Пояснительная записка
Курс построен с учетом современных методологических разработок в области соционики, психологии. Для удобства восприятия школьников программа разделена на две части. Первая часть раскрывает основы соционики и её взаимосвязи с сопутствующими отраслями психологии – психология личности, гемисферология, НЛП и др. Вторая часть знакомит учащихся с возможным выбором будущей профессии или профильного класса в соответствии с определенным социотипом.
В основе соционики лежат теоретические принципы:
- психологической типологии К. Юнга;
- равноценности соционических типов, где каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны, свою социальную роль, зависящую от конкретных характеристик типа и условий его обитания.
Соционику коротко можно охарактеризовать как информационную психологию общения.
Психология в настоящее время представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований[15].
Современная психология добилась замечательных результатов в сборе большого количества эмпирических данных и с успехом решает многие прикладные задачи.
Школьная психология призвана решать две фундаментальные задачи:
- профориентация, связанная с оптимизацией индивидуальной деятельности в учебном процессе;
- повышение эффективности учебной коммуникации, что связано с оптимизацией групповой деятельности.
Цели курса:
- Познакомить с соционикой как с одной из эффективных современных типологий, дающей средства ориентировки в личности другого человека;
- Довести до уровня умений способность определять соционические и психологические характеристики человека;
- Заложить основы теоретического осмысления ситуаций, в которых существенную роль играют личностные характеристики участников;
- Определить возможные направления выбора будущей профессии:
Задачи 1 части курса:
- Формирование и развитие познавательного интереса к соционике как к одной из прикладных типологий личности;
- Формирование умений определения социотипа для знакомства с индивидуальными личностно-деловыми характеристиками и бизнес-ориентацией в будущей профессии;
- Развитие навыков интертипных отношений для эффективного взаимодействия;
- Формирование культуры поведения в социуме, зависящей от конкретных характеристик типа личности;
- Развитие умений эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи 2 части курса:
- Формирование умения сделать правильный профессиональный выбор;
- Развитие представления о себе как конкурентно-способной личности в современных рыночных отношениях;
- Формирование способности выстраивать конструктивные деловые отношения с окружающими.
Возможности реализации программы в школе:
- комплектование классов и учебных групп, в которых за счет гармоничного сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;
- предметно-дифференцированное обучение в старших классах с возможностью использования "клубного", проблемно-дискуссионного способа обучения;
- индивидуальный подход к ученику, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа, что дает ему реальный шанс для самоактуализации.
Программа призвана оказать психологическую поддержку, помощь учащимся в понимании и осознании своих личностных особенностей. Она предусматривает возможность получения знаний о разнообразии проявления характеров и психологических типов, особенностях преобладающих поведенческих стилей в межличностном общении. Программа предусматривает двадцать шесть основных занятий, которые разделены на две части и могут изменяться и дополняться в зависимости от потребностей и особенностей группы.
Каждое занятие разбивается на ряд основополагающих этапов.
Первый этап: разминка – осуществляется “разогрев” участников на дальнейшую работу.
Второй этап: основная часть. Данный этап представляет собой освещение темы занятия в содержательной (теоретической) и практической частях. Здесь задействуется сознательная, рефлексивная сфера личности.
Третий этап: заключительный, завершающий занятие. Здесь уместно задействовать рефлексию как обратную связь.
Программа включает дополнительно упражнения для развития внимания, памяти, мышления. Данные упражнения проводятся в игровой форме и очень нравятся ученикам.
Количество и тема занятий могут меняться в зависимости от состава группы и желания участников.
Принципы программы основываются на принципах проведения тренинговых занятий. В данном случае авторы - составители программы считают, что указание принципов шире и объемнее раскрывают возможности использования предлагаемой программы:
- принцип системности обучающих и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и развития;
- принцип учёта возрастных психических и индивидуальных особенностей;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип активного вовлечения ближнего окружения;
- деятельностный принцип;
- принцип постепенности и поэтапности;
- диалогизация взаимодействия, т. е. равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении;
- постоянный состав группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию подростков;
- принцип конфиденциальности.
Благодаря этим принципам каждый участник постепенно вовлекается в процесс осознания себя и процесс понимания поведения окружающих, знакомится с методами и приемами определения типов личности, учится самостоятельно определять типы, как у себя, так и у окружающих.
В программе развиваются техники самосознания: анализ, обратная связь, рефлексия.
Направления реализации программы:
Получение новой информации о себе, о возможных причинах возникновения конфликтов с окружающими;
- снятие психологических барьеров, формирование более объективного отношения к поступкам окружающих;
- -развитие способности определения своих личных мотивов поведения в конкретных ситуациях.
Переосмысление представлений о поступках:
- развитие способности принимать возникающую ситуацию как возможность самоутверждения;
- представление ситуации конфликта как возможность лучше узнать себя и окружающих.
Выстраивание нового представления о причинах возникновения нестандартной ситуации:
- расширение способов психологической защиты путём формирования умений снижения психологического дискомфорта или ситуации конфликта;
- грамотное и эффективное использование своего потенциала во избежание ошибок в самореализации.
Определение направления выбора будущей профессии:
- умение сделать правильный профессиональный выбор;
- умение представления себя как конкурентно-способной личности в современных рыночных отношениях;
- способность выстраивать конструктивные деловые отношения с окружающими;
- знание своих сильных и слабых сторон характера.
