Управление развитием творческих способностей детей средствами школьной газеты

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Газета – важное информативное средство в школьной среде, действенный способ освещения основных событий. Однако она служит не только распространению информации, но и формированию ключевых компетенций школьников, мотивации интеллектуального и художественного труда детей и подростков, воспитанию чувства школьного патриотизма. Неоценима помощь школьной газеты в работе по реализации концепции образовательного учреждения, так как в ней могут постоянно отражаться направления работы по воспитанию детей в духе дружбы, поддержки деловых качеств, повышения знаний и ориентация на получение образования.

Школьный пресс-центр - это орган ученического самоуправления, и газета, таким образом, способствует воспитанию ответственности, умений общаться, руководить и подчиняться. Архив газеты является, с одной стороны, школьной летописью, а с другой стороны, своеобразным портфолио развития творческих работ учащихся, по которому можно проследить рост литературных или художественных способностей авторов публикаций. Но всё это становится возможным только при условии правильной организации деятельности газеты.

Газета “Свежий ветер” (Приложение 1) существует в школе третий год, и в текущем учебном году мы столкнулись с проблемой нехватки интересных материалов, газета стала утрачивать своё лицо. Возникло противоречие между огромными потенциальными возможностями печатного органа и отсутствием обученных корреспондентов, что и вызвало появление данного проекта.

Данный проект относится к категории управленческих, которые имеют своей целью провести системные изменения в управлении образовательным учреждением (в нашем случае – в распределении функциональных обязанностей и создании новой структуры). Создаваемая структура – Совет кураторов школьной редколлегии.

Как правило, системные изменения требуется провести под влиянием развития учреждения. В нашей школе новые организационные структуры, такие, как Совет научных руководителей НОУ (научного общества учащихся), методическое объединение педагогов дополнительного образования, Совет кураторов школьной редколлегии возникают в связи с переходом к новому качеству образования. Из адаптационной школы наше образовательное учреждение превращается в Школу саморазвития личности. Одной из приоритетных целевых воспитательных программ в настоящее время стала программа “Одарённые дети”, главная идея которой заключается не в поддержке избранных талантливых детей, а в том, чтобы помочь каждому ребёнку раскрыть и развить свой дар. Таким образом, качество образования послужило толчком для внедрения проекта, а внедрение и реализация проекта, в свою очередь, должно вызвать изменение качества образования.

Проект является комплексным, т.е. затрагивает различные структурные подразделения и предусматривает взаимодействие методических объединений учителей русского языка и литературы, изобразительного искусства, информатики, педагогов дополнительного образования (клуб “Пегасик”, оформительский кружок, фотокружок, УКШ – университетская компьютерная школа); социально-психологической службы, привлечение к сотрудничеству журналистов.

Модель управления развитием творческих способностей детей. Предлагаемая модель строится на основе структуры редакционной коллегии. Мы предлагаем следующий состав редколлегии:

  • литературный отдел,
  • художественно-оформительский отдел,
  • фотокорреспондентский отдел,
  • типографский отдел.

В каждый отдел входят школьники из разных ступеней обучения – это позволяет, во-первых, охватить информацией всю школу, а во-вторых, обеспечивает преемственность поколений в газете. Консультативную помощь детям из каждого отдела оказывает куратор – педагог, имеющий соответствующую квалификацию. Следует отметить, что в обязанности куратора входит не руководство детьми по изданию газеты (они должны самостоятельно планировать номер, собирать материал, оформлять его), а ознакомление их с некоторыми теоретическими выкладками, “профессиональными секретами”, для чего куратор проводит групповые занятия с детьми. На индивидуальных занятиях куратор оценивает качество подготовленного материала, даёт советы по коррекции работы. В течение учебного года куратор ведёт мониторинг творческого роста детей, советует, какую работу следует послать на конкурс, отслеживает результативность участия детей в различных конкурсах. Эти вопросы обсуждаются также на заседаниях Совета кураторов. Совет кураторов осуществляет методическое руководство работой газеты, обсуждает программы занятий с детьми из разных отделов редколлегии.

Школьная редколлегия является одной из форм профориентационной работы с детьми, и поэтому важное значение в определении их наклонностей, подготовке инструментария для отслеживания творческого роста членов редколлегии, результатов проекта приобретает деятельность социально-психологической службы.

Таким образом, в Совет кураторов школьной редколлегии входят:

  • учитель литературы, который является куратором литературного отдела;
  • учитель изобразительного искусства - куратор художественно-оформительского отдела;
  • руководитель фотокружка - куратор фотокорреспондентского отдела;
  • учитель информатики – куратор типографского отдела;
  • школьный психолог;
  • руководитель проекта, обеспечивающий взаимодействие всех отделов и осуществляющий общее руководство проектом.

