УМР: Природная зона — хвойные леса России

Разделы: География


Цели урока:

Предметный уровень.

1. Обучающая
знания
  • Продолжить знакомство с природными зонами РФ
  • Закрепить представление о природных компонентах ПЗ
умения
  • Совершенствовать умения выделять характерные признаки ПЗ по природным компонентам
навыки
  • Совершенствовать, расширять навыки учебного исследования, эксперимента, рисования, составления композиций
2. Развивающая
знания
  • Формирование целостной картины мира, посредством интегративных логических связей
умения
  • Развитие творческих способностей
  • Развитие позитивного эмоционального отношения к Природе, к людям, самому себе
навыки
  • Совершенствование уровня развития речи
  • Развитие модальности восприятия
  • Развитие ответственности за свой выбор
Работа с субъектным опытом
  • Использование различных сенсорных систем для самовыражения, через деятельностную технологию
3. Воспитательная
ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ И КРАСОТЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ
ЛЮБОВЬ К САМОМУ СЕБЕ

Реализация целей урока предполагает использование личностно-ориентированный, деятельностный подход в обучении. Весь ход занятия основываются на субъективном опыте ребенка, специфике восприятия окружающего мира, с разнообразием форм деятельности и уровнем сложности работы. Данный подход подразумевает всестороннее использование ресурсов природной среды. Схема данного занятия универсальна и может быть использована при изучении любого ПТК. Элементы предложенной разработки формируют исследовательскую позицию учащихся. Участок леса, парк, зеленая зона – учебное пространство для проведения данного занятия. Урок рассчитан на 2 академических часа: на природе, обработка результатов в классе.

Условия, Оборудование:

Технические  
Раздаточный материал (на природе) Наждачная бумага (нулевка), белый картон + клейкая бумага, рамка, салфетки для рук, коробка для почвы
Раздаточный материал (в классе) Ватман, клей, картинки с животными ПЗ хвойного леса
Оборудование Стеклянная воронка, лакмусовая бумага, 2 хим.стаканчика (на парту), термометр электронный, геологический бур или саперную лопатку, почвенное сито

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Организационный момент.

Занятие на природе.

Работа по группам по обработке собранного природного материала.

Подведение итогов (отчет).

Организационный момент (в классе):

  • приветствие, позитивный настрой учащихся на занятие;
  • сообщение цели занятия;
  • определение степени готовности к занятию.

(Ключевые позиции – фрагменты коммуникации учителя с учениками)

Учитель: Сегодня с помощью этих простых вещей (показ – наждачная бумага, белый картон, клейкая бумага, рамка, коробка для почвы, стеклянная воронка, лакмусовая бумага, химический стаканчик, термометр электронный) мы попытаемся описать природную зону хвойного леса. Создадим авторские работы данной природной зоны. Как она будет выглядеть у Вас, я не знаю, но уверена, что работы прилучатся интересными.

Занятие на природе:

Учитель: Где мы находимся? Что Вас окружает?

Оглядитесь вокруг и найдите участок (уголок), который Вам нравится. Поясните свой выбор. Возьмите рамку (можно воспользоваться фоторамкой, рамкой сделанной из проволоки и т.п.) выберите интересный природный уголок и положите рамку. Назовите полученную картину.

- Оставьте рамку на выбранном месте.

- А что Вам не нравится в этом лесу (парке, зеленой зоне)? Почему?

- Как Вы считаете, почему мы знакомимся, изучаем природную зону хвойных лесов? Почему хвойный лес называется хвойным? Что дает хвойный лес человеку? Значение хвойного леса в жизни человека?

Лес, в том числе и хвойный – это грибы, ягоды, древесина, лекарственные травы, дичь. ПЗ хвойных лесов занимает большую территорию России. На долю России приходится 22% мировых лесных ресурсов – 45% всей территории страны. Запасы древесины (82 млрд кубических метров) превосходят суммарные запасы США и Канады в 3,5 раза и более 80% – это хвойные породы. В западной зоне (европейский север) сосредоточено 26 % площади, покрытой тайгой. В восточной зоне (Северный Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) – 65% территории покрыто хвойным лесом – это территории за исключением тундры и лесотундры. Тайга – это зелеными “легкими” планеты (по аналогии с южноамериканской гилеей), так как от состояния этих лесов зависит кислородный и углеродный баланс приземного слоя атмосферы. Сам лес оказывает влияние на состояние нижнего слоя атмосферы (уменьшение скорости ветра, увеличение испарения, очищение воздуха от пыли).

