабаровского края,
- гербарии растений,
- грамзапись “Беловежская пуща”.
Ход урока
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять. Одновременно мы будем учиться правильно выражать свои мысли в речи, рассказывать о явлениях и объектах природы.
1. - Посмотрите в окно. Какое время года сегодня?
- Какие слова известных поэтов приходят вам на память? (Дети читают отрывки из стихов об осени)
- Какие признаки можно подобрать, описывая сегодняшний день? (На доске запись)
солнце (какое?) ...
день (какой?) ...
облака (какие?) ...
воздух (какой?) ...
- Выберите подходящее название действия и вставьте его в текст
По хмурому небу ... тяжёлые тучи.
По ясному небу ... лёгкие облака.
- Давайте заслушаем синоптиков из “Бюро погоды”.
Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были найти ответы на вопросы. Как ваши успехи?
- Похожа ли снежинка на звезду с пятью лучами?
- В какую погоду можно слепить снеговика?
- В какую погоду снег скрипит под ногами?
- Что происходит с почвой зимой?
- Каковы приметы зимы?
- Что такое изморозь?
- Назовите птиц, которые живет в нашей местности зимой?
- Почему некоторые птицы не улетают от нас на зиму?
- Какая птица выводит птенцов зимой?
- Как готовятся животные к зиме?
- Почему учёные оправдали кукушку?
- Кто такая “лесная кошка”?
Ответы детей.
- Молодцы. Ни одну книгу, наверное, перелистали.
- А какие народные приметы вы знаете о весне?
- Составьте рассказ о зиме с опорой на план.
План.
- Зимние месяцы,
- Приметы зимы.
- Изменения в живой природе.
Тесты.
а) Что можно назвать основными изменениями в природе зимой?
К . за, . вца, с . ва.
О - похолодание, А - выпадение снега
б) Где раньше тает снег: в лесу или в селе?
С . бака, л . пата, т . пор
А - в лесу, О - в селе, в городе
в) Чего больше боятся птицы зимой?
Хле . , стол . , кра . ,
П - холода, Б - голода.
г) Почему охота на зверей весной запрещена?
Обез . на, в . юга, шалун . я.
Ъ - они линяют, Ь - у них появляются детёныши.
Физминутка “Зоопарк”.
Показать картинку животного, дети должны подобрать признаки и действия.
Новый материал,
Россия самая богатая лесная страна в мире. Лес величайший источник здоровья.
- Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Чтение хором с доски стихотворения:
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, всё вокруг – это наш зелёный друг.
Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес даёт нам мебель, карандаши, спички. Чем ещё полезен лес человеку? (Одевает, кормит, лечит)
Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода. Которые необходимы для жизни растений, животных, человека.
Послушайте стихотворение С. Михалкова “Прогулка” и ответьте:
- правильно ли вели ребята?
- какой вред наносит природе люди таким поведением?
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят.
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли
- Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима,
Экологические задачи.
а) если не закрыть кран, то за одну минуту вытечет 10 л воды. Сколько литров вытечет за перемену между уроками?
б) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? - удивленно спросил Костя.
- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша. Правильно ли поступил Миша?
- Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли:
Пили квас,
Конфеты ели,
Хороводом песни пели...
Отдохнули - и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитые нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли.
в) Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет. )
г) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.
Зачем ты это делаешь? - спросил Коля. - Ведь они нужны лесу, животным!
Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.
Кто из мальчиков прав?
На доске текст “Первые цветы”
Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появятся первые весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше распускают свои пышные головки. Необходимо сохранять и оберегать первые цветы.
- Как называются первые цветы?
- Найдите слова, обозначающие действия,
- Найдите слова обозначающие признаки,
- К чему приведёт сбор первых цветов?
8. Подведение итогов.
- Какой вывод можно сделать после сегодняшнего урока? (Ответы детей)
В результате деятельности человека, многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие исчезающие представители растительного и животного мира внесены в Красную книгу.
- Почему эта книга получила такое название? (Цвет опасности)
Этим растениям и животным угрожает большая опасность. Они навсегда могут исчезнуть с лица Земли, как исчезли Морская корова, странствующий голубь...
К сожалению, ещё не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтоб журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
Прочитайте слова М. Пришвина:
Охранять природу - значит охранять Родину.
- Как вы понимаете их?