Схематически модель управления развитием творческими способностями детей выглядит так:

Совет кураторов школьной редколлегии

Общий объём финансирования ресурсов по проекту = 90941 руб.

По кварталам:

I квартал – приобретение необходимого оборудования – компьютера, принтера – на сумму 35 900 руб;

II квартал – приобретение дополнительного оборудования – сканера, цифрового фотоаппарата, зарядного устройства и аккумуляторов к нему – на сумму 10680 руб;

III квартал – заключение договора с Центром занятости населения и тарификация кружков на сумму 9486 руб;

IV квартал первого года и далее каждый I, II и IV квартал – приобретение бумаги и картриджей на сумму 11 625 руб (всего за год – 34875 руб)

Источники финансирования:

  • государственный бюджет – 52340 руб;
  • областной бюджет – 3726 руб;
  • внебюджетные средства (спонсорская помощь) – 34875 руб.

Критерии эффективности деятельности совета кураторов.

Таблица 1.

Критерии Показатели
1. Уровень развития творческих способностей детей.

2. Уровень знаний и умений юных журналистов.

3. Уровень знаний и умений юных художников.

4. Уровень знаний и умений юных фотографов.

5. Уровень знаний и умений юных наборщиков.

6. Создание индивидуального стиля и облика газеты.

1. Повышение качества материалов (литературных работ, фотографий, рисунков, газеты в целом), выраженное в увеличении количества призовых мест в районных и областных конкурсах.

2. Публикация разнообразных по жанру, актуальных материалов, носящих проблемный, аналитический характер.

3. Появление в газете иллюстраций к статьям, выражающих основную идею текста.

4. Улучшение качества фотографий (качественные, сюжетные, динамичные снимки).

5. Увеличение количества программ, освоенных детьми, применение ими современных форм дизайна.

6. Использование постоянных рубрик газеты, оригинальность подачи материалов.

Результаты и продукты, достижение которых предполагается проектом:

  • Создание пакета документов нормативно-правового, программно-методического, дидактического характера, включая методики и инструментарий мониторинга деятельности газеты.
  • Возникновение команды единомышленников, объединённых целью способствовать развитию творческих способностей детей средствами газеты.
  • Чёткая периодичность выхода газеты.
  • Появление у газеты новых авторов.
  • Привлечение к работе в газете не только детей, обладающих литературными способностями, но и художников, карикатуристов, фотографов; учащихся, интересующихся компьютером, имеющих лидерские способности.
  • Создание сайта газеты “Свежий ветер”.
  • Повышение интереса читателей и общественности к газете.
  • Профессиональное самоопределение части подростков.
  • Проведение мастер-класса по распространению опыта работы.

Инновационный потенциал данного проекта заключается в том, что модели организации педагогического руководства школьной газетой в нашем регионе до сих пор не разрабатывались. Результаты проекта тиражируемы, их легко можно распространить в учебных заведениях. Как показывает практика, издание многотиражной школьной газеты вызывает большой интерес. Нами уже проводился мастер-класс для руководителей пресс-центров Новосергиевского района, теперь же, получив теоретическое подкрепление, такое мероприятие может стать более глубоким и научно обоснованным.

Оценка имеющихся у автора ресурсов для реализации проекта.

Для реализации проекта имеются следующие ресурсы:

финансовые: ежегодно школа оплачивает из госбюджетных средств 28 часов кружковой работы, заключён договор с Центром занятости Администрации района об оплате труда подростков;

учебно-материальная база: школа обеспечена компьютерами; имеется отдельное рабочее место для работы органов ученического самоуправления, оборудованное компьютером, сканером, принтером; имеется цифровой фотоаппарат;

персонал: школа полностью обеспечена кадрами;

информационные ресурсы: есть выход в Интернет;

нематериальные активы:

- высокий интеллектуальный человеческий потенциал: два учителя русского языка и литературы и учитель информатики в школе имеют высшую категорию и получили Президентский Грант, что свидетельствует об их высокой квалификации, готовности заниматься развитием детей, их дополнительным образованием; психолог и учитель изобразительного искусства имеет первую категорию;

- структурный потенциал: школа является опорной площадкой по работе с одарёнными детьми, в которой действует программа “Одарённые дети”, есть общешкольная газета, на базе которой предполагается реализация проекта;

- потребительский потенциал: газета пользуется в школе большой популярностью.

Смета расходов (на учебный год).