- Вернемся к рамкам с природными картинами.

- Какие растения в рамке Вам знакомы? Покажите незнакомые растения? Какие растения Вас окружают?

Вы видите, что самые высокие растения – это деревья.

- Какие это деревья? Сосна, ель, пихта, лиственница, кедр.

- Как Вы думаете, чем будет отличаться лес, в котором в основном сосна обыкновенная, лиственницы сибирская и даурская, от леса, состоящего из ели, пихты, кедровой сосны?

- Посмотрите вокруг. Много ли света в нашем с Вами лесу? Где располагаются ветви хвойных деревьев? Почти у земли, если это ель, пихта. Высоко на стволе – если это сосна, лиственница. Как этот факт влияет на освещенность?

Отличие в количестве света. Лес, в котором в основном сосна обыкновенная, лиственницы сибирская и даурская – светлохвойная тайга. Лес, состоящий из ели, пихты, кедровой сосны – темнохвойная тайга.

- А чуть ниже растут…..? Мелколиственный деревья – береза, осина (на месте гарей, вырубок).

- Еще ниже кустарники? – можжевельник, малина, жимолость.

Следующие по высоте – это кустарнички (голубика, брусника, черника)

Еще ниже мохово-лишайниковый покров.

- Почему в темнохвойном лесу бедный травянистый покров?

Под густой кроной этих деревьев очень мало света и влажно. Поэтому выжить могут только теневыносливые растения.

- В Вашей папке белый картон (разрезанный 15 Х15 см- 10 шт.) и клейкая бумага – это Вам понадобиться при составлении гербарных материалов;

(Показать, как необходимо работать с картонной карточкой и клейкой лентой при составлении гербария. Работа как правило увлекательная, требует малых временных затрат и интересна ребятам, при этом остается гербарный материал, который можно использовать учителем на уроках не только географии, но и биологии, экологии, ОБЖ и т.п. Возможна импровизация с растениями, листьями в составлении “живой открытки”- этот вид работы более трудоемок).

- Что получилось? Покажите.

-У меня в руках электронный термометр для чего? Какую температуру мне необходимо измерить? (температуру почвенного слоя, приземного воздуха, температуру воздуха на высоте 1-1,5 метра)

- Как правильно делаются температурные замеры? Покажите. (замеры температуры фиксируются учащимися)

- Посмотрите вокруг себя и найдите цвет в лесу (парке, зеленой зоне), который Вам по душе. Почему именно этот цвет Вы выбираете?

- В Ваших руках папка, в которой находится наждачная бумаги. Достаньте ее.

- Зачем нам она нужна, как она может нам помочь?

- Природа дает нам много разнообразных красок. Возьмите кусочек коры дерева (сосна, ель, пихта и т.д.) проведите по наждачной бумаге.

- Что у Вас получилось?

- Попробуйте нарисовать картинку с помощью природных красок.

- Что получилось? Как назовете свою картину?

- Но на какой почве растет хвойный лес? Чтобы ответить на этот вопрос нам надо заглянуть под “землю”. В этом нам поможет геологический бур.

- Показать бур с почвенным содержимым. Бур можно заменить (на почвенный разрез, сделанный накануне почвенной лопаткой). Каждый почвенный горизонт описывается (цвет, мощность, диаметр почвенных комочков- с помощью почвенного сита), нумеруется и выкладывается в строгой последовательности, с учетом масштабности, в коробку для почв. Необходимо несколько почвенных образцов с разных участков (холма, в низине, у ручья и т.д.) с собой для исследования в классе.

- Какой горизонт наиболее мощно развит в почвах ? (мощно развит в почвах – слой вымывания. Обилие осадков промывают почвы и выносят растворимые вещества из верхнего перегнойного слоя в нижние горизонты почвы. В результате горизонт вымывания становится мощным и приобретает белесый цвет золы – отсюда и название почв “подзолы”. Гумусовый горизонт маломощный. Поэтому естественное плодородие у подзолистых почв невелико.)

- Почему горизонт вымывания у подзолистых почв так развит? Осадков выпадает немного (300-600 мм/год). (Низкое испарение приводит к избыточному увлажнению)

Вы видите, что почвы там, где растет сосна, лиственница- это пески и каменистые почвы; там, где растет ель, пихты – это глинистые почвы. Значит почвы …….продолжите фразу (предопределяют тип растительности, по растительности можно предположить тип почв).

