21 век – это век информации. Моя задача как учителя информатики научить ученика, как не затеряться в этом огромном потоке. Бытуют опасения, что техника вытеснит педагогов. На это я могу недвусмысленно заявить: НИЧЕГО ПОДОБНОГО. Информационная магистраль не заменит и не обесценит таланта преподавателей, творческих способностей администраторов, внимания родителей, да и усердия самих учащихся. Однако технология будет играть решающую роль в образовательном процессе.
Магистраль объединит труды лучших педагогов и авторов. Педагоги будут опираться на эти материалы в своей работе, а студенты изучать их в интерактивном режиме. Со временем элитарное образование станет доступным даже тем, кому не выпало счастье обучаться в лучших учебных заведениях или родиться в состоятельной семье. Таким образом, каждый получит шанс максимально раскрыть свои природные дарования.
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
Современный этап педагогической практики предполагает переход от традиционной технологии объяснения учебного материала к деятельно-развивающей технологии.
Процесс обучения должен быть организован так, чтобы учащийся усвоил не только содержание преподаваемых дисциплин, но и способы получения знаний.
При этом должны быть задействованы все психологические факторы развития личности: потребности, направленность, Я – концепция, чтобы усвоение материала и развитие самоуправляющих механизмов личности происходило в комплексе. Это возможно, если использовать технологию саморазвивающего обучения в рамках развивающего обучения. Необходимо включить механизм саморазвития, пробудить внутренние потребности, ввести учащегося в активную самостоятельную познавательную деятельность. Для достижения этой цепи интенсифицируется самостоятельная работа учащихся на занятии и во внеурочное время.
Многие учащиеся испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.
В решении этих проблем помогает разработка модели деятельности учащихся в процессе самостоятельной работы. Данные разработки в начале занятия раздаются учащимся. Самостоятельная работа учащихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса на уроках, лабораторных и практических занятиях.
В условиях «информационного общества» одним из основных элементов рабочего места любого специалиста является персональный компьютер как инструмент обработки информации. Поэтому квалификация современного выпускника в немалой степени определяется умением использования знаний ПЭВМ в профессиональной деятельности. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах.
Я большое внимание уделяю применению полученных знаний на практике с использованием элементов дизайна, а так же межпредметным связям с дисциплинами: история, технология, краеведение и т.д..
Урок по теме «Урок рисования – «папирус» в программе Adobe Photoshop» относится к первому разделу «Компьютерная графика». Учащиеся уже знакомы с основными приёмами работы в программе Adobe Photoshop, они закрепляют основные навыки работы со слоями, операции над слоями, увеличение изображения; заливка, работы с инструментом The lasso tool, карандаш (pencil tool), «волшебная палочка», прямоугольное выделение и учатся работать с фильтрами.
Обучение в условиях постоянного доступа к ПК обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что при правильном формулировании заданий для ПЭВМ учащийся очень скоро обнаруживает состояние власти над «умной машиной». Это придает уверенности, у них возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает, благодатная почва для воссоздания на уроках по информатике такой организации обучения и контроля знаний, при которой определяемые учителем наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников.
Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаний от более компетентных к менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.
Количество часов: 2
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний
Вид: практическая работа
Цели урока:
Обучающие:
- закрепление практических навыков работы со слоями, операции над слоями, увеличение изображения; заливка, работы с инструментом The lasso tool, карандаш (pencil tool), «волшебная палочка», прямоугольное выделение;
- формирование знаний, умений и навыков работы с фильтрами; с палитрой Layers, выбора основного и фонового цветов.
Развивающие: развитие памяти, внимания, самостоятельности при работе с программным продуктом.
Воспитательные: воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.
Оборудование:
- класс, оборудованный ПК;
- Adobe Photoshop;
- Мультимедийный проектор.
План урока
1. Организационный момент.
2. Выполнение практической работы.
Практическая работа
Цели:
- закрепление практических навыков работы со слоями, операции над слоями, увеличение изображения, заливка, работы с инструментом The lasso tool, карандаш (pencil tool), «волшебная палочка», прямоугольное выделение;
- формирование знаний, умений и навыков работы с фильтрами.
Оборудование: класс, оборудованный ПК; Adobe Photoshop; файлы изображений.
Задания и технология выполнения.
1. Создать новое изображение размером 200х200 пикселей.
2. Создать новый слой.
3. На новом слое с помощью инструмента Прямоугольное выделение (Rectangular marquee tool) нарисуем выделение произвольной формы.
4. Залить выделение (Alt+Backspace), предварительно установив Цвет переднего плана (Foreground color) - Черный.
Рисунок 1
Рисунок 2
5. Снять выделение - Ctrl+D - и перейдем к команде Фильтр > Штрихи > Брызги (Filter > Brush Strokes > Spatter).
6. Введем следующие значения: Радиус распыления (Spray radius): 10; Сглаживание (Smoothness): 5.
7. Активизировать инструмент Волшебная палочка (Magic wand tool) , в опциях установим Отклонение (Tolerance) равным 5 и щелкнуть в любом месте участка черного цвета.
8. Инвертировать выделение: Выделение > Инвертировать (Select > Inverse) или, что быстрее, Ctrl+Shift+I, нажать Del и снятть выделение - Ctrl+D.
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
9. Повторить шаги за тем исключением, что в установках параметров фильтра Брызги определим: Радиус распыления (Spray radius): 20; Сглаживание (Smoothness): 15.
10. В палитре Слои (Layers) поставить флажок рядом с опцией:
PS 5.x: Сохранять прозрачность (Preserve transparancy)
PS 6.x: Блокировка прозрачности (Lock transparent pixels)
и зальем активный слой светло-желтым или бежевым цветом.
11. Создадать новый слой, нажав Ctrl+Shift+N и выбрать в качестве основного коричневый цвет. Активизировать в панели инструментов Аэрограф (Paintbrush); вам понадобиться мягкая кисть диаметром в 100 пикселей. В настройках кисти установить показатель ее непрозрачность (Opacity) в размере 10%.
12. Провести кистью вдоль границ папируса; легкий мазок в центре тоже не повредит.
13. Удерживая Ctrl, щелкнуть по представлению оригинального слоя (Layer 1, если он не был переименован), таким образом выделив его непрозрачность. Инвертировать выделение - Shift+Ctrl+I, нажать Del, чтобы удалить ненужные участки, и снять выделение с помощью комбинации клавиш Ctrl+D.
14. Добавить к изображению немного тени для большей реалистичности.
15. Попробуйте поэкспериментировать с показателями фильтра Брызги (Splatter) и Тени. Главное - понять процедуру выполнения действий в целом.
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Вопросы:
- Какие инструменты были использованы при создании рисунка?
- Объясните принцип работы со слоями.
- Какие преимущества работы со слоями?
Литература: Графический дизайн. Тимофеев Г.С. Тимофеева Е.В.
3. Этап оценки выполненной работы.
4. Домашнее задание. Выполнить коллаж в программе Adobe Photoshop по дисциплине «Технология» или «Изобразительное искусство».