Цели:
- Обобщить и систематизировать знания по предмету информатика.
- Создать условия для повышения познавательного интереса к предмету.
- Способствовать развитию аналитико-синтезирующего мышления.
- Способствовать формированию умений и навыков, носящих общенаучный и обще интеллектуальный характер.
- Воспитание чувства сплоченности, ответственности, коллективизма.
Оборудование:
- Круг, разделенный на 5 цветных секторов.
- Для каждого сектора по 4 задания.
- Экран, проектор.
Участники:
- 4 команды по 5 человек (по 1 команде от класса).
- Болельщики.
Предварительная подготовка:
- Формирование судейской коллегии.
- Формирование команд: состав, название, капитан, девиз.
Ход игры
Здравствуйте! Мы рады приветствовать участников интеллектуальной игры по информатике “Информационное колесо”, а также их болельщиков.
Итак, сегодня в игре принимает участие параллель 6-х классов. (7, 8 классов, Приложения 2 и 3) Поприветствуем команды!
Команда 6А класса!
Команда 6Б класса!
Команда 6В класса!
Команда 6Г класса!
Болельщики, поприветствуйте друг друга. И все вместе давайте поприветствуем наше компетентное жюри, в состав которого входят: _______________________________
Итак, мы начинаем. Но сначала я напомню правила игры:
- Каждый участник команды имеет право выбрать 1 вопрос из любого сектора. Вопрос обсуждается в команде и ответ на это задание дает тот, кто выбирал вопрос.
- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Причем принимаются только те ответы, которые прозвучали в микрофон.
- Если ответ не правильный – могут отвечать другие команды и та, которая ответит верно, получает 1 балл.
- Болельщики, своим участием в предлагаемых им заданиям, могут принести своей команде дополнительные баллы. Если задание выполнено верно, то 2 балла, задание, выполненное на половину приносит команде 1 балл.
- За нарушение дисциплины и правил игры команды теряют баллы.
Помогать мне будет _____________, следить за игрой будет наше уважаемое жюри.
Мы начинаем. Перед вами круг, разбитый на 5 секторов (Приложение 1). Каждый сектор имеет свой определенный цвет, название и состоит из 4 вопросов. Каждая команда должна побывать в каждом секторе по одному разу. Право выбрать сектор и номер вопроса предоставляется команде 6А класса, затем 6Б и т.д.
Вопросы:
Красный сектор: Ребусы.
- – хранение;
- – кодирование;
- – обработка;
- – шифрование.
Синий сектор: Задачи.
1. В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.
Ответ:
Аня |
Вера |
Галя |
Наташа |
|
1 место |
+ |
– |
– |
– |
2 место |
– |
– |
+ |
– |
3 место |
– |
– |
– |
+ |
4 место |
– |
+ |
– |
– |
2. Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили: Коля – ни первое, ни четвертое; Боря – второе; Вова не был последним. Какое место занял каждый мальчик?
Ответ:
Коля |
Боря |
Вова |
Юра |
|
1 место |
– |
– |
+ |
– |
2 место |
– |
+ |
– |
– |
3 место |
+ |
– |
– |
– |
4 место |
– |
– |
– |
+ |
3. Когда Аня, Женя и Нина спросили, какие им поставили оценки за контрольную работу по математике, учительница ответила: “Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в вашем классе двоек нет, а у вас троих оценки различные; причем у Ани – не 3, у Нины – не 5 и не 3”. Какую оценку получила каждая из учениц?
Ответ:
Аня |
Женя |
Нина |
|
3 |
– |
+ |
– |
4 |
– |
– |
+ |
5 |
+ |
– |
– |
4. Три товарища – Аркаша, Дима и Вова – пошли в лес за грибами, причем каждый из них со своей сестрой. Девочек зовут Галя, Лена и Оля. Назовите имя сестры каждого из мальчиков, если известно, что ни один из них не помогал своей сестре и что Дима несколько грибов положил в корзину Гали, а Аркаша – в корзинки Гали и Оли.
Ответ:
Аркаша |
Дима |
Вова |
|
Галя |
– |
– |
+ |
Лена |
+ |
– |
– |
Оля |
– |
+ |
– |
Оранжевый сектор: Кодирование.
Каждой букве в слове поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.
1. Файл;
Ответ: Файл = 22 + 1 + 11 + 13 = 4710 = 1011112
2. Диск;
Ответ: Диск = 5 + 10 + 19 + 12 = 4610 = 1011102
3. Байт;
Ответ: Байт = 2 + 1 + 11 + 20 = 3410 = 1000102
4. Меню.
Ответ: Меню = 14 + 6 + 15 + 32 = 6710 = 10000112
Зеленый сектор: Загадки.
1. Ответ: Монитор
2. Ответ: Принтер
- Весной в цветном сарафане лежит, зимой в белой рубашке спит. (Поле)
- Поднялись ворота – всему миру красота. (Радуга)
- Она и пахучая, она и плакучая, ветки наклоняет, от взоров скрывает. (Ива)
- В клубке живут, в ушко запрыгивают. (Нитки)
- Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
- Она как еж, но больше ростом, и нос длиннее у нее. (Ехидна)
- С виду красна, раскусишь – бела. (Редиска)
3. Ответ: Сканер
- В земле – черна, в борще – красна. (Свекла)
- Сто одежек, и все без застежек. (Капуста)
- Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
- На синюю дорожку насыпали горошку. (Небо)
- Он лесничий, он герой – охраняет мир лесной. (Егерь)
- Цветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
4. Ответ: Плоттер
- Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатки)
- Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает – когда это бывает? (Лето)
- Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)
- Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
- Разлинована в линейку, я беру ее недельку. В ней пишу я и решаю и пятерки получаю. (Тетрадь)
- Он лесничий, он герой – охраняет мир лесной. (Егерь)
- Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река)
Желтый сектор: Компьютер.
В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой или с компьютерами. Найдите эти термины.
1. Этот процесс орнитологи называют миграцией.
Ответ: Процессор
2. Потом они торжествовали и радовались, как дети.
Ответ: Монитор
3. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидростанций.
Ответ: Принтер
4. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
Ответ: Мышка.
Подведение итогов:
Друзья, вы просто супер! Молодцы! Ответили на все вопросы! Давайте дадим слово нашему жюри для подведения итогов.
Используемая литература и материалы:
- Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике/М.: БИНОМ, 2006
- Дуванов А. А. Азы программирования. Факультативный курс. Книга для учителя + CD. СПб.: БХВ-Петербург, 2005
- Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. Сборник заданий. Газета 1 сентября, № 1, 2001 год
- Голышева О. Ю. Внеклассное мероприятие по информатике на тему: "Информационный марафон". https://urok.1sept.ru