Цели проекта:
- Ввести ребенка-дошкольника в мир социальных отношений.
- Обеспечить единый процесс социализации личности дошкольника через эмоциональное принятие ребёнком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром.
Данный проект предполагает системный подход к социализации личности ребёнка-дошкольника.
Проект состоит из 12 мини-проектов, разработанных на каждую группу детского сада.
Например:
“Разноцветный мир” (старшая группа “Радуга”),
“Береги себя” (старшая группа “Знайки”),
“Куклы и дети” (2 младшая группа “Улыбка”),
“В гостях у книжек” (средняя группа “Лесная сказка).
Я хочу представить один из мини-проектов, который называется “Русская изба”.
Цель проекта - приобщить детей к истокам русской народной культуры, воспитать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умения и навыки исполнительской деятельности.
Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. "С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Обучая и развивая детей, мы стремимся воспитать человека, знающего и любящего свою Родину. А это невозможно без глубокого познания духовного богатства народа, его истории, освоения народной культуры.
Проект: “Русская изба”
- Тематика блока: “Социальный мир”.
- Название проекта: “Русская изба”.
- Цель проекта: приобщить детей к истокам русской народной культуры, воспитать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умения и навыки исполнительской деятельности.
- Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.
- Участники: дети средней группы “Маленькая страна”.
- Возраст детей: 4-5 лет.
- Взаимодействие педагогов и родителей:
- музыкальный руководитель Кучукова Елена Васильевна,
- воспитатель группы “Маленькая страна” Малиновская Татьяна Михайловна,
- педагоги народного отдела Детской школы искусств (ДШИ) № 5,
- родители детей группы “Маленькая страна”.
- Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, народные праздники, вокальное пение и сочинительство, изготовление афиш, программ, приглашений, игры-этюды, игры-фантазии, импровизация мелодий, движений, интонаций.
- Сроки реализации: в течение года.
Формы работы с детьми:
- Художественно-творческая деятельность: изодеятельность, аппликация, лепка.
- Музыкально-театральная деятельность.
- Художественная литература, народный фольклор.
- Проведение народных праздников.
- Знакомство с русскими народными инструментами.
- Концертные выступления воспитанников ДШИ № 5.
Формы работы с взрослыми:
- Создание мини-музея.
- Оформление выставок.
- Проведение экскурсий.
- Творческие гостиные.
- Показ спектаклей кукольного театра.
- Праздники и развлечения.
- Консультации для воспитателей и родителей.
Создание условий:
- Уголок “Русская изба”
- Выставки произведений народного творчества
- Иллюстрации по народной тематике
- Оборудование для театрализации: маски, костюмы
- Кукольные театры: би-ба-бо, пальчиковый
- Детские музыкальные инструменты
- Картотеки народных игр, песенок, потешек.
В народной музыке заключаются большие потенциальные возможности эстетического воздействия на ребёнка, поэтому она должна широко включаться в различные виды досугов, проводимых с детьми.
Народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство, является важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности.
Ребенок приходит в мир... Взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, научить его общению со сверстниками, с взрослыми. Раннее и дошкольное детство — это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.
В дошкольном возрасте ребёнок особенно активно впитывает чужой и собственный опыт, превращает его в привычку, в норму поведения. А фольклор считается школой социального опыта и даёт ребёнку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.
Музыкальное занятие на основе русского народного фольклора “На бабушкином дворе”.
(дети 3-5 лет)
Действующие лица: Ведущая - музыкальный руководитель. Бабушка – воспитатель. Маша, петушок, кот, собачка, лиса, заяц – дети.
Ведущая. Жили-были в уютном домике Бабушка и её внучка Машенька. Жили ладно да складно. И жили с ними дружно кот Федот, собачка Жучка и Петушок-золотой гребешок. Рано-рано утречком, когда ночь только ушла, темноту за собой увела, запел Петушок.
(слышится крик петуха)
Бабушка распахнула окошко и сказала:
Бабушка.
Здравствуй, Солнышко,
Здравствуй, колоколнышко.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.
Ведущая. Ребятки, давайте поможем бабушке солнышко позвать.
Дети:
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Поскорее выходи,
Всех ребяток разбуди
Ведущая. Смотрит бабушка в окошко, а по двору ходит важно Петушок – “сапоги со шпорами, хвост с узорами”
(Идет важно Петушок)
Петушок: Я, Петушок – золотой гребешок. Ку-ка-ре-ку! Рано-рано встаю, громко песенку пою. Ку-ка-ре-ку!
Русская народная песня “Петушок”
Бабушка: Солнышко давно взошло, Петушок пропел, а внучка Машенька всё спит да спит, пора её будить: “Вставай, моя маленькая, ненаглядненькая, моя хорошенькая, моя пригоженькая”.