Таблица 2.

№ п/п Ресурсы Необходимое количество Стоимость 1 выпуска газеты Цена в год

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Оплата руководства кружками

Цифровой фотоаппарат Аккумуляторы

Зарядное устройство

Компьютер

Принтер

Сканер

Бумага

Картридж для принтера чёрный

Катридж для принтера цветной

Работа наборщиков

 

Итого:

4 кружка

х 9мес = 36

1 шт

8 шт

1 шт

1 шт

1 шт

1 шт

1 х 9= 9 пачек

3 х 9=27 шт

3 х 9=27 шт

1 х 9 = 9чел

 

160 руб

 

9800 руб

50 руб

480 руб

30000 руб

3900 руб

2000 руб

125 руб

600 руб

650 руб

414 руб

 

48179 руб

5760 руб

 

9800 руб

400 руб

480 руб

30000 руб

3900 руб

2000 руб

1125 руб

16200 руб

17550 руб

3726 руб

 

90941 руб

Экономичность проекта.

Тираж газеты – 100 экземпляров – рассчитан, исходя из потребностей потребителей (учащихся школы), причём 22 номера должны получать коллективы классов, и 78 номеров изъявили желание получать дети лично. Чтобы проект был более экономичным, можно:

Выпускать газету только для коллективных подписчиков (22 экземпляра), в данном случае экономия составит 15600 руб (9 чёрных картриджей вместо 27) + 16900 руб (9 цветных картриджей вместо 27) + 875 руб (2 пачки бумаги вместо 9) = 33 375 руб.

Оформлять платную подписку на газету, что позволит компенсировать часть затрат на издание печатного органа.

Нормативно-правовое обеспечение проекта.

1) Закон РФ “Об образовании”.

2) Закон РФ “О печати”.

3) Конвенция ООН “О правах ребенка”.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

Приказ МО РФ “Об организации работы по реализации Подпрограммы “Одарённые дети” федеральной целевой программы “Дети России” на 2003-06 годы” от 02.12.2003г. № 4439.

6) Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.

7) Межведомственная программа развития системы ДО детей в Оренбургской области.

8) Межведомственная комплексная программа Новосергиевского района на 2006–2008 годы “Дети Оренбуржья”.

9) Устав МОУ “Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3”.

10) Положение о школьной газете МОУ “Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3” “Свежий ветер”.

Риски и их предупреждение

Таблица 3.

Риски Предупреждение рисков.
  1. Конфликт структуры управления школой и необходимости внедрения новой модели.
  2. Снижение потребительского интереса (цветная газета расходится лучше, чем чёрно-белая).
  3. Отсутствие научно-методического сопровождения, которое может вызвать недостаточно грамотную разработку стратегии по внедрению проекта.
  4. Ограниченность и неравномерность поступления ресурсов сопровождения проекта.
  5. Психологическая неготовность учителей к принятию новых обязанностей.
  6. Недостаточное владение педагогами новыми информационными и педагогическими технологиями.
  7. Отсутствие мотивации у детей в связи с длительным сроком реализации проекта.
  1. Привлечение к работе педагогов, не занятых в других проектах; анализ сложившейся ситуации, демонстрация ожидаемых результатов проекта.
  2. Участие в конкурсах для укрепления материально-технической базы; PR-компания для привлечения внимания к школьной газете.
  3. Укрепление связей с учёными, кафедрами педагогики, журналистики ОГПУ.
  4. Частичная компенсация средств за счёт продажи газеты.
  5. Моральное и материальное стимулирование педагогов.
  6. Проведение мастер-классов, консультаций для педагогов, желающих освоить новые технологии.
  7. Регулярное поощрение детей, сотрудничающих со школьной газетой, выдвижение их работ на различные конкурсы.

Приложение.

Список литературы.

  1. Административное управление воспитательным процессом/ сост. Н.П.Кузнецова, Е.В.Мейснер. – Волгоград,: Учитель, 2006.- 254с.
  2. Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К., Ерёмкина О.В. и др. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 342с.
  3. Балаганская Н.М. Как рождаются школьные газеты. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ypress.ru - свободный. – Загл. с экрана
  4. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самарский Дом печати, 1994. – 136с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., “Просвещение”, 1991. – 625 с.
  6. Гатанин Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. //Журнал “Психологическая наука и образование” №1 – 1998. с. 32-39
  7. Гонне Жак. Как издавать газету: Практические советы. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ypress.ru - свободный. – Загл. с экрана
  8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: “Просвещение”, 1989 – 245 с.
  9. Корчак Януш. О школьной газете. В сборнике: Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1966. – 28 с.