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования;
- экспрессивные методы творческого самообразования в рисунках, в письменной работе;
- метод социально-психологического тренинга.
Схема построения программы.
1 этап ориентировочный (1 занятие).
Цель: определить цели и задачи рабочей группы.
Задачи:
- определить принципы работы группы;
- согласовать режим работы;
- создать атмосферу доверия и комфорта;
- стимулировать заинтересованность участников.
Средства достижения: беседа, знакомство, информирование о значимости и важности проведения занятий, информирование о процессе рефлексии “здесь и теперь”.
2 этап: формирующий (2-12 занятий).
Цель:
- дать знания о соционике как одной из эффективных типологий, дающей средства ориентировки в личности;
- довести до уровня умений способность определять соционические и психологические характеристики человека;
Задачи:
- формирование адекватного отношения к ситуации выбора профессии, как к возможности показать свои знания;
- формирование конкретных знаний, представлений о причинах возникновения нестандартной или конфликтной ситуации и методах их снижения;
- формирование и развитие умения определения социотипа как одной из структур личности;
Средства достижения – предоставление информации о социотипах, о психотипах, о типах темперамента, об индивидуальности восприятия и переработки информации (НЛП, гемисферология), психогимнастика, ролевые игры, приёмы пантомимики, релаксация, групповые дискуссии, невербальные техники, продуктивные виды деятельности.
3 этап: обобщающий (1-2 занятия).
Цель: обобщение приобретённых навыков, рефлексия изменений.
Задачи:
- отработка приобретённых навыков определения социотипа;
- закрепление позитивного отношения к возникающим нестандартным ситуациям;
- закрепление установки на дальнейшее самопознание и саморазвитие.
Средства достижения: диагностика, групповые дискуссии, упражнения на приём и передачу информации.
Схема занятий:
- Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя на занятия;
- Вживание в ситуацию занятия, подготовка к получению новых знаний о себе и окружающих;
- Основная часть, в которой могут быть комбинации из следующих вариантов: диагностика, упражнения, продуктивная деятельность, активная беседа, лекция.
- Обсуждение (рефлексия);
- Ритуал прощания.
В процессе обучения предусматриваются следующие виды контроля:
- Вводный, который проводится на первом занятии и предназначен для уточнения возможностей и запроса рабочей группы;
- Текущий контроль проводится в конце учебного занятия для получения обратной связи о степени усвоения материала.
- Рубежный контроль проводится после завершения изучения 1-й и 2-й части программы. Он позволяет закрепить полученные знания на практике;
- Итоговый контроль проводится после завершения всего курса.
Контроль может осуществляться в следующих формах: тестирование и самотестирование, собеседование, защита проекта.
Возраст обучающихся – 12-17 лет.
Наполняемость групп – 8-15 человек. Она обусловлена там, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер (разделение по типам темперамента, социотипам, доминирующему полушарию и пр.).
Учебно-тематический план первой части “Кто я? кто мы?”
№ | Тема | Количество часов |
Что такое СОЦИОНИКА? Социотипы и психотипы. | 1 час | |
Интроверты и экстраверты. | 1 час | |
Интуиты и сенсорики. | 1 час | |
Этики и логики. | 1 час | |
Рационалы и иррационалы. | 1 час | |
Соционика и гемисферология. | 1 час | |
Понятие квадры: моторы, анализаторы, контролеры, поддержка. | 1 час | |
Соционика и темперамент. | 1 час | |
Соционика и НЛП (модальность). | 1 час | |
Совы и жаворонки. | 1 час | |
Интертипные отношения. | 1 час | |
Итоговое занятие. Подбираем “ключик” к себе, любимому. | 1 час | |
Итого | 12 |
Учебно-тематический план второй части “Социотипы, характер и будущая профессия”
№ | Тема | Количество часов |
Вводное. Связь соционики с выбором профессии. Типоведческий стандарт кадрового менеджмента. | 1 час | |
I группа – УПРАВЛЕНЦЫ (контролеры-экстраверты): маршал, администратор | 1 час | |
I группа – УПРАВЛЕНЦЫ (контролеры-интроверты): инспектор, мастер | 1 час | |
III группа – ИССЛЕДОВАТЕЛИ (анализаторы-экстраверты): новатор, предприниматель | 1 час | |
III группа – ИССЛЕДОВАТЕЛИ (анализаторы-интроверты): аналитик, критик | 1 час | |
Практическое занятие: определение типа по базовым характеристикам | 1 час | |
II группа – СОЦИАЛЫ (моторы-экстраверты): политик, энтузиаст | 1 час | |
IV группа – СОЦИАЛЫ (поддержка-интроверты): хранитель, посредник | 1 час | |
II группа – ГАРМОНИЗАТОРЫ (моторы-экстраверты): инициатор, наставник | 1 час | |
IV группа – ГАРМОНИЗАТОРЫ (поддержка-интроверты): гуманист, романтик | 1 час | |
Практическое занятие: определение типа по базовым характеристикам | 1 час | |
Итоговое занятие. Защита проекта “Кто Я в будущем?” | 2 часа | |
Резерв | 1 час | |
Итого | 14 |
Литература:
|