Работа по группам по обработке собранного природного материала (в классе):

Деление учащихся на группы может быть как в произвольной форме (кто любит зиму, лето, весну, осень; предложить конфеты в разных по цвету обертках; по карточкам с разными изображениями), так и с учетом их желаний и предпочтений.

Учитель: У нас 4 группы. Через минуты предложите название своей группы, с учетом темы сегодняшнего занятия: ПЗ Хвойных лесов. (На доске записывается название групп). Каждая группа получает: салфетки для рук, ватман, клей, картинки с животными ПЗ хвойного леса, 2 стеклянных воронки, лакмусовую бумагу, химический стаканчик.

- (С показом) Мы принесли с Вами из леса (парке, зеленой зоне) гербарий, коробка для почв с почвенными образцами, природные картины (открытки из природного материала, картины, с использованием природных красителей), показания термометра, фотографии и свои впечатления.

- Возьмите в руки образец принесенной почвы. Попробуйте скатать ее в почвенный шнур. Получилось? Напомните мне. Что это за тип почв (Суглинки).

- Проведем простой эксперимент. Перед Вами по две стеклянных воронки и химические стаканчики. Заполните воронку землей (на половину) и налейте сверху воды.

- Что можно доказать, с помощью этого эксперимента? (водоупорность/пропускную способность почв)

- Как это влияет на плодородие почвы ПЗ хвойных лесов? (повышенное количество глинистых частиц в почве способствует накоплению воды/переувлажнению, что снижает плодородие.)

- Сделайте почвенный раствор (в химическом стаканчике). Поместите в него лакмусовую бумагу. Какая среда? (Кислая) – значит почвы ПЗ хвойных лесов кислые. Эти органические кислоты – результат разложения хвойного опада. А в условиях повышенной влажности это способствует распаду минеральных и органических частиц почвы.

- Как можно повысить плодородие этих почв, уменьшить кислотность? (известкование и внесение минеральных удобрений)

- У Вас на парте карточки-задания. Необходимо выполнить поэтапно каждый шаг и через 15 минут отчитаться по результатам. Каждый в группе отвечает за определенный участок работы/шаг. но вопрос (как по теме его шага, так и по теме другого участника команды), после выступления, может получить любой участник команды.

Карточки-задания:

Шаг 1. На ватмане в качестве темы (заголовка) занятия изобразите рисунок ПЗ тайги. В группе обсудите доводы в защиту ключевой идеи рисунка.

Шаг 2. На ватмане в виде логической цепочки, покажите расположение, климатические особенности природной зоны хвойных лесов:

ГП, угол падения сол. лучей

> Тип климата

> тип ВМ (лето, зима)

> t сред. янв., июля; t замеры

>

Давление

(В)/(Н)

>Осадки (мм/год)

>

Коэффициент увлажнения

> Сезонность

Объясните логическую взаимосвязь между звеньями логической цепочки.

Шаг 3. Расположите в строгой последовательности пространственного размещения (по ярусам) растения (гербарные материалы, рисунки) на ватмане. Прикрепите их к ватману. Рядом с каждым ярусом запишите название жизненной формы (деревья 1-2 ярус, кустарники, кустарнички, растения 5 яруса, мохово-лишайниковый покров). Перечислите особенности растений данной природной зоны.

Шаг 4. На ватмане разместите и прикрепите предложенные картинки животных ПЗ хвойного леса/фотографии, таким образом, чтобы они находились в том ярусе, где они обитают. Какими приспособлениями обладают животные данной природной зоны?

Шаг 5. Используя клей, почвенные образцы расположите, и приклейте на ватман, в строгой последовательности, с учетом масштабности и специфики (цвет, мощность, диаметр почвенных комочков) почвенные горизонты. Подпишите название почв.

Шаг 6. Докажите значение ПЗ хвойных лесов с позиции: растения, животного, человека, государства, планеты Земля. Схематически покажите на ватмане.

Подведение итогов (отчет).

Вывешиваются все 4 ватмана. Каждая группа отчитывается по работе. Могут задаваться вопросы, как со стороны учеников, учителя, так и возможен соревновательный элемент, когда учитель задает блиц вопросы на осознание. Сумма баллов (за отчет и ответы на вопросы) определяет оценку.