Урок рисования — "папирус" в программе Adobe Photoshop

Разделы: Информатика


21 век – это век информации. Моя задача как учителя информатики научить ученика, как не затеряться в этом огромном потоке. Бытуют опасения, что тех­ника вытеснит педагогов. На это я могу недвусмысленно за­явить: НИЧЕГО ПОДОБНОГО. Информационная магистраль не заменит и не обесценит та­ланта преподавателей, творчес­ких способностей администра­торов, внимания родителей, да и усердия самих учащихся. Однако технология будет играть решающую роль в обра­зовательном процессе.

Магистраль объединит тру­ды лучших педагогов и авторов. Педагоги будут опираться на эти материалы в своей работе, а сту­денты изучать их в интерактивном режиме. Со временем эли­тарное образование станет до­ступным даже тем, кому не выпа­ло счастье обучаться в лучших учебных заведениях или родить­ся в состоятельной семье. Таким образом, каждый  полу­чит шанс максимально раскрыть свои природные дарования.

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Современный этап педагогической практики предполагает переход от традиционной технологии объяснения учебного материала к деятельно-развивающей технологии.

Процесс обучения должен быть организован так, чтобы учащийся усвоил не только содержание преподаваемых дисциплин, но и способы получения знаний.

При этом должны быть задействованы все психологические факторы развития личности: потребности, направленность, Я – концепция, чтобы усвоение материала и развитие самоуправляющих механизмов личности происходило в комплексе. Это возможно, если использовать технологию саморазвивающего обучения в рамках развивающего обучения. Необходимо включить механизм саморазвития, пробудить внутренние потребности, ввести учащегося в активную самостоятельную познавательную деятельность. Для достижения этой цепи интенсифицируется самостоятельная работа учащихся на занятии и во внеурочное время.

Многие учащиеся испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием  психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием  общих правил ее организации.

В решении этих проблем помогает разработка модели деятельности учащихся в процессе самостоятельной работы. Данные разработки  в начале занятия раздаются учащимся. Самостоятельная работа учащихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса на уроках, лабораторных и практических занятиях.

В условиях «информационного общества» одним из основных элементов рабочего места любого специалиста является персональный компьютер как инструмент обработки информации. Поэтому квалификация современного выпускника в немалой степени определяется умением использования знаний ПЭВМ в профессиональной деятельности. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК  и программных средствах.

Я большое внимание уделяю применению полученных знаний на практике с использованием элементов дизайна, а так же межпредметным связям с дисциплинами: история, технология, краеведение  и т.д..

Урок по теме «Урок рисования – «папирус»  в программе Adobe Photoshop» относится к  первому разделу «Компьютерная графика». Учащиеся уже знакомы с основными приёмами работы в программе Adobe Photoshop, они закрепляют основные навыки работы со слоями, операции над  слоями, увеличение изображения; заливка, работы с инструментом The lasso tool, карандаш (pencil tool), «волшебная палочка», прямоугольное выделение и учатся работать с фильтрами.

Обучение  в условиях постоянного доступа к ПК обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что при правильном формулировании заданий для ПЭВМ учащийся очень скоро обнаруживает состояние власти над «умной машиной». Это придает уверенности, у них возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает, благодатная почва для воссоздания на уроках по информатике такой организации обучения и контроля знаний, при которой определяемые учителем наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников.

Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знани­ями, передачи знаний от более компетентных к менее компетент­ным начинает выступать как мощное средство повышения эффек­тивности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.

Количество часов: 2

Тип урока:  урок применения и совершенствования знаний

Вид: практическая работа
Цели урока:
Обучающие:

  • закрепление практических навыков работы со слоями, операции над  слоями, увеличение изображения; заливка, работы с инструментом The lasso tool, карандаш (pencil tool), «волшебная палочка», прямоугольное выделение;
  • формирование знаний, умений и навыков работы с фильтрами; с  палитрой Layers, выбора основного и фонового цветов.

Развивающие: развитие памяти, внимания, самостоятельности при работе с       программным продуктом.

Воспитательные: воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.

Оборудование:

  • класс, оборудованный ПК;
  • Adobe Photoshop;
  • Мультимедийный  проектор.

План урока

1. Организационный момент.

2. Выполнение практической работы.

Практическая работа

Цели:

  • закрепление практических навыков работы со слоями, операции над  слоями, увеличение изображения, заливка, работы с инструментом The lasso tool, карандаш (pencil tool), «волшебная палочка», прямоугольное выделение;
  • формирование знаний, умений и навыков работы   с фильтрами.

Оборудование:  класс, оборудованный ПК; Adobe Photoshop; файлы изображений.

Задания и технология выполнения.

1.  Создать новое изображение размером 200х200 пикселей.

2.  Создать новый слой.

3. На новом слое с помощью инструмента Прямоугольное выделение (Rectangular marquee tool) нарисуем выделение произвольной формы.

4. Залить выделение (Alt+Backspace), предварительно установив Цвет  переднего плана (Foreground color) - Черный.

Рисунок 1

Рисунок 2

5. Снять выделение - Ctrl+D - и перейдем к команде Фильтр > Штрихи > Брызги (Filter > Brush Strokes > Spatter).

6. Введем следующие значения: Радиус распыления (Spray radius): 10; Сглаживание (Smoothness): 5.

7. Активизировать инструмент Волшебная палочка (Magic wand tool) , в опциях установим Отклонение (Tolerance) равным 5 и щелкнуть в любом месте участка черного цвета.

8. Инвертировать выделение: Выделение > Инвертировать (Select > Inverse) или, что быстрее, Ctrl+Shift+I, нажать Del и снятть выделение - Ctrl+D.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

9. Повторить  шаги за тем исключением, что в установках параметров  фильтра Брызги определим: Радиус распыления (Spray radius): 20; Сглаживание (Smoothness): 15.

10. В палитре Слои (Layers) поставить флажок рядом с опцией:
PS 5.x: Сохранять прозрачность (Preserve transparancy)
PS 6.x: Блокировка прозрачности (Lock transparent pixels)
и зальем активный слой светло-желтым или бежевым цветом.

11. Создадать новый слой, нажав Ctrl+Shift+N и выбрать в качестве основного коричневый цвет. Активизировать в панели инструментов  Аэрограф (Paintbrush); вам понадобиться мягкая кисть диаметром в 100  пикселей. В настройках кисти установить показатель ее непрозрачность    (Opacity) в размере 10%.

12. Провести кистью вдоль границ  папируса; легкий мазок в центре тоже не повредит.

13. Удерживая Ctrl, щелкнуть по представлению оригинального слоя  (Layer 1, если он не был переименован), таким образом выделив его  непрозрачность. Инвертировать выделение - Shift+Ctrl+I, нажать Del,  чтобы удалить ненужные участки, и снять выделение с помощью   комбинации клавиш Ctrl+D.

14. Добавить к изображению немного тени для большей реалистичности.

15. Попробуйте поэкспериментировать с показателями фильтра Брызги (Splatter) и Тени. Главное - понять процедуру выполнения действий в целом.

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Вопросы:

  1. Какие инструменты были использованы при создании рисунка?
  2. Объясните принцип работы со слоями.
  3. Какие преимущества  работы со слоями?

Литература: Графический дизайн. Тимофеев Г.С.  Тимофеева Е.В.

3. Этап оценки выполненной работы.

4. Домашнее задание. Выполнить коллаж в программе Adobe Photoshop по дисциплине «Технология» или «Изобразительное искусство».