(Маша выходит из домика).
Это кто уже проснулся?
Кто так славно потянулся?
Потягуни - потягушечки
От носочков до макушечки?
Мы потянемся, потянемся
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, растем, растем. [2]
(дети выполняют движения по тексту)
Моя Машенька проснулась, к солнышку потянулась да умываться пошла. “Чище мойся, воды не бойся”
Дети:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялись губки,
Чтоб кусались зубки. [2]
(выполняются движения по тексту)
(Слышится: “Мур-мур-мяу. ”)
Бабушка: Кто это, ребятки?
Кот:
А я котик Котофей
Хорошо ловлю мышей,
Деткам песенки пою
Баю-баюшки-баю.
Бабушка: Давайте, песенку про котика споем.
Русская народная песня “У кота - воркота”[3]
Ребятки, как котик бабушке помогает?
Дети: Мышей ловит.
Народная игра “Кот и мыши”
(дети тихо двигаются по залу на носочках)
Ведущая:
Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?
Дети:
Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится!
(Кот-ребенок догоняет детей-мышей)
Бабушка: Ребятки, вы слышите? Кто это лает, в дом не пускает?
Дети: Собачка.
Бабушка: Конечно же, это собака Жучка! Давайте ей песенку споём, ведь она охраняет бабушкин дом.
Песня “Жучка” [1]
Ведущая: Пожелала Машенька доброго утра котику да собачке Жучке и побежала бабушке помогать, белых гусей кормить.
Увидели гуси бабушку и внучку, обрадовались, и давай громко гоготать.
Дети: Га - а – га – га!
Песня “Белые гуси” [1]
Русская народная игра “Гуси”[3]
Ведущая: Покормила Машенька гусей и побежала проведать свою любимую козочку. Козочка была весёлая, быстрая, но такая проказница! Расскажите какая?
Дети:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Бух!!!
Бабушка: А у козочки был ребёнок - резвый маленький козленок. Козлик очень любил бегать и скакать, да с ребятами играть.
Русская народная игра “Вышел козлик погулять”[2]
Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит:
“Ме-е-е!”
(дети разбегаются, козлик их пятнает)
Ведущая: Поиграла Маша с козлёнком, развеселилась.
Захотела девочка для любимой бабушки собрать букет цветов и побежала в лес. Вышла она на поляну, а навстречу зайка.
Зайка: Ой, боюсь! Ой, трясусь!
Маша: Не бойся, Зайка. Я с тобой поиграю.
Русская народная песня “Заинька, попляши”
Ведущая: Поиграл зайчик с Машенькой и ускакал по своим “заячьим делам”, а девочка дальше пошла. Шла она лесом, шла, цветы собирала да заблудилась. Села и плачет. А тут идёт лисичка – рыжая сестричка.
Лиса: Что девочка плачешь?
Маша: Я заблудилась.
Дети:
Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки сплела.[3]
Маша: Лиса-лисонька! Помоги из леса выбраться, к бабушке дорогу найти.
Ведущая: Повела Лиса Машу по дорожке и что за чудо… перед ними стоит домик, а на пороге ждёт бабушка.
Бабушка: Машенька милая, лисичка-сестричка, помогите мне. Потеряла я свой клубочек, не могу найти. И кто же его взял?
Русская народная припевка “Украл котик клубочек”[3]
Ведущая: Катал котик клубочек своими острыми коготками и все ниточки разорвал, рассыпались они по всему полу. Бабушка, Маша и лисичка пошли собирать ниточки.
(дети-ниточки свободно рассаживаются на ковре)
Игра “Клубочек”:
Бабушка:
Шла я улочкой,
Улочкой-переулочком.
Клубочек ниточек нашла.
Клубочек катится, нитка тянется.
Клубок – дали – дали.
Нитка – доли- доли.
(Бабушка подходит по очереди к каждому ребёнку. Дети берут друг друга за руки “цепочкой” и закручивают клубок)
Бабушка: Большое спасибо, что помогли мне ниточки собрать.
А я для вас напекла вкусные оладушки. Хотите их попробовать?
Дети: Да!
Бабушка: Но сначала спойте мне песенку про оладушки.
Русская народная прибаутка “Ладушки”[1]
Бабушка угощает детей оладушками.
Литература:
- С.И Бекина, Т.М. Орлова. “Учите детей петь” (песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Москва, “Просвещение”, 1986.
- Г.П. Федорова. “На златом крыльце сидели”. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2000.
- Г.П. Новикова. “Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста”. Москва, “Аркти”, 2002.