Цели урока:
- Обучающая – ознакомить с понятием явления электромагнитной индукции и ее применение на практике.
- Развивающие – развивать умение работать самостоятельно, память, внимание, речь.
- Воспитательные – воспитывать внимание, прививать культуру умственного труда.
Тип урока – комбинированный
Оборудование: подковообразный постоянный магнит, гальванометр, катушка, соединительные провода, компьютер, проектор.
Оформление: Плакат – таблица 7 “Электромагнитная индукция. Использование электромагнитной индукции”.
План урока
1. Организационный момент | 1 мин. |
2. Проверка домашнего задания. Проверочный тест | 5 мин. |
3. Актуализация опорных знаний | 7 мин. |
4. Зарядка | 2 мин. |
5. Освоение нового материала | 15 мин. |
6. Закрепление нового материала | 6 мин. |
7. Задание на дом | 2 мин. |
8. Подведение итогов и результатов урока | 2 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент
Дидактическая задача этапа: Подготовить учащихся к работе на уроке.
- Приветствие
- Определение отсутствующих
- Организация внимания
2. Проверка домашнего задания. Проверочный тест.
Дидактическая задача этапа: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся.
Проверка домашнего задания по изученной ранее теме “Магнитный поток” осуществляется в виде теста с разноуровневыми заданиями. Учащимся раздаются заранее подготовленные карточки с различным уровнем сложности заданий. Каждый уровень сложности оценивается соответственно на оценку “3”, “4”, “5”.
Имеются 2 варианта заданий.
Выполнение 1, 2, 3 задания оцениваются на оценку “3”. Эти задания соответствуют тестам I уровня сложности, где предусматривается конструктивное воспроизведение.
Выполнение 1, 2, 3, 4 задания оценивается на оценку “4”. 4 задание соответствует тестам II уровня сложности, т.е. ученик проявляет знания и понимание основных положений, понятий, свободно владеет изученным материалом.
Выполнение 1, 2, 3, 4, 5 задания оценивается на оценку “5”. 5 задание – задание III уровня сложности. На тест дается 6 минут. (Приложение 1)
3. Актуализация опорных знаний.
Дидактическая задача этапа: Актуализировать опорные знания ранее изученной темы для изучения новой.
Проверим I – вариант теста. Учащиеся по желанию читают задания и
ответы на них. Учитель записывает все на доске.
Используется активная деятельность всего класса в ходепроверки знаний отдельных учащихся. А также привлечениеучеников к исправлению ошибок, если они находятся.
Особое внимание заостряется на задании 4. В котором говорится об изменении магнитного потока через контур. Учащиеся должны четко представлять, что при приближении магнита к контуру магнитный поток через контур увеличивается. И, наоборот, при удалении магнита магнитный поток ослабляется, что необходимо знать для изучения новой темы.
Физкультминутка
4. Освоение нового материала.
Дидактическая задача этапа: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Дать учащимся конкретное представление об изучаемом явлении. Определить цели и задачи урока. Добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения новых знаний, усвоение учащимися путей, которые привели к данному обобщению.
а) Формулировка темы урока
Тема нашего урока называется “Изучение явления Э.М.И.”
б) Постановка цели урока
Цель нашего урока – изучить явление ЭМИ
в) Показ практической значимости изучения нового материала.
Явление Э.М.И. было открыто Фарадеем 29 августа 1831г. и вошло в основу устройства генераторов всех электростанций мира, превращающих механическую энергию в энергию электрического тока.
г) Постановка перед учащимися учебной проблемы.
Все Вы знаете, что вокруг проводника с током образуется магнитное поле. Но если электрический ток “создает” магнитное поле, то не существует ли оборотное явление? Нельзя ли с помощью магнитного поля “создать” электрический ток? Такую задачу в начале XIX века пытались решить многие ученые. Поставил ее перед собой и английский ученый Майкл Фарадей. “Превратить магнетизм в электричество” - так записал в своем дневнике эту задачу Фарадей. 10 лет потребовалось Фарадею для ее решения. А мы рассмотрим решение этой задачи сегодня на уроке.
Чтобы понять, как Фарадею удалось “превратить магнетизм в электричество” выполним опыт Фарадея, используя современные приборы.
Опыт 1
Оборудование:
Подковообразный магнит, гальванометр, соединительные провода.
Порядок выполнения:
- Собираем цепь
- Вдвигаем молнии в катушку. Замечаем, что стрелка гальванометра при этом откланяется указывая на появление индукционного (наведенного) тока в цепи катушки.
- Выдвигаем магнит из катушки.
При извлечении магнита из катушки снова наблюдается отклонение стрелки гальванометра, но в противоположную сторону, что указывает на возникновение в катушке тока противоположного направления.
Как только движение магнита относительно катушки прекращается, прекращается и ток.
Вывод: Ток в цепи катушки существует только во время движения магнита относительно катушки.
Опыт 2
Оборудование:
Подковообразный магнит, гальванометр, соединительные провода.
Порядок выполнения:
- Собираем цепь
- Двигать катушку к одному из полюсов. Происходит отклонение стрелки гальванометра.
- Двигать катушку от выбранного полюса.
Происходит отклонение стрелки гальванометра в противоположную сторону.
Вывод: Индукционный ток возникает когда движется катушка, а магнит остается неподвижным.
Во всех рассматриваемых нами опытах индукционный ток возникал при изменении магнитного потока.
Следовательно: Явление ЭМИ заключается в возникновении индукционного тока в замкнутом проводнике при всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника. Существование тока наблюдается в течении всего процесса изменения магнитного потока.
Так в I опыте при приближении магнита к катушке магнитный поток через контур увеличивается, при удалении катушки магнитный поток через контур уменьшается. Поток меняется за счет изменения индукции магнитного поля. Во II опыте катушка попадает в области поля с большей или меньшей магнитной индукцией.
На основании явления ЭМИ были созданы мощные генераторы электрической энергии.
5. Закрепление нового материала.
Дидактическая задача этапа: Закрепить у учащихся знания по новому материалу.
Для закрепления нового материала учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
- В чем заключается явление ЭМИ?
- При каком условии в катушке, замкнутой на гальванометр, возникает индукционный ток?
- Что происходит с током при изменении магнитного потока?
6. Домашнее задание
дифференцированное.Дидактическая задача этапа: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
- Прочитать и выучить материал п. – 49.
- Выполнить упражнение 39.
- Ответить на вопрос микротеста.
1 – “3” | 1,2 – “4” | 1, 2, 3 – “5” |
7. Подведение итогов и результатов урока.
Дидактическая задача этапа: Подвести итоги урока, дать оценку успешности достижения цели.
Сегодня мы ознакомились с явление ЭМИ и выяснили где оно находит применение в наши дни.