Я активно начала внедрять преподавание элементы интерактивной методики: работу в парах, в малых и больших группах, стала более терпимо относится к мнениям, которые противоречили моим собственным.
Естественно, интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего путного не получится.
Поэтому приходилось потихоньку переучиваться самой и приучать к новым методам paботы своих учеников. Очень аккуратно и настойчиво нужно проводить в классе идею работы на основе общих правил поведения. Вскоре это приводит к более доверительным отношениям в классе, ученики становятся на уроках более активными.
Если я раньше пыталась переубедить учеников, с которыми в чем-то была не согласна, то теперь этого не делаю, потому что считаю, что у каждого должно быть свое мнение по вопросу. А если это мнение подкреплено вескими аргументами, то остается только радоваться тому, что ученик научился выносить свое суждение по каким-то вопросам.
Что такое “методика интерактивного обучения”? От англ. “interact” – находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп.
Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учащимися и учителями наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение.
Пожалуй, наиболее важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ, это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов.
Количественный состав группы не определяет качество учебы или взаимодействия. Ключевая особенность метода “взаимодействие” состоит в том, что он представляет собой Процесс Открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие.
Для чего используется интерактивная методика?
Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:
- учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;
- учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;
- учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;
- учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.
Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени вам доверять, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Возможно, вы сочтете целесообразным поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?” Вместо этого сделайте основной упор на взаимодействие учащихся между собой.
Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:
1) Bcегда благодарите их за высказанные мнения.
2) Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.
3) Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.
В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом: (Приложение 1)
- Сходства/различия
- Ранжирование
- Поиск соответствий
- Рейтинг
- Классификация
- Обобщение
- Верно/неверно
- Правильно или требует изменений
- Преимущества и недостатки
- Выявление последствий
- Как вы думаете?
- Исследование и отчет
- Ролевая игра
- Мозговой штурм
- Дебаты
Существует также много других видов заданий, которые могут быть интерактивными, все зависит от творчества учителя.
Давайте сейчас мы с вами на примере приема Ранжирование, решим следующее задание “Что важно для меня?” (Приложение 2)
Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка: Бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки. Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные.
При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.
Далее прием Поиск соответствий. При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.
Задание “Поиск соответствий” (Приложение 3)
Работая в парах, определите, у какого животного какой детеныш.
Животное | Детеныш |
1. Собака 2. Овца 3. Лошадь 4. Корова |
А) Ягненок Б) Теленок В) Щенок Г) Жеребенок |
Следующий прием Рейтинг. Подобно ранжирования, в этом задании oт учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.
Задание “Сказки Пушкина” (Приложение 4)
№ | Высказывания | Мое мнение |
1
2 3 4 5
6
7 |
Сказки Пушкина легко читаются, легко
заучиваются. Их любят и взрослые и дети. Сказки наполнены разными чудесами. В них всегда счастливый конец. Я тоже могу писать сказки. Я могу переводить сказки Пушкина на казахский язык. Сказки Пушкина пересказу не подлежат. Я люблю читать сказки Пушкина. |
По приему Верно/Неверно.
При выполнении мою приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий. (Приложение 5)
№ | Утверждения | Верно/Неверно |
1. 2.
3.
4.
5. |
А.С. Пушкин – великий русский писатель. Первые сказки А.С. Пушкину читала ею няня Арина Родионовна Сказка – это вымышленный рассказ “Сказка о рыбаке и рыбке” это народная сказка. Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер |
Правильно или требует изменений
При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.
Задание “Исправление ошибок” (Приложение 6)
- У велосипеда две ноги.
- Коровы дают траву и кушают молоко.
- В нашей деревне есть библиотека, но нет милицейского участка.
Классификация. В этом задании учащимся предлагается классифицировать ряд утверждений согласно критериям. При этом они намного больше узнают о значении предложенных критериев.
Задание “Kaтегории” (Приложение 7)
Столице/зеленая/гладить/земля/дружные/камень/петь/теплое/играть/веселый.
Kатегории:
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Глагол
Как вы думаетe?
При выполнении этого задания учащимся придется подумать о том, как, по их мнению, должно быть и почему так должно быть. Вместо обыкновенной постановки вопроса я зачастую представляю ряд мнений. После этого учащиеся пытаются решить, какая из них ближе всего к их собственному. Цель такого типа задания – ознакомить учащихся с различными точками зрения и проблемами, связанными с данной темой, подводя их к тому, чтобы они вырабатывали собственное мнение.
Задание “Чему учат сказки Пушкина?” (Приложение 8)
Чей ответ вы считаете наиболее правильным?
Жанар: Скажи Пушкина учат нас доброте, чтобы мы в трудную минуту помогали друг другу.
Аскар: Я никогда не задумывался над этим. Просто читаю, чтобы ответить и получить хорошую оценку. А какие воспитательные значения содержат сказки мне надо подумать.
Айнура: Сказки Пушкина очень интересны. Они насыщены красивыми эпизодами чудес, таких, как про Белочку, которая грызет золотые орешки, или Царевну лебедь, обернувшуюся прекрасной девицей. Они учат нас глубокой фантазии, богатых воображений, истинных чувств любви к ближнему.
Эльвира: Мне кажется, что сказки Пушкина учат нас многому: любви к природе, к животным, к ближним, чувства милосердия и доброты, отзывчивости и храбрости, а так же они носят поучительный xapaктер, где, например, жадная старуха остается у своей разбитой корыты, где Балда сумел обхитрить скупого попа и многому другому.
Из этого следует, что совершенно неверно утверждать, будто интерактивные методы лучше, чем традиционные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто-то сказал бы, будто молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем пила! На практике за 45-минуптый урок вы можете применить 5 или 6 различных методов. Квалифицированный специалист, учитель или и плотник, знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей.
Приложения можно получить у автора статьи.