Образовательные цели урока:
- повторение алгоритма построения графика квадратичной функции;
- обобщение и закреплений понятий, связанных с построением графика функции;
- умение строить график, применяя исследование коэффициентов квадратичной функции.
Воспитательные цели урока:
- способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изученного материала, развивать самостоятельность и творчество.
Оборудование к уроку:
- Шаблоны графиков функций у = х2, у = 0,5 х2, у = 2х2.
- Магниты.
- Индивидуальные доски с координатной плоскостью.
- Планшет по теме “Построение квадратичных функций”.
- Электрический стенд с заданиями по теме “Нахождение корней квадратного уравнения”.
- Наглядное пособие “Система координат с передвижными графиками функций”.
План урока:
- Организационная часть урока.
- Проверка усвоения темы; закрепительные упражнения.
- Построения графика функций у = ах2 + вх + с, исследование функции.
- Закрепление.
- Итог урока, выставление оценок.
- Информация о домашнем задании.
1. Сообщение цели урока:
обобщить и закрепить построение графиков квадратичной функции. Проверить наличие индивидуальных досок с системой координат.
2. Закрепительные упражнения:
а) на координатной плоскости схематично изобразить графики квадратичной функции с помощью шаблонов функций у = х2, у = 0,5 х2, у = 2 х2 следующие графики функций:
1. у = (х – 3)2 – 3 | 4. у = 0,5 х2 – 1 |
2. у = – 0,5 (х + 2) + 2 | 5. у = – 2х2 – 4 |
3. у = 2 (х – 1)2 + 4 | 6. у = – (х + 3)2 |
Ребята работают на местах с индивидуальными досками, на которых изображена система координат. В это время у доски ребята по очереди строят графики функций с помощью шаблонов, при этом объясняют алгоритм построения графика. Учащиеся на местах сверяют свои построения.
Нa мой же координатной плоскости выполняются следующие задания: б) найдите какие знаки имеют коэффициенты данных функций: а, в, с, ав, вс , ас, Д (дискриминант), рис. 1.
Рис. 1
Прежде чем приступить к построению графиков, повторить с учащимися:
1. За что отвечает коэффициент “а”?
(За квадратичность функции: если а = 0, то функция линейная); за направление ветвей параболы.
2. За что отвечает коэффициент “в”?
(За знак координаты вершины параболы; у(х) = у (– в /2а ) = – Д /4а.
3. Коэффициент “с” (значение у(0), показывает точку пересечения с осью оу.
4. а + в + с = у(1), значение в точке х = 1
а – в + с = у(–1), значение в точке х = – 1
Разбор графика функции на рис. 2.
Рис. 2
а) ветви направлены вверх, так как а > 0;
б) х = – в / 2а; х – положительное значение, то в < 0;
в) с > 0, пересечение с осью оу;
г) Д > 0, два корня, тогда ав < 0, вс < 0, ас > 0.
5. Повторить нахождение корней квадратного уравнения.
На электрическом табло даны задания и ответы по решению квадратных уравнений Ребята по очереди подходят к доске и решают задания, и здесь же на табло находят правильные ответы. Если загорится лампочка, то решение верно.
3. Пocтроить график функции у = – х2 – 6х – 5
1. Коэффициент а < 0, ветви направлены вниз.
2. Найдем координаты вершины:
х = – в / 2а = – 3; у = – (–3)2 – 6*(–3) – 5 = 4.
Строим точку с координатами А (–3, 4), строим ось симметрии через вершину параболы.
3. Находим дополнительные точки:
У(0) = с = –5 и ей симметричную;
У(1) = а + в + с = –1–6–5 = –12,
У(–1) = а – в + с = –1+6–5 = 0, ей симметричную.
4. Д > 0, находим корни уравнения.
График построен.
Проведем исследование данной функции:
а) Д(х) = R х ? (–,) Е (х) = (–, 4);
б) нули функции: х = –5; х = –1;
в) у (х) > 0 на промежутке (–5, –1)
у (х) < 0 на промежутке (–, –5 ) U (–1, );
г) функция возрастет на промежутке (–, –3) функция убывает (–3, ).
В течении построения графика проверяется работа ребят на местах. Отмечаются лучшие работы учащихся.
4. Подводится итог урока:
Какие графики мы сегодня строили?
С помощью чего?
Опирались на какие свойства функций?
Повторить алгоритм построения графиков
квадратичной функции.
5. Информация о домашнем задании:
п. 7 (учебника) повторить. Решение пятых заданий paбот № 35, 37 экзаменационного